Как я пришел в бизнес. Моя история от консультанта в магазине одежды до основателя фудтех-стартапа

Исповедь российского предпринимателя. Каждый узнает в ней себя...

Меня зовут Кирилл Пастушин, я один из основателей Mealjoy — сервиса доставки блюд длительного хранения для здорового питания. Я также был одним из создателей проекта «ВкусНаДом», благодаря которому вошёл в ТОП-20 успешных предпринимателей в фудтехе по версии Rusbase. Но до этого я думал, что хорош в продажах, пытался зарабатывать на Avito… О том, как я пришел к делу, которым действительно горжусь, — расскажу в этом материале.

Как я возомнил себя «царём продаж»

По образованию я — профессиональный «прогульщик». Я получил диплом экономиста в Санкт-Петербургском Инженерно-экономическом университете, но на занятиях почти не появлялся, потому что не понимал, для чего мне это нужно. Еще со студенчества я работал в продажах — был консультантом в магазине модного бренда одежды, продавал автомобили в салоне, а потом переключился на недвижимость.

Продавать мне нравилось, и я был хорош в этом — грамоты за достижения в sales-сфере уже некуда было вешать. В 23-24 года моя средняя месячная зарплата составляла около $6 тысяч. Я отлично себя чувствовал, был лучшим продавцом в отделе.

Но в какой-то момент успехи вскружили голову, и я зазнался. В общем, «надел корону», сам того не заметив.

Начал поучать других продавцов, почувствовал себя руководителем, которым на деле не являлся. Доходило до того, что я стал отчитывать коллег, дискредитировать руководство в глазах остальных сотрудников.

Мое самодовольство не прошло бесследно — меня уволили. Сейчас я понимаю, что это было верным решением, потому что такой сотрудник — разлагающий изнутри элемент. Он ставит авторитет руководителей под сомнение, вызывает только негатив и непонимание. Даже если я был исключительно талантливым продавцом, держать меня в команде дальше было губительно.

Предпринимательский перелом или Как начать бизнес «на слабо»

Я продолжил работать в продажах. Правда, «космическую» зарплату в 6 тысяч долларов мне уже никто не был готов предложить. Я действительно столько не стоил.

Это вернуло меня с небес на землю. Пошёл работать в агентство недвижимости на гораздо более скромные условия. Но выдержал я всего месяц. Понял, что просто устал продавать, что не хочу этим заниматься всю жизнь.

Пошёл на мотивирующие бизнес-курсы — так и случился мой «предпринимательский перелом». Сознание перевернулось с ног на голову: я больше не мог представить себя в найме, решил строить дело, в которое я сам верю.

У многих моих друзей и знакомых уже к 25 годам были собственные бизнес-проекты. А я всё не решался. Мне казалось, что бизнес — это про большую ответственность, незаурядные способности и большие деньги.

Но пока я медлил, меня просто взяли «на слабо». В компании друзей мы обсуждали, почему всем (и мне в том числе) так страшно начать свое дело. Пришли к мысли, что все ищут отговорки вместо того, чтобы взять и сделать. Это меня задело. В тот же вечер я написал «декларацию”, в которой заявил, что отдам свой автомобиль, если не сумею заработать собственным бизнесом хотя бы 70 тыс. рублей к 30 октября 2014.

Та самая декларация
Та самая декларация

Первый бизнес: весь в пыли таскаю тренажёры

Вскоре возможность начать бизнес как будто сама собой подвернулась. Я всё ещё работал в найме помощником менеджера по таможенному оформлению — перекладывал бумажки в логистической компании. И узнал, что на складе компании застряло спортивных тренажёров на 20 млн рублей. Распродавать товар готовы были по закупочным ценам — например, беговую дорожку отдавали всего за 10 тыс. рублей.

Я увидел возможность и подумал, что мог бы продавать такой товар сам. Сделал простой лендинг с ассортиментом и ценами, запустил рекламу и стал ждать клиентов. Первое время ничего не получалось пока моя жена просто ради эксперимента не разместила объявление о продаже тренажёров на Avito — и заявки пошли. Мы стали десятками развозить тренажёры покупателям. Казалось бы — вот оно счастье!

Но мои ожидания от бизнеса разошлись с реальностью.

Я думал, что бизнес — это деньги, независимость, работа на своих условиях. А в итоге вышло так: весь в пыли в свободное от основной работы время с женой таскали тяжеленные тренажёры по всему городу.

Спина болела, времени уходила уйма, а заработок хоть и был, но довольно скромный — 70-100 тыс. рублей в месяц.

Это было хорошей прибавкой к зарплате, но спустя полгода я очень устал. Понял, что так дальше нельзя и продал свой первый бизнес за 400 тыс. рублей.

Как мы запустили сервис с готовыми блюдами длительного хранения (180 дней)

Заработанные 400 тыс. рублей я наконец решил использовать грамотно. Не просто потратил, а вложил в запуск собственного проекта.

С детства у меня была страсть к кулинарии. Причём мне нравился весь процесс от выбора продуктов до подачи на стол. Бабушка могла отправить меня за помидорами в ближайший магазин — а я пропадал на час, потому что выбирал самые лучшие. Было очевидно, что мой бизнес должен быть как-то связан с фудтехом.

В 2014 году с партнёром мы организовали сервис доставки наборов продуктов с рецептами на неделю «ВкусНаДом». Проект быстро развивался, показывал х3 по выручке за 3 месяца и даже вошёл в ТОП-20 фудтех-проектов по версии Rusbase.

Кирилл Пастушин и Анастасия Нечаева (основатели "ВкусНаДом")
Кирилл Пастушин и Анастасия Нечаева (основатели "ВкусНаДом")

За пять лет работы было много побед и ошибок. Некоторые из ошибок привели к потери интереса и мотивации работать дальше. Я вышел из проекта, потому что его потенциал к тому моменту начал расходиться с моими амбициями.

Довольно быстро я взялся за следующую идею ― запустил Mealjoy, доставку здоровых блюд длительного хранения (до 180 дней). Мы замораживаем готовые блюда, которые можно потом просто разогреть в микроволновке или на плите. Ключевая фишка нашего сервиса — ESF-заморозка, которая позволяет сохранять вкус и свежесть полезных блюд до 180 дней. На базе этой технологии мы разработали собственный технологический процесс. Сначала каждый компонент блюда замораживается отдельно при температуре -40. После этого все компоненты по особой системе раскладываются в стаканчики и снова замораживаются. Процесс заморозки занимает не более 15 минут.

Есть крупный американский аналог Daily Harvest. Компания стартовала в 2015 году и считается одной из самых быстрорастущих фудтех-компаний в мире. За 6 лет ей удалось привлечь 6 раундов инвестиций (!), компания уже признана единорогом. Сейчас у Daily Harvest более 100 тыс. клиентов, а выручка в 2021 году составила $ 250 млн.

Собственный бизнес и фудтех ― это отдельная глава в моей жизни и повод поразмыслить.

Сегодня жизнь людей постоянно ускоряется, не хватает времени на самые простые вещи. На еду в среднем человек тратит по 400 часов в год — это огромный ресурс времени. Поэтому я уверен, что любой сервис, который может сделать приёмы пищи разнообразными и удобными, будет востребован. К тому же, основная наша аудитория — это зумеры. Они интересуются экологичными проектами, им во всем важна осознанность, в том числе в еде. Именно они в ближайшие годы станут основной платёжеспособной аудиторией.

Сейчас мы анонсировали новый инвестиционный раунд на 90 млн рублей, в котором по сути любой человек может инвестировать в нас от 185 тыс рублей в обмен на долю в компании.

3333
37 комментариев

Похоже на классический лохотрон:
Компания в форме акционерного общества с уставным капиталом 12 205 рублей (https://www.rusprofile.ru/id/1217800083533).
Делать допэмиссию, похоже, вы не собираетесь.
Привлекать деньги будете через займы или какие-либо суррогаты?

17
Ответить

Из отчетности за 2021 г.:
выручка 6,2 млн. руб.;
себестоимость продаж 6,1 млн. руб.;
и...управленческие расходы 15,5 млн. руб.
:)
Итоговый чистый убыток 18,3 млн. руб.
Вывод о том, для чего именно понадобились инвестиции, по-моему, очевиден.

19
Ответить

Мы как раз провели доп.эмиссию для привлечения капитала. Выпустили акции через держателя наших акций Регистраторское общество «Статус» и разместили их в рамках закрытой подписки на инвестиционной платформе Rounds, которая входит в реестр инвест.платформ Банка России. Любой желающий, кто зарегистрирован на платформе может приобрести акции компании до 31.08.2022.
Все сделки на платформе проходят под надзором Банка России и соответствуют 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», 208-ФЗ «Об акционерных обществах», 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Что касается размера уставного капитала, то Номинальная стоимость акций, из которой складывается уставной капитал, может отличаться от оценочной стоимости акций и по которым мы привлекаем деньги.

1
Ответить

Забавно почитать "декларацию". Во первых отдать должен был не свой, а чужой автомобиль. И 70К рублей обещал заработать за 1.5 мес. Т.е 50К рублей в мес. Столько зарабатывает неплохой официант в нормальном месте в МСК. Или аниматор на детских праздниках. У нянь и хороших уборщиц в квартирах доходы в мес уже выше.

1
Ответить

Красиво подано, откликается с моей историей. Но при внимательном прочтении появляются вопросы.

1) 18 сентября 2014 вы подписываете свою «Декларацию» о намерении начать свой бизнес и до 31 октября заработаете 70 тысяч.
Оффтоп. Уверен вы уже начали продавать зависшие тренажёры и это ваша бумажка замысловатый анонс вашей предпринимательской деятельности.

2) Вы упоминаете, что совмещали свой первый бизнес «продажу тренажёров на авито» с основной работой в логистической компании. И продлилось это пол года. Условно, до марта 2015 года.
Интересно что вы там продали за 400к аккаунт на авито и контакт фирмы с зависшими тренажёрами?

3) Далее вы пишете что в том же 2014 вы с партнером организовали «ВкусНаДом» который показывал по 3х каждый месяц. То есть подписав декларацию вы раьотали по найму, вечерами разгребали тренажеры, а ночами развивали «ВкусНаДом» дававший вам 3х выручки каждый месяц.

4) 5 лет работали над проектом, вошли в 20ку какого то там рейтинга, согласно которому оборот компании за 2018 год 56 млн. Далее по тексту «Я вышел из проекта, потому что его потенциал к тому моменту начал расходиться с моими амбициями. Довольно быстро я взялся за следующую идею ― запустил Mealjoy»
Если в 2014 начали, через пять лет вышли это выходит 2019 год. За 2021 год выручка Mealjoy 6,1 млн. компания в убытках, уже середина 2022. Есть сомнения, что еще через три года вы достигните уровня «ВкусНаДом»

5) Приводя компанию компанию единорог в пример не плохо было бы провести сравнение в относительных цифрах. Время потрачено/денег вложено/рост оборота компании/рост клиентской базы.

Это не плохо и не хорошо, но вы как были «продажником», так им и остались. Надо только получше проработать легенду и самопрезентацию иначе инвестиций будет хватать лишь на управленческие расходы, а через год два, вообще, придется выпускать новый проект.

10
Ответить

Молодой человек, полегче.
Компания на стадии отрицательного роста. Нужно немного подождать и будет фудтех суверенитет. (-:

5
Ответить