Олег, я не в ресурсе… Как бизнесу работать с фрилансерами и не пролететь?

Почти каждому юрлицу приходилось хотя бы раз работать с фрилансерами. Но не всегда опыт оказывается удачным. То дизайнер с многолетним опытом рисует как школьник, то программист срывает все обозначенные дедлайны…

Найти хорошего специалиста — всегда проблема. Но это легко исправить, если подойти к выбору подрядчика с умом.

Почему не получается найти хорошего исполнителя?

Представьте ситуацию: в одной крупной компании начальник отдела маркетинга Иван поручил своему сотруднику Олегу найти дизайнера.

Что делает Олег. Есть три распространенных варианта:

  • спрашивает у друга из соседнего отдела контакты дизайнера, с которым друг работал пару месяцев назад;

  • закидывает вакансию в Telegram-каналы и на другие площадки, прикрепляет анкету вместе с тестовым;

  • ищет подрядчиков на биржах фриланса.

Где ошибка? Как лучше? Обо всем по порядку:

  1. Искать подрядчика по знакомствам. Если он помог вашему знакомому, еще не значит, что этот фрилансер подойдет и вам. Разные задачи, разные ожидания, разные требования. К тому же, всегда нужно выбирать из нескольких вариантов. Так вы найдете специалиста, который сделает работу лучше.

  2. Искать исполнителя на биржах фриланса. С такими площадками нужно быть осторожным. Во-первых, нужно очень внимательно выбирать и смотреть портфолио, а во-вторых — отталкиваться от специализации. Например, хороших программистов и дизайнеров можно найти на Fl. ru и Freelance. ru, а копирайтеров — уже сложнее.

  3. Объявлять конкурс и получать посредственные результаты. При поиске дизайнера часто делают именно так — объявляют конкурс. Но, как правило, хорошие специалисты не участвуют в них. Тем более, если вы — заказчик не уровня Газпрома. Лучше выбирать по портфолио.
  4. Ожидать, что работа будет лучше, чем в портфолио. Там оказываются лучшие работы, так что ожидать, что будет по-другому — не стоит, даже если человек уверяет вас в этом. Если исполнитель сильно постарается, то работа будет примерно того же уровня, что и в портфолио. Если ваши референсы сильно лучше работ дизайнера, нет никакого смысла нанимать этого дизайнера, даже если он стоит дешевле и обещает сделать не хуже.
  5. Верить на слово, не видя работ… или если фрилансер не может подтвердить, что это его работы. К сожалению, бывает и такое — люди воруют труд других и выдают его за свой.

Как найти хорошего исполнителя и избежать проблем?

Как мы уже говорили, лучше не искать исполнителя по конкурсу или хватать первый вариант по рекомендации друга. Лучший способ — разместить резюме в чатах, где есть специалисты именно того профиля, который вам нужен.

Если все сделать правильно, то вы получите по меньшей мере десяток релевантных откликов. Чтобы отсеять новичков и людей, которые вам не подходят, составьте вакансию таким образом:

  • расскажите о проекте/компании и теме, с которой придется работать;
  • напишите о типе занятости (разовая/проектная/периодическая);
  • напишите, когда нужно будет приступить к работе;
  • фронт работ (например, для копирайтера — SEO-статьи/посты в соцсети/лендинги/продающие письма и т. д.);
  • что нужно от кандидата (портфолио/образование/опыт работы в вашей теме и т. д.);
  • попросите кандидатов указать ставку.

Вакансию постарайтесь написать человеческим языком и озвучьте то, что может быть полезно потенциальному кандидату. Лучше всего, если она будет оформлена в гугл документе, так вы сможете вносить правки “на лету” еще до того, как найдете специалиста и всегда сможете добавить ту информацию, которую вспомнили. Помните, что вы не делаете одолжение, нанимая сотрудника на работу — у вас взаимовыгодные отношения.

Очень важно обозначить пул задач, чтобы к вам приходили кандидаты, которые готовы взять на себя тот объем, который вам нужен.

В каждое сфере свои особенности. Например, при поиске копирайтера важно обозначить нишу, с которой придется работать, чтобы исключить тех, кто пишет обо всем, но очень некачественно.

После того, как получили отклики, смотрите на:

  • портфолио;
  • тестовое (если есть);
  • как человек общается.

Как правило, после этого остается выбрать между несколькими кандидатами.

Как работать с физлицами и переводить деньги исполнителям в другие страны?

Также при поиске исполнителя или работе с ним могут возникнуть проблемы, которые не зависят ни от вас, ни от фрилансера.

  • не получается найти хорошего специалиста по узкому профилю;
  • исполнитель нашелся, но из другой страны — нет возможности провести оплату;
  • нет закрывающих документов, либо исполнитель физлицо.

В таком случае можно проводить сделки через специальные сервисы. Например, madetask — он выступает вашим генподрядчиком и через единый договор с сервисом вы работаете со всеми исполнителями по всему миру. Так у вас появляется возможность переводить деньги в разные страны, несмотря на ограничения. При этом деньги приходят сразу на карту исполнителю. Сервис позволяет законно работать и с самозанятыми, и с физлицами. А закрывающие документы можно будет получить прямо в личном кабинете.

Исполнитель найден: как работать с ним эффективно.

Итак, даже если вы выбрали хорошего исполнителя, совсем не факт, что в процессе работы не будет недоразумений.

У фрилансеров есть 5 смертных грехов:

  • срывают дедлайны;
  • сдают сырой материал, потому что приступают к работе в последний момент и, не закрывая одного проекта, переходят к следующему;
  • отдают задачу менее опытным коллегам, а разницу оставляют себе;
  • не поддерживают связь с заказчиком в процессе работы;
  • не задают уточняющие вопросы заказчику, что приводит к недопониманиям.

… или происходит что-то такое:

Олег, проект пока не начинал. Не могу войти в состояние потока, сейчас не в ресурсе, и всё тут. Вы поймите, много незакрытых гештальтов, и я, конечно, Вселенной посылаю запросы, жду инсайта, но пока глухо. Скоро буду проходить марафон продуктивности, получу от тренера персональную карту желаний, потом на психологические расстановки схожу, а там, глядишь, и из зоны комфорта смогу выйти. Вы не подумайте, что я без дела сижу: визуализировать свои цели тоже труд, это какая концентрация нужна… Такие дела, Олег. Я временно буду игнорить вас, чтобы не выгореть из-за токсичных вайбов. Я стараюсь полюбить себя и взять ответственность за свою жизнь, а вы нарушаете мои личные границы, Олег. Впредь готов отвечать лишь на экологично поданные запросы от вас.

Найдено на просторах Telegram, автор неизвестен: )

Рассмотрим на примере того же Олега. Он разочаровался в работе с фрилансерами, потому что дизайнер его подвел — сдал макет очень поздно. Но если покопаться, то проблема в Олеге — он четко не обозначил срок сдачи макета, так как хотел “сгладить углы” и рассчитывал на совесть фрилансера.

Как это видит фрилансер:

«У меня еще два заказа. Первый нужно сдать к среде, второй — к пятнице. Вот и разберусь, когда закончу с этими».

Фрилансер

Но фрилансеру приходит новый заказ, и снова с дедлайном. А по старым пришли правки. На заказ Олега у него просто не остается времени, потому что это задача не в приоритете. Он делает ее в последний момент наспех, когда понимает, что Олег уже нервничает.

Итог — исполнитель сорвал сроки и сдал, скорее всего, некачественную работу.

Как избежать срыва сроков? Ставим контрольные точки:

Прекрасная таблетка от таких “неприятных неожиданностей” — ставить сроки и контрольные точки, по которым будет отслеживаться работа. Обговорите с исполнителем, как вы будете поддерживать с ним связь, чтобы просмотреть предварительные результаты.

Контрольные точки — это некие этапы вашей работы.

Например, для статьи это:

  • Создать структуру статьи
  • Создать драфт статьи
  • Написать статью
  • Принять первые правки
  • Принять вторые правки
  • Финальная вычитка и редактура

Для дизайна сайта:

  • Создать прототип с текстами (обычно это делает маркетолог, это и есть ТЗ)
  • Подготовить мудборд
  • Подготовить и просмотреть 1-3 блока дизайна
  • Отрисовать весь дизайн и элементы навигации
  • Принять первые правки
  • Принять вторые правки

Конечно, этапы могут быть разными, в зависимости от ваших приоритетов.

Так вы решите две первые проблемы: предотвратите срыв дедлайнов и сырой материал на выходе.

Если все сделать правильно, то вы исключите почти все возможные проблемы при работе с фрилансерами.

Надеемся, что статья была полезной. Поделитесь в комментариях, с какими проблемами вы сталкивались при работе с фрилансерами и как их решали.

1212
29 комментариев
150 ₽

Перепробовал аналоги, остановился на MadeTask, функционал еще развивается, но сапорт здесь лучший

1
Ответить

Прочитал статью, про работу с фрилами конечно занимательно, но я не понял в чем прикол этого сервиса?

5
Ответить

Эдуард, спасибо за вопрос. Сервис MadeTask позволяет оплачивать работу фрилансеров-физлиц и получать официальные закрывающие документы для юридических лиц. По-сути, сервис становится вашим генеральным подрядчиком. Вы заключаете единый договор с одной компанией, вместо большого количества договоров с исполнителями.

Ответить

Сотрудничаю с парой удаленщиков, перевожу им деньги голубиной почтой (шутка))) доступными средствами, значительных проблем не наблюдаю. Все расписанное конечно хорошо, но не всем актуально.

3
Ответить

Понятно, что для одного фрилансера нет смысла заморачиваться, но если сотрудников много, то потребность как раз и возникает. Когда есть единая платформа для всех - намного удобнее работать с большим количеством удаленщиков.

1
Ответить

В связи с санкциями, голуби в другую страну долетают хреново - и точка.
Осталась только крипта либо сервисы наподобие мейдтаск, масспэй, солар и т.д.

Ответить