Лиды есть, продаж нет: как пофиксить проблему

Лиды есть, продаж нет: как пофиксить проблему

Опыт работы за восемь лет с учётом ошибок и лайфхаков.

Получить лиды не так сложно, как довести их до продаж. Почему одно в другое не конвертируются? Здесь не будет пересказа американских бестселлеров про успех или копипасты из интернета. Я описал опыт маркетингового агентства Evklead: практические и тактические приёмы, которые позволяют руководителю улучшить интеграцию маркетинга в продажи.

На эту тему я провёл несколько вебинаров. В этой публикации сократил информацию до шести основных пунктов. Если этого мало, то внизу есть ссылка на презентацию и видео часового вебинара.

1. Разрабатываем единую воронку маркетинга и продаж

Допустим, маркетологи запускают рекламу в соцсетях со ссылкой на презентацию. Людям это интересно, они переходят, чтобы скачать файл. Если не получается, звонят в отдел продаж, чей номер указан в объявлении. На том конце провода менеджеры не понимают, о какой ссылке идёт речь. Какие выводы сделает потенциальный покупатель? Вряд ли положительные. Отдел продаж должен быть готов к тому, что холодные лиды будут к нему обращаться.

Для этого работаем сообща. Маркетологи заранее рассказывают, какие инструменты трафика и рекламы они собираются использовать. Показывают, какой тип трафика отправляют на какую рекламную поверхность. Объясняют, как это будет работать, что будет происходить.

Лиды есть, продаж нет: как пофиксить проблему

2. Разделяем лиды на MQL и SQL

Лиды бывают разные, и работать с ними надо по-разному. Для разных типов лидов — разные сценарии обработки, разные воронки. В маркетинге для этого есть термины MQL и SQL. Дословно они означают лидов, подтверждённых отделом маркетинга (Marketing Qualified Lead) и подтверждённых отделом продаж Sales Qualified Lead).

Так вот, маркетологи должны отфильтровывать лиды для отдела продаж по единым правилам. Тогда продажники будут работать не со всеми подряд лидами, а только с SQL.

3. Внедряем квалификацию лидов: MQL и SQL

Чтобы понять, «маркетинговый» это лид или «продажный», достаточно нескольких критериев. Чем они жёстче, тем в результате меньше останется лидов, и тем дороже они будут стоить. Evklead ведёт такой учёт в AmoCRM.

Что может быть важным для отдела продаж:

  • удалось ли дозвониться;
  • интересовался ли лид продуктом;
  • геолокация;
  • средний чек;
  • юридический статус (ИП, ООО, физлицо);
  • ниша;
  • оборот.

Чуть менее важные вещи, например, какая география продаж, лучше уточнить менеджеру лично по телефону. Коммуникация лучше брифа. Уже на этапе переговоров выделятся наиболее близкие к сделке лиды.

Лиды есть, продаж нет: как пофиксить проблему

В нашем агентстве есть скоринг потенциального лида:

  1. Подъёмны деньги? Да/нет — 2 балла
  2. Лицо, действительно принимающее решение? Да/нет — 1 балл
  3. В ближайшее время? Да/нет — 1 балл
  4. Выявлена ли проблема? Да/нет — 0,5 балла
  5. Мы можем её решить? Да/нет — 0,5 балла

Полученная цифра означает вес в формуле от 0 до 5 баллов. Чем выше цифра, тем выше приоритет.

4. Разрабатываем журнал лидов для контроля

Периодически, раз в неделю или раз в месяц, данные обо всех лидах MQL мы выгружаем в Google Drive. Отдел продаж проставляет квалификацию. Эта информация помогает узнать, сколько на самом деле потенциальных покупателей. Какие у них причины отбраковки у оставшихся.

С такими вводными маркетологи оценивают качество лидов. Получив причины отказа, — улучшат трафик и поработают над рекламными поверхностями.

Лиды есть, продаж нет: как пофиксить проблему

5. Ставим единые цели SMART

К примеру, бизнес хочет увеличить оборот на 100 миллионов рублей в год. Для этого отделу продаж придётся привлечь 700 новых клиентов. Как это организовать? Единую цель нужно озвучить и разделить на компоненты.

Сначала прописываем, какие продукты планируем продавать, какие средние чеки на первые сделки. А какие на последующие? Сколько маркетингу нужно привлечь в месяц и за какие деньги. Сроки выполнения этой цели тоже обозначаем.

Важно ещё, сколько стоит лид. Продумываем LTV-категории продукции за год, за пять лет. LTV или customer lifetime value — один из важнейших показателей в маркетинге, с помощью которого вы сможете понять степень заинтересованности клиентов в вашем товаре или услуге.

Лиды есть, продаж нет: как пофиксить проблему

6. Добавляем дополнительные продукты в воронку продаж

Это должно быть что-то бесплатное типа лид-магнита или трипваера. Продукт, который можно протестировать, который будет иметь большую ценность для клиента и небольшую для бизнеса.

Варианты трипваеров:

  • возможность купить по оптовой цене;
  • тестовые образцы;
  • личная консультация технолога на месте;
  • обучение;
  • калькуляторы;
  • конфигураторы;
  • мастер-классы;
  • тест-драйвы;
  • разработка проекта.

Ключевая идея: не продавать в лоб, а дробить шаги маркетинга и продаж на небольшие этапы. Вокруг осного продукта добавлять дополнительные. Вместо пересылки единого коммерческого предложения проводить онлайн-презентации. Вместо одной презентации делать две.

Полезный материал?
А что, так можно было?
Мы всё так и делали
У нас гораздо больше наработок

Напишите, полезный ли получился материал. Что вы делаете по-другому? также. Посоветуйте, как нам ещё улучшить бизнес-процессы.

Если кому-то интересен блог руководителя агентства и вот такие рассказы, — подписывайтесь. И давайте дружить агентствами. Зацените нашу партнёрскую программу. Готовы вступить в вашу.

2222
15 комментариев

Жень, ты опять "Бизнес Молодость" пересмотрел чтоль?

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Для обработки таких сценариев работы можно использовать не гугл-таблицу, а S2 CRM, все-таки 2022 год на дворе :-)
Наши клиенты настраивают например так : автоматически квалифицируют лиды по utm-меткам, согласно рекламным компаниям и в CRM Лиды падают уже с проставленным источником, отдел продаж по чек-листу проводит квалификацию, заполняя нужные поля во время разговора, который пишется, чтобы этот разговор можно было прослушать для оценки верности отработки квалификации, в результате в Дашбордах видно в реальном времени (или по периодам) сколько пришло, какие пришли MQL и SQL, из каких источников (какая рекламная компания), воронку квалификации и сделок, сколько не отработано, сколько в процессе, какая конверсия из лида в сделку, какая конверсия по этапам, и по каким причинам отваливаются клиенты на Лиде и на продажах)

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Подскажите, пожалуйста, можно ли делить на MQL и SQL горячие лиды, которые идут с поиска (канал seo), по чек-листу всего из 2-3 критериев: сумма сделки, физ.лицо или юр.лицо, конечный покупатель или перекупщик?

Бизнесу интересны в-первую очередь юр.лица с суммой заявки не ниже 10тыс.руб. все остальные лиды не интересны, хотя их порой большинство.

Ответить

Иногда случается так, что сотрудники лиды просто не видят или забывают про них, что тоже влияет на продажи. Поэтому грамотное внедрение CRM-системы также необходимо. Если она интегрирована с почтой, мессенджерами и телефонией, то лиды не будут теряться. При этом будут закреплены ответственные менеджеры и можно будет просмотреть каждый этап сделки до момента продажи.

1
Ответить

MQL и язык баз данных 👁

Ответить