Как защитить себя и бизнес в 2022 году от налоговых и субсидиарных рисков? С кем разделить ответственность?

<p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpravovest-audit.ru%2Fcompany%2Fexperts%2Figush-natalya-aleksandrovna-%2F%3Futm_source%3Dgarant%26amp%3Butm_medium%3Darticle%26amp%3Butm_campaign%3Dobyazatelnyj_audit%26amp%3Butm_content%3Dcontent_autor%26amp%3Butm_term%3Digush&postId=459980" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Маргарита Дружинина</a></p>Управляющий партнер АКГ «Правовест Аудит» - 15 место RAEX 2021

Маргарита Дружинина

Управляющий партнер АКГ «Правовест Аудит» - 15 место RAEX 2021

Как защититься? Такой вопрос все чаще задают собственники, руководители финансовых служб и бизнеса, которые уже столкнулись с последствиями налоговых проверок. Но, как говорится, лучше учиться на чужих ошибках. Поделюсь кратко для тех, кто хочет избежать проблем и ищет способы обезопасить себя и свой бизнес до того, как нагрянут неприятности. Вы узнаете как аудит дает не только профилактику рисков, но и разделяет с бизнесом ответственность за последствия. Чтение 2 мин. Польза – всю жизнь ;-)

Официальная статистика ФНС

Начну с официальной статистики, чтобы наглядно показать, к чему приводят налоговые проверки, когда риски бизнеса находят представители ФНС. За последние 3 года виден рост доначисления за одну проверку в 2 раза!

Официальная статистика налоговой службы — отчет Ф.2-НК
Официальная статистика налоговой службы — отчет Ф.2-НК

Субсидиарка для КДЛ

Не секрет, что именно топ-менеджеры и собственники отвечают по налоговым долгам компании, хотя для некоторых это все еще является шокирующей новостью. То есть, если по итогам налоговой проверки организация не в состоянии расплатиться с бюджетом, то ответственность перекладывается на контролирующих должника лиц (КДЛ).

Начало такой практики было положено еще 6 лет назад в далеком 2017 году. С тех пор количество заявлений о привлечении к субсидиарке КДЛ стремительно растет и даже мораторий на банкротство «ковидного» — 2020 года ничуть не испортил картину:

<p>Кол-во заявлений о привлечении КДЛ по данным Федресурса</p>

Кол-во заявлений о привлечении КДЛ по данным Федресурса

Как проводить профилактику рисков и с кем делить ответственность?

Очевидно, что находить налоговые риски до их обнаружения представителями налоговых органов сегодня становится просто здоровой необходимостью. Надежным способом поддерживать порядок в учете и отчетности организации – является проведение независимого аудита. Причем заказывать «посметрный» аудит, когда отчетность уже сформирована и сдана – сегодня имеет все меньше смысла.

Веской причиной идти на опережение проблем и не накапливать риски является мощная цифровизация контрольно-надзорной функции ФНС, которая постоянно расширяется и совершенствуется. А также важно отметить, что классический аудит лишь констатирует факт достоверности бухгалтерской отчетности по существу. При этом рассмотрим другой подход, который может стать инструментом контроля, предотвращения и страхования налоговых рисков.

Аудит аудиту – рознь!

Бытуют разные мнения о связи аудита и налоговых рисков. Кто-то считает, что аудит вовсе не способен защитить от налоговых рисков. Их оппоненты утверждают обратное – любой обязательный или инициативный аудит способен снизить все налоговые риски и позволить жить спокойно. И каждый по-своему прав. Ведь аудит бывает разным! Все зависит от вида аудита и условий договора с аудиторской компанией.

Опрос участников вебинара, май 2022 года
Опрос участников вебинара, май 2022 года

Несомненно, профессиональный взгляд сторонних специалистов (аудиторов, налоговых консультантов, юристов) лишним никогда не будет. И аудит – это всегда дополнительный контроль, а значит повышение порядка в учете и отчетности. Но, чтобы использовать аудит в качестве щита от налоговых претензий и страховки от финансовых потерь, важно учитывать важные нюансы.

Классический вариант аудита

При проведении финансового обязательного или инициативного аудита организация получает аудиторское заключение, которое подтверждает исключительно достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем на достоверность влияют только существенные ошибки. А налоговый учет анализируется с точки зрения того, как влияют эти ошибки на бухгалтерскую отчетность.

Кстати, уровень существенности каждый раз индивидуален. Например, неуплата налога в 5 млн руб. может быть несущественной ошибкой для средней или крупной компании. Аудиторы вполне могут не обратить на нее внимание. В отличие от инспекции: она помимо этой суммы взыщет штраф за неуплату налога – 1 млн руб. (20 %) или 2 млн руб. (40% – при умысле), плюс причитающиеся пени. В итоге цена «несущественной» ошибки может увеличиться почти вдвое и больно «ударить по карману».

Также «классика» аудита предусматривает проверку лишь небольшой части первичных документов компании. А ведь именно отсутствие первичных документов или их некорректное заполнение являются частыми основаниями для доначисления налога на прибыль.

Финансовый аудит хорош по-своему и выполняет свои цели и задачи. Но, ограничившись лишь им, не получится увидеть истинную картину налоговых и иных финансовых рисков, а значит вовремя их исправить.

Совет!

Для получения максимальной пользы от классического аудита необходимо:

· дополнить задание на аудит углубленной проверкой налогового учета и отчетности;

· запросить анализ возможных законных способов оптимизации налоговых платежей;

· получить от аудиторской компании подтвержденные расширенные гарантии на компенсацию действительного ущерба в том случае, если будут обнаружены не все ошибки.

Аудит со страховкой и гарантией

При поиске идеального варианта аудита с «налоговым уклоном» стоит обращать повышенное внимание на условия договора с аудиторской компанией. Это позволит убедится в предмете и области проверки, а также оценить степень своей защиты от возможных рисков и финансовых потерь. Надо понимать, за что именно отвечают аудиторы, в каком размере определена их ответственность. Ведь ответственность бывает разной или ее может вовсе не быть. Поскольку аудиторская компания не обязана страховать свою профессиональную ответственность, это ее право (пп. 4.1. п. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Немалое значение в страховке аудиторской компании имеют:

· сумма страхового возмещения;

· перечень рисков, «покрываемых» страховкой. Идеальный вариант: когда возмещаются фактические убытки в виде штрафов и пеней, которые начислил налоговый орган (например, если аудиторская компания не указала на имеющиеся нарушения, хотя должна была это сделать).

К примеру, бывает так, что помимо стандартного страхования аудиторы предоставляют клиентам расширенные гарантии качества:

· Консультационно-правовую поддержку клиента со стороны налоговых юристов на протяжении 3 лет (срок риска назначения выездной проверки) после проведения аудита.

· Расширенную персональную страховку. Так, если налоговые органы предъявят к клиенту претензии по периоду, который проверили аудиторы (при этом, клиент соблюдал все рекомендации аудиторов и не удалось отстоять доначисления силами налоговых юристов), то штрафы и пени будут компенсированы за счет страховки.

Как работает страховка от налоговых рисков на практике

Страховка «на бумаге» – это хорошо, но важна и практика выплат по ней. Вот пример, как весной 2022 года в нашей аудиторской компании произошел такой страховой случай.

Новый главбух организации (наш клиент) обнаружил, что при наличии у организации обособленного подразделения налог на прибыль платился в субъект по месту нахождения головной компании. Туда же представлялись и налоговые декларации без распределения сумм налога. А это риски приостановки операций по счетам организации до уплаты ею сумм налога по обособленному подразделению, да еще и начисление пеней и штрафов.

Поскольку организация проводила у нас комплексный аудит и имела страховку и защиту от налоговых рисков, мы действовали слаженно и проблему решили весьма оперативно:

· Наши налоговые юристы помогли, чтобы межбюджетный взаимозачет был произведен в течение 2 недель, вместо положенных 1,5 месяцев. Это позволило избежать лишних пеней и блокировки расчетного счета организации;

· Далее, наши аудиторы предоставили по расширенной страховке в компанию «Ингосстрах» пакет документов, подтверждающих наступление страхового случая, и без судебных разбирательств страховщик через 1,5 недели компенсировал клиенту начисленные пени в полном объеме – 2,8 млн руб.

Детали страхового случая можно посмотреть здесь >>

Вывод:

Поэтому, рассмотрите для себя инструменты защиты от налоговых и связанных с ними персональных рисков. Уделяйте внимание контролю порядка в учете и отчетности в течение отчетного года. При выборе аудиторов, добавляйте расширенную проверку по налогам: изучайте условия и предмет договора, правила страхования и гарантии от аудиторской компании.

Теперь вы знаете, как защитить бизнес и руководство от рисков и финансовых потерь!

Подробнее с примерами и правовыми обоснованиями читайте тут: Защита бизнеса и руководства компании: чем поможет аудит? (garant.ru)

44
2 комментария

Налоги платить надо вовремя и частями, если возможно (по кварталам, например) и не гнать левый входящий НДС. Ну и финотчетность нормальную вести.

1

Да, тут 2 принципа:
-«Не ошибается только тот, кто ничего не делает» (особенно с нашими законодательством и судебной практикой);
-«Доверяй, но проверяй»!
В сотни раз дешевле самому контролировать риски и поддерживать порядок в учете и отчетности, тем более, что каждый бизнес налоговая мониторит по среднеотраслевым критериям ФНС назначения проверок