Запилить сервис push-рассылки без пап, мам и кредитов

Менеджер цифровых проектов Маша из Tele2 рассказывает, как команда запилила сервис push-рассылки «почти что из пластиковой бутылки и скотча».

Мария Путилова

Digital project manager

В обязанности входит организация бесперебойной работы всех процессов проекта, связь между бизнес-заказчиком и командой, поставка проекта в срок в надлежащем качестве

Расскажу вам историю в стиле программы «Очумелые ручки»

Итак, у нас было: 267+ млн push-уведомлений в мобильном приложении в год, один подрядчик (с собственным сервисом рассылки, истекающим сроком договора и запросом на повышение стоимости контракта) , 8 альтернативных партнеров разных компетенций, один Босс, команда из 4 человек. Задача: всё переделать.

Что хотели изменить

  • Добавить финансовые нотификации. Для этого требовалась доработка со стороны партнёра, но сделать такую штуку быстро он не мог

  • Сегментировать пользователей. Порой клиенту отправлялись максимально неподходящие предложения

Теперь сама история.

2020 год. С чего начинали

Инструмент подрядчика был хорош по скорости и производительности, при этом в абонентскую плату входили разнообразные функции, которыми мы пользовались крайне редко, но фактически за них платили каждый месяц.

Мы отправляли массовые коммуникации, используя таргет на платформе партнёра, и таргетированные рассылки совместно с командой campaign management. CM, в данном контексте, система хранения и отправки на вход фронтовым системам полезной информации. Например, предложений, помогающих клиенту оптимизировать тариф. А для массовых рассылок без таргетинга, таких, как сообщение о необходимости обновить приложение, использовали AppMetrica.

Начался поиск партнёров. С ними не было радужных перспектив. Были сложности при интеграции их решений, а подобного опыта нам уже хватило. Часто предложения включали функционал, который невозможно было исключить из цены контракта, при этом мы не планировали его использовать.

Решение инхаус. Push Server

При внешнем партнёре базу пушей и сегментов мы вручную заливали в сервис, что доставляло много боли, но дальше была магия на стороне системы партнёра. Теперь же нам нужно было не просто смастерить какой-то сервис, похожий на тот, что продают партнёры, нужно было сделать его рабочим в момент старта, это казалось весьма интересной задачей.

Изначально бизнес-заказчик пришел с цифрой 600 тыс. сообщений в сутки, где-то по дороге это количество увеличилось до 4 млн, и как итог наш Босс накинул ещё 2 млн запаса, и целевые показатели по мощности превратились в 6 млн push в сутки

Итак, как в итоге это работает. Сейчас нам от мастер-системы в виде сообщения в Kafka, инструмент для обмена данными, приходит текст нотификации и информация о том, кому её нужно направить.

Затем наш push-сервер вычитывает сообщение, проверяет активные сессии у абонента, из них берет актуальный девайс токен (в данном контексте это «адрес» для отправки push-уведомлений). После он соотносит нотификации и девайс токен, чтобы следом отправить данные в облачное хранилище — firebase. Оттуда уже сообщение уходит абоненту. Сделали свою магию!)

И вот наша система работает, но не без сюрпризов. По дороге к цели абонентам ушло 300 тыс. дублей push-сообщений. Потому что наш push-сервер оооооооочень медленно получал девайс токены, сообщения успевали задублироваться. Пришлось провести работы по оптимизации и добавить ему мощности.

Сейчас в час сервис может отправлять до шестисот тысяч сообщений и справляется со 170 сообщениями в секунду. Это меньше, чем предлагают коммерческие системы, но это столько, сколько требуется нам.

На внедрение внутреннего технического решения понадобилось 3 месяца, это гораздо оптимистичнее сроков, которые называли сторонние подрядчики. Для работы компания высвободила часть команды digital… очень маленькую часть в четыре человека, которая 70% рабочего времени посвятила разработке функционала.

Затраты на разработку отбились примерно за 8 месяцев, и за счёт экономии на использовании сторонних инструментов, и за счёт увеличенной конверсионности отправляемых нотификаций.

В масштабах Вселенной сейчас задачка выглядит совсем простой. Но команда из 4 человек смогла сделать рабочий и эффективный для компании сервис рассылки push-сообщений, по сути систему внутри, и, скажем так, посоперничать со специализированными компаниями на рынке, которые подобные решения продают.

Итоги и чему еще научился наш Push Server

Мы не ставили перед собой задачу разработать полный аналог решению, которое предоставлял партнер. Команда пошла по пути кастомизации, снижения уровня затрат и независимости от возможности подрядчика приоритизировать именно наши стримы.

  • Мы можем отправлять нотификации с картинкой, что фокусирует внимание пользователя на ключевом предложении и наращивает CTR

  • Мы обеспечили возможность оплаты одной кнопкой из уведомления с помощью ApplePay и GooglePay — те самые финансовые нотификации. Хотя это перестало быть актуальным, но в случае появления новой технологии мы сможем перестроить эту фичу на другие сервисы

  • Теперь мы можем отправлять только таргетированные коммуникации и не загружать вручную сегменты — основное отличие от рассылки с партнером, внутренний сервис полечил самую главную боль

  • Ключевые нотификации сохраняются в личном кабинете, пользователь может вернуться к ним позже

Сейчас push-уведомления получают 80% абонентской базы.

2727
22 комментария

По дороге к цели, абонентам ушло 300 тыс. дублей push-сообщений. Потому что наш push-сервер оооооооочень медленно получал девайс токены, сообщения успевали задублироваться. Пришлось провести работы по оптимизации и добавить ему мощности.Архитектуру следовало менять. С ваших слов, грабли не убрали, а лишь раскидали их подальше :)

5

А в чем соль?

3

Мне периодически прилетают в телеграме предложения купить фен у каких-то ботов, только я магазинов таких не знаю

Думаю, раньше фен только на гидре продавался, сейчас уже в открытую толкают?

6

Что то делали, годами, экономику конечно никто не считал. Кучу народу кормили, сделали рассыльщик пушей, что теперь с ним делать непонятно. Ну зато партнера отжали. Пять человек внутри получает запрплату, расход пару миллионов в месяц, но зато "Босс" доволен.
Как говорит мой товарищ, Nobody Cares, even a little

1

Комментарий удалён модератором