Как сделать, чтобы рабочий чат не превратился в помойку

Наткнулся на VC на пост автора, который считает, что рабочая коммуникация в Slack и прочих рабочих чатах - это зло и трата времени сотрудников.

Лично у меня опыт со Slack был как положительный, так и не очень, но по большей части положительный. Могу сказать, что то, что будет проходить в чатах на 99% определяется культурой руководителей проекта.

Например, в слэке Хаос-контроля практически постоянно тишина, а если происходит коммуникация, то исключительно по делу. А вот в некоторых других проектах было такое, что с утра в чате #general все начинали желать друг другу доброго утра. Это, конечно, кринж.

Вообще, за последние годы я для себя выработал несколько принципов организации рабочей коммуникации в командах:

1. Чаты - только для рабочих обсуждений. Мемы, разговоры за жизнь, флуд и прочие не связанные с работой топики нужно выжигать каленым железом вместе с соответствующими тематическими каналами #random , #курилка и прочими.

2. Организация командных чатов должна осуществляться в инструментах, позволяющими создавать отдельные каналы. То есть Slack и Discord - это норм, а вот Telegram, Whatsapp и прочие одноканальные мессенджеры - это лютейшее зло, которому не место в рабочем процессе человека, который собирается делать что-то серьезное.

3. Чаты - это место для обсуждения, а не для постановки задач. В любом проекте должен быть отдельный таск-трекер, куда фиксируются задачи и их выполнение. А вот скинуть в чат ссылку на конкретный таск, задать по нему вопросы и получить ответы - это самый полезный сценарий.

4. Не очень хорошо, когда обсуждения в чатах ведут к созданию производного продукта в виде документации. Очень редко когда это приводит к написанию качественного и понятного всем документа. А вот сначала написать документ и потом уже обсудить его в чате более эффективно.

5. К слову о документации, она тоже должна быть в отдельной системе управления базой знаний. База знаний, таск-трекер и чаты - это супер-трио. Когда чего-то из этого нет, это приводит к перегрузке чатов и коммуникация превращается в кровавое месиво.

6. Что касается манеры коммуникации, то удивительно, что приходится говорить о том, что изъясняться стоит внятно, ёмко и не разбивать свою мысль на 100500 отдельных сообщений, как это принято делать в переписке с подружками в ватсапе. К сожалению, многие люди переносят манеру личной коммуникации в деловую, на это нужно мягко обращать внимание и показывать примером как стоит изъясняться.

В целом, я считаю, что Slack - это лучшее, что произошло с коммуникацией в командах, хотя сам мессенджер часто ругают за нестабильность, отсутствие уведомлений и так далее. Прекрасный пример, что когда есть Product/Market Fit, техническое совершенство не важно.

Кстати, Slack появился в силиконовой долине, потому что основатели увидели, что в стартапах важно двигаться быстро и соответственно быстро проводить обсуждения. Почта, личные встречи и прочее - это слишком медленно для хастл-культуры стартаперства, а вот тематические чаты - отличное решение, особенно в условиях распределенной команды. Поэтому продукт идеально попал в рынок и во многом определил современную манеру коммуникации.

Если еще уметь внятно изъясняться и не допускать флуда, то это вообще супер-инструмент.

----
Репост из моего Telegram-канала

1616
26 комментариев

выжигать каленым железом вместе с соответствующими тематическими каналамиКак-то слишком уж категорично, я считаю. Если в корпоративной культуре есть место и время флуду, то какой смысл запрещать? У сотрудников, скорее всего, тогда просто появится соответствующий канал вне основного ресурса, и сидеть будут там, ещё больше распыляя внимание. Если этого внутри изначально не было— то и проблемы не существует. А если руководителю приходится здесь и сейчас выжигать — то он явно что-то не так делал всё то время, пока эти чаты создавались)

8

Да, это субъективное мнение, конечно.
Ни разу не видел пользы от флуда в рабочих процессах и думаю, что природа его возникновения не в том, что он нужен для поддержания дружеской атмосферы, а в том, что "как-то само собой так получилось".

Но у кого-то может быть другой опыт.

1

Да никто не спорит, что Slack хорош, только вот он из РФ ушёл.

Главный недостаток Телеграма упомянули выше, смешиваются рабочие и личные чаты. Проблема частично решается созданием в мессенджере папки и запихиванием всех рабочих чатов в эту папку. Пока работаем, смотрим только в эту папку, когда хотим расслабиться — переключаемся.

Есть и более радикальное решение. На маке точно, на винде и линухе не в курсе, можно поставить рядом второй телеграм и завести в нём рабочий аккаунт.

7

Хз. Я просто поделил рабочие контакты в тг, девки в ватцап и нет никакой проблемы. Если кто-то то прост телеграм, объясняю: «у меня там только по работе контакты, твои сообщения просто потеряются в куче рабочей переписки и я тебе скорее всего не отвечу». После этого ватцап ставят даже те, кто раньше им не пользовался.
А то что у ватцапа нет нормальной веб версии в данном контексте даже плюс, от работы не отвлекает.

У нас в организации был слак, но проблема что есть еще много коммуникации с подрядчиками/партерами/клиентами и они общаются в основном в телеграмм. Плюс из-за дурацкой системы уведомлений в слаке, коллеги часто пишут в тг, еслп что-то нужно быстро решить. В итоге выходилг, что нужно постоянно переключаться между мессенджерами, пытаться запомнить с кем где и о чем общался. Потихоньку все забили на слак и перешли в тг, это сильно ускорило продуктивность.

2