Беспилотник СберАвтотеха — мнение промышленного дизайнера

Приветствую читателей vc.ru. Меня зовут Алексей Шорохов, я промышленный дизайнер в Future Lab Сибирского центра дизайна. Эта статья о том, как я прокатился с сыном на беспилотнике СберАвтотеха.

Если коротко: началось всё скучно, а закончилось моим восторгом. Робот ехал здорово, организация была на уровне, устройства и интерфейсы сделаны достойно. Но обо всём по порядку.

<i>Автомобиль технической поддержки</i>
Автомобиль технической поддержки

Где и как прокатиться?

Найти карту тестирования в Санкт-Петербурге оказалось трудной задачей. Сайт СберАвтотеха, конечно, красивый, но уж слишком тяжёлый – не загружался. Построить по нему маршрут не получилось, поэтому поехал вслепую.

Мне повезло: вышел из метро и сразу встретил беспилотник с QR-кодом на борту. Дальше перешёл на страницу мероприятия и увидел карту. Точка посадки была на стоянке возле Зенит-арены – красиво, просторно, безлюдно и удобно для машин. А пешком от метро 1,8 км.

На месте меня встретили приятные люди с парой ненавязчивых вопросов и несколько свободных машин. Со мной был маленький сын. Заметил, что автокресло поставили раньше, чем я о нём спросил. Оказалось, я не первый, кто пришёл с ребёнком.

Кампания по тестированию автомобилей с одной стороны была публичной, а с другой – не бросалась в глаза, проходила далеко от людных мест – только для интересующихся. Наверное, поэтому днём в хорошую погоду не было даже намёка на очередь.

<i>Площадка для посадки пассажиров</i>
Площадка для посадки пассажиров

Поездка

Это была моя первая поездка на беспилотном автомобиле. Два пассажира, оба только на заднем сидении. Маршрут запускает пассажир кнопкой на мониторе – это удобно и понятно.

Первое, что я захотел попросить после старта – это выключить шумную печку. Только потом до меня дошло, что жар и шум – от компьютера в багажнике. Наверное, поставили серверные компьютеры, в таких стоят производительные, маленькие, и от того шумные вентиляторы.

С переднего пассажирского кресла был заботливо снят подголовник для лучшего обзора. Поэтому, сидя справа на заднем сидении, я хорошо видел монитор тестировщика и руль.

Было интересно сравнивать дорогу и её отображение в интерфейсах. Автопилот маневрировал чуть резче, чем человек, но комфортнее, чем иные таксисты. Было несколько странных моментов в поведении автомобиля, но я был в восторге от настоящей автономности.

Интерфейсы

В автомобиле было два разных интерфейса: для пассажиров и для водителя. Оба понравились. Пассажирский был действительно пользовательским: простым, с понятной минималистичной графикой и читабельными шрифтами. Хотя интерфейс конечного продукта мне кажется угловатым и слишком простым.

Интерфейс тестировщика был техническим: отображал реальные процессы распознавания окружения автомобиля и дорожной ситуации без графических наворотов и лишних украшений, при этом все элементы были видны даже со второго ряда сидений.

<i>Экран пассажира и тестировщика. Подголовник заботливо снят. Вместо привычного логотипа KIA на руле – чёрная заглушка.</i>
Экран пассажира и тестировщика. Подголовник заботливо снят. Вместо привычного логотипа KIA на руле – чёрная заглушка.

Промышленный дизайн и исполнение

Чем этот «космический корабль» отличается от обычного автомобиля? Разработчики установили на крыше модуль с датчиками LiDAR и антеннами, по модулю с лидаром и камерой за арками передних колёс, монитор водителя-тестировщика и пассажирский монитор на кронштейне. LiDAR – это датчик, который измеряет расстояние до объекта, используя лазер. С его помощью автопилот сканирует пространство вокруг автомобиля.

Пластика форм понравилась: она приятна, функциональна и органично вписывается в стиль KIA. Видно, как в дизайне внешних блоков обыграно встроенное оборудование, это здорово.

<i>Модули на крыше и над колёсной аркой</i>
Модули на крыше и над колёсной аркой

Блоки над арками колёс немного выбиваются, им не хватает обтекаемой пластики. Сейчас это не вписывается в автомобильную эстетику. При этом они, в хорошем смысле, добавляют автомобилю флёр робота и автономности. Исполнение на высоте: вся проводка спрятана, идеальная покраска в металлик, ровные обработанные края, никаких внешних дефектов, цвет и тон краски близки к кузовному. Одним словом, красота!

Единственное, что меня смутило в покраске – это крупный размер хлопьев в металлике, тогда как у кузова он мелкий. Из-за этого блоки визуально слегка отделяются от автомобиля, как-будто пытаются быть красивее него. Тонкий диссонанс.

<i>Модуль с LiDARами и радиолокаторами на крыше автомобиля</i>
Модуль с LiDARами и радиолокаторами на крыше автомобиля

На тестировании был главный промышленный дизайнер СберАвтотеха. Он рассказал, что на старте разработки они специально приглашали медийно-известных русских промышленных дизайнеров. Сейчас есть свой отдел и, конечно же, производство.

Салон

У мониторов в салоне комфортная диагональ, а пассажирский расположен очень удобно: до него легко дотянуться как взрослому, так и ребенку. Взгляд от дороги на него падает быстро: головой мотать вверх-вниз не пришлось. Корпус мониторов идеально вписан в интерьер по стилю, пластике, фактуре и не обращает на себя внимания.

<i>Кронштейн пассажирского монитора</i>
Кронштейн пассажирского монитора

Пассажирский монитор не болтается – высокий кронштейн его крепко держит, что очень порадовало. Сам кронштейн выделяется фактурой, но аккуратно закреплён и силуэт отрисован красиво.

Не понравились мне только внутренние панели кронштейна: фактура листового ABS-пластика, неровный стык идёт волной, шляпки винтов на пол миллиметра выступают за край детали, а расположение самих винтов производит впечатление произвольного выбора точек крепления.

<i>Внутренняя панель кронштейна</i>
Внутренняя панель кронштейна

Общие впечатления от беспилотника и поездки

Поездка мне понравилась. Отдельно отмечу сдержанный футуристический стиль с красивыми пропорциями и грамотным расположением акцидентного цвета. Модули органично смотрятся на автомобиле и кажутся его неотъемлемыми деталями. Дизайн не кричит, но обращает на себя внимание – всё по гайдлайну.

Делитесь в комментариях, как вам проект СберАвтотеха? Хотели бы прокатиться?

2323
33 комментария

Почему бы им не потратить ресурсы на нормальное приложение для инвестиций?

1
Ответить

Ну, этим занимаются разные подразделения. И вопрос явно не в нехватке инвестиций. А вот то, что они вкладывают деньги в инновационные разработки — это круто.

3
Ответить

Научная фантастика стала реальностью!)

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Класс. Тоже захотелось прокатиться. Жаль, что только в Петербурге

Ответить

Москве и Петербурге. Это подразделение Сбера находится в столице, и начинали тестировать там.

1
Ответить

А какие даты проведение тестов ? Еще можно успеть покататься ?)

Ответить