Шесть трендов на рынке классифайдов

Как развиваются доски объявлений во всем мире и какие технологии доступны российским пользователям.

Шесть трендов на рынке классифайдов

Агентство AIM Group подготовило исследование Classified Intelligence Report. В нём описаны технологии и нововведения, которые используют доски объявлений в разных странах. Авито публикует конспект доклада и рассказывает, каким из перечисленных трендов компания уже следует.

Использование искусственного интеллекта и машинного обучения

Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения могут заменить некоторых сотрудников и сократить операционные расходы. Например, специализированный сайт по поиску персонала Experteer.com использует ИИ для подбора вакансий и их категоризации. Алгоритмы анализируют опыт работы соискателя, его квалификацию и предлагают подходящие возможности для карьерного роста. Одновременно заинтересованные рекрутеры получают уведомление, если на сайте есть подходящий кандидат.

На сайтах недвижимости алгоритм помогает подобрать квартиру для пользователя, учитывая его местоположение, доходы и предыдущие запросы.

Персональные рекомендации — обязательная технология не только для классифайдов. Мы хотим помогать пользователю в поиске того, что ему нужно, и для этого используем машинное обучение. На Авито рекомендации на главной странице приложений и в блоке похожих объявлений на карточке товара генерируют значительную долю переходов.

Мы используем машинное обучение, чтобы предлагать пользователям похожие и наиболее релевантные предложения.

В блоге на «Хабре» мы подробно рассказывали, как строятся рекомендации на Авито, и как улучшать рекомендации с помощью многоруких бандитов.

Виталий Леонов, директор по разработке В2С, Авито

Сервисы объявлений широко используют распознавание изображений. Функция помогает автоматически указывать название и описание, подбирать категории и искать похожие товары.

Маркетплейс-приложение Lalafo планирует использовать нейронные сети и компьютерное видение, чтобы создавать объявление почти автоматически. Цена будет предложена в сравнении с похожими товарами, проданными на сайте.

Мы используем технологию компьютерного зрения для поиска по фото. В приложении есть иконка фотоаппарата. Если нажать на неё, откроется экран, с которого можно сфотографировать предмет или загрузить фотографию из галереи. В результате пользователь получит выдачу по похожему товару.

Компьютерное зрение используется и для упрощения процесса подачи объявления. После загрузки фото технология узнаёт товар, выдаёт его название (iPhone) и категорию (телефоны).

Машинное обучение используется в Авито для модерации. Алгоритмы распознают картинки, текст, категорию и самого пользователя, помогая автоматически отсеять большую часть неликвида из поданных объявлений. Что-то отклоняется автоматически, что-то отправляется для уточнения модераторам.

Сервис Letgo уже использует нейронные сети и компьютерное зрение, чтобы создавать объявления. Поля заполняются автоматически, цена предлагается исходя из сравнения с похожими товарами, проданными на сайте.

Виталий Леонов, директор по разработке В2С, Авито
Чтобы найти похожий товар, можно сфотографировать предмет. Система рекомендаций предложит подходящие объявления
Продавец может сфотографировать свой товар в приложении. Нейросеть предложит название и категорию

Чат-боты

Чат-боты и анализ больших данных используются на многих сайтах, чтобы облегчить покупку и продажу товаров. Чат-боты быстро справляются с первичными запросами покупателей, а большие данные обеспечивают персонализацию и правильную поисковую выдачу.

В ближайшем будущем Lalafo запустит «умный» мессенджер, который автоматически отвечает на 80% всех вопросов, которые покупатели задают продавцам. В компании выяснили, что большинство пользователей не читают описание товара полностью, предпочитая задать вопрос в чате. Хотя многие ответы — например, цвет товара, — находятся в тексте объявления. Чат-бот использует нейронную сеть, чтобы отвечать на такие вопросы, не подключая продавца.

Пользователь может выбрать один из предложенных вариантов ответа

Мессенджеры используют не только для обмена сообщениями, но и для заказа и оплаты товаров. Мы в Авито пошли по такому же пути.

Если товар отправляется с доставкой, то при изменении статуса заказа пользователям в мессенджер приходят системные сообщения. Не нужно дополнительно уточнять у продавца, отправил ли он товар.

Если пользователь бронирует проживание онлайн, то системные сообщения (о подтверждении брони, оплате, времени и дате заселения) приходят и ему, и арендодателю.

Случается и так, что покупатель пишет продавцу, а объявление уже неактуально. Теперь наши алгоритмы распознают такие ситуации и прямо в чате рекомендуют похожие предложения. А у продавца появляется кнопка с предложением закрыть объявление.

Виталий Леонов, директор по разработке В2С, Авито
Пользователь бронирует квартиру и вносит предоплату. В чат приходят автоматические сообщения о статусе заказа

Голосовые интерфейсы

Большинство поисковых запросов на сервисах объявлений — текстовые, но всё может измениться. «В ближайшие два года 20% всех поисковых запросов в США будут осуществляться голосом», — считает Стив Голдштейн, генеральный директор Amplifi Media. Правда, несмотря на возможности и преимущества голосового поиска, внедрение этой технологии идет довольно медленно в классифайдах и ecommerce.

Мировой тренд — внедрение «умных» колонок. Но Echo c голосовым помощником Alexa, HomePod от Apple и Galaxy Home с Bixby от Samsung в России официально не продаются. Siri пользуются только владельцы iPhone — не самыми продаваемыми смартфонами в России. Единственный гаджет с голосовым ассистентом, который доступен в нашей стране, — «Станция» от «Яндекса» с Алисой, которая также внедрена в браузер и навигатор компании.

Возможно, Алиса поможет в продвижении голосовых интерфейсов в России, ведь наши пользователи любят отправлять голосовые сообщения.

Ещё одна заслуживающая внимания тенденция развития классифайдов (которую уже реализовали наши коллеги из OLX Индия) — не текстовый мессенджер, а голосовой. Там людям гораздо проще и удобнее надиктовать сообщение, чем долго вводить его с клавиатуры. Мессенджер использует технологию распознавания речи: например, для защиты от мошенничества и «умных» ответов.

Виталий Леонов, директор по разработке В2С, Авито

Блокчейн

До сих пор непонятно, как блокчейн повлияет на классифайды, но считается, что влияние может быть значительным. Сделав доступным peer-to-peer транзакции, блокчейн может уничтожить необходимость в посредниках или эскроу-сервисах, где деньги передаются продавцу не сразу, а через независимую третью сторону. Тем не менее, технология всё ещё не может обеспечить покупателей и продавцов сервисами верификации и доставки.

OpenBazaar.org называет себя первым в мире децентрализованным маркетплейсом. Участники сделки скачивают программу и связываются друг с другом напрямую, чтобы договориться об условиях. Оплата — в биткоинах, без дополнительных сборов. При этом не нужно раскрывать своё имя или вводить данные банковской карты. Правда, интерфейс сервиса слишком устарел.

Пользователи китайского классифайда Xiangwushuo могут купить товары только за внутреннюю валюту, которая называется «красные цветочки». Предполагается, что пользователи будут ощущать себя не как продавец и покупатель, а как даритель и получатель. Сервис пока доступен только как микроприложение мессенджера WeChat. Пользователям не надо скачивать дополнительное ПО, чтобы продать или купить свои товары.

Переход от сервисов объявлений к маркетплейсам

Традиционно классифайды зарабатывают на продвижении и выделении объявлений пользователями, рекламе на сайте и в приложении. Чтобы расширить количество источников дохода, многие сервисы объявлений трансформируются в маркетплейсы. Благодаря этому можно получать комиссию, сборы за размещение и проценты с продаж. Такой формат удобен для продавцов и покупателей — им не приходится лично договариваться о покупке, оформление сделки берёт на себя площадка.

Мы не стремимся стать маркетплейсом, но у нас есть сервисы, которые предполагают вовлечение Авито в отношения между продавцами и покупателями и выход в офлайн: доставка, краткосрочная аренда и сервис комплексной проверки автомобилей перед покупкой «Точка сделки». Мы предъявляем к себе высокие требования, и хотим, чтобы пользователи совершали сделки с помощью Авито удобнее и безопаснее.

Виталий Леонов, директор по разработке В2С, Авито

Чтобы сделки были прозрачными и безопасными для продавцов и покупателей, классифайды берут на себя работу по доставке и контролю оплаты товаров. В том числе через эскроу-счёт.

Индийские Quikr и OLX India предлагают не просто доставку товаров, но и самовывоз — представитель компании может сам забрать товар у продавца. А в норвежском Finn.no покупатели могут оформить доставку «от двери до двери».

Чтобы покупатели и продавцы не стали жертвами мошенников, некоторые площадки позволяют оплатить товар через эскроу-счет. Такую функцию уже запустили Gumtree и OLX.

Покупатель может купить товар с доставкой, если в карточке товара есть соответствующая кнопка. При нажатии на кнопку появится карта с ближайшими точками выдачи

В марте 2018 года мы запустили сервис доставки товаров между частными пользователями. Покупатель выбирает товар, нажимает «Купить с доставкой» и оплачивает покупку и доставку банковской картой. До получения товара деньги резервируются на эскроу-счёте банка. Продавец получает подтверждение об оплате, и у него есть два дня, чтобы отнести товар в пункт приёма. Когда товар прибыл в пункт выдачи, покупатель должен забрать посылку в течение трёх дней. В пункте выдачи покупатель называет код из SMS и получает товар. Его можно проверить в течение 15 минут, после чего покупка подтверждается.

Когда получатель получил товар, продавцу приходит сообщение на Авито. Он привязывает свою банковскую карту — на неё перечислят деньги с эскроу-счета. Сделка совершилась.

Подробнее о запуске сервиса мы рассказывали в блоге на «Хабре».

Виталий Леонов, директор по разработке В2С, Авито
2121
46 комментариев

Авито! Ребята это для вас! Я использую сервис уже много лет. У меня к вам предложение или пожелание. Начните развивать раздел избранное. Функционал раздела крайне скуп и не эффективен, а по сути избранное это как "корзина" в интернет магазине. Я просматриваю Авито, где куча барахла и отмечаю "сердечком" то что мне подходит. Далее я уже просматриваю раздел избранное и выбираю окончательно. Но! Но! я не получаю в этом разделе должного сервиса. Почему не предлагаю взять это все в кредит? Или предложили бы подборку похожего. Исходя из того что у пользователя в избранном, можно понять что человек желает, только предлагай. В этом самом разделе происходит чудо) посетитель решается на покупку через авито. И в браузерной версии в разделе избранное список товаров просматривать можно только столбиком, очень не удобно, сделайте сетку, группировку, подбор по состоянию и группам. А то просто простыня товаров и все...

4
Ответить

Андрей, спасибо, что поделились своими идеями по улучшению сервиса! Мы высоко ценим, что вы работаете с нами так долго. Предложения передали команде.

1
Ответить

При всём уважении к автору статьи и разработчикам продукта Авито - я выскажу своё скромное мнение - вопрос: Почему Авито использует сверхнаглую двойную монетизацию? Я о том что платные размещения и поднятия + очень много рекламы. Не пользуюсь почти год вашим сервисом.

1
Ответить

На Авито охрененная бизнес-модель. Каждый раз ржу.

2
Ответить

Частные лица могут продавать товары бесплатно. При этом есть ограничения по количеству объявлений — лимиты. Они действуют 30 дней.
Если вы хотите продать товары быстрее, можно использовать платное продвижение. Этот инструмент ориентирован на профессиональных продавцов. Пользоваться им необязательно.
Чтобы не платить за продвижение, выберите категорию «Обычная продажа» при подаче объявления.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить