В Иране запретили женские образы в рекламе. Вот как мы делали визуал для этого рынка

В июле 2022-го в Иране приняли закон о хиджабе и целомудрии и запретили женщинам появляться на билбордах. Мы в «Бункере» знаем иранский рекламный рынок: рассказываем, какие моменты важно учесть перед запуском кампании в другой стране и как не навредить клиенту.

Рекламный макет нашего заказчика — сервиса «Максим». В Иране читают справа налево, а еще в фарси странные глаголы (расскажем о них в другой раз).
Рекламный макет нашего заказчика — сервиса «Максим». В Иране читают справа налево, а еще в фарси странные глаголы (расскажем о них в другой раз).

🔎 Что произошло

В Иране приняли закон о правильном ношении хиджаба: платок должен закрывать шею, волосы, плечи. А потом и вовсе запретили женщинам сниматься в рекламе. Все из-за ролика компании Domino, в котором женщина ест мороженое.

Полиция нравов сообщила, что видео «противоречит общественным приличиям», «оскорбляет женские ценности». Власти Ирана подали иск к Domino. Конечно, о компании заговорили, но иногда лучше такого пиара избежать.

Тот самый ролик с мороженым.

🤨 Как так вышло, что мы смогли поработать с иранским рынком

Иран под санкциями уже 43 года. Для бизнеса это значит, что зарубежные компании с филиалами в Иране тоже попадают под запреты. В 2016 году ситуация смягчилась, в страну стали врываться бренды.

Наш заказчик — сервис «Максим» — тогда открыл офис в Тегеране. Через год санкционный маятник качнулся обратно, и «Максим» из Ирана ушел. А мы за это время получили уникальный опыт.

🤝 Как нам удалось не поссориться с властями

Мы начали с фундамента и изучили законы страны. Оказалось, что использование людей в публичном пространстве регламентируется не только законом о рекламе, но и полицией.

Модель должна приложить к договору о съемке справку из полицейского участка о том, что у нее нет судимостей и проблем с законом. Поэтому нельзя просто отснять модель в России.

Мы работаем с разными странами, и у нас есть удачные примеры, когда мы передавали съемку на аутсорсинг. С Ираном было сложно: там другие люди, очень творческие, они выходят за рамки техзадания.

Решение видели одно — командировка. В течение, наверное, месяца, знакомила местных дизайнеров и фотографов с брендом, показывала рефы, присутствовала на фотосессии и корректировала. Со мной ездил и наш фотограф, он привез нереально много контента.

Ольга Михайлова
арт-директор

📸 Что еще важно знать о визуале

В Иране «Максим» запустил специальный тариф «Для женщин» — когда и за рулем, и на пассажирском сиденье только женщины. Поэтому без девушки в кадре совсем никак.

Модель фотографировали в хиджабе или платке, у нее не было яркого маникюра или макияжа, неприкрытых коленей или локтей. Перед этим мы проанализировали макеты других компаний: смотрели, что публикуют конкуренты в соцсетях, что размещают в портфолио рекламные агентства и фотографы.

Поняли, что в Иране есть существенная разница между образами в официальной и онлайн-рекламе. В интернете можно немного расслабиться. Сравните фото👇

Для остальных тарифов мы чаще выбирали моделей-мужчин, к ним меньше требований: сдержанная одежда, брюки, а не шорты, никаких татуировок.

Любопытный факт: в Иране с 2012 года запрещены галстуки. И об этом тоже надо помнить. Например, в наружной рекламе корпоративного такси нельзя использовать стереотипный образ бизнесмена в белой рубашке и при галстуке (а в интернете — можно).
Любопытный факт: в Иране с 2012 года запрещены галстуки. И об этом тоже надо помнить. Например, в наружной рекламе корпоративного такси нельзя использовать стереотипный образ бизнесмена в белой рубашке и при галстуке (а в интернете — можно).

Еще мы стали помещать на макеты маскота заказчика — Максимку. Это такой очеловеченный образ сервиса, который выручал нас много раз. Его мы адаптировали под иранца: затемнили волосы, изменили форму лица. Максимке не нужна справка из полиции, и не надо заморачиваться с организацией фотосессии.

Это Максимка едет с празднования Навруза — иранского варианта Нового года, который отмечается в марте. Везет золотую рыбку на удачу и ростки пшеницы — символ прихода весны.
Это Максимка едет с празднования Навруза — иранского варианта Нового года, который отмечается в марте. Везет золотую рыбку на удачу и ростки пшеницы — символ прихода весны.

Когда создавали иранскую версию Максимки, получили интересный фидбэк от местных: у иранцев головы поменьше и пять пальцев вместо четырех. Кому-то Максимка напомнил турка. Его не восприняли как мультяшку, подошли к маскоту серьезно.

После этого мы задумались, как вообще люди воспринимают Максимку в рекламе. Уже после ухода из Ирана провели исследование и поняли, что «национальность» не влияет на конверсии. Когда говорим о специфике менталитета, оказывается, что такие маркетинговые вещи действуют везде одинаково.

Дмитрий Скоков
креативный директор

Иран стал для нас настоящим челленджем. Строгие требования к моделям и визуалу, отличающаяся грамматика, совершенно другой менталитет — но, думаем, справились отлично и получили опыт, который, наверное, есть буквально у пары-тройки российских агентств по рекламе.

Благодаря грамотной работе команды сервиса «Максим» появился еще в шести городах страны спустя всего четыре месяца. Потом под именем «Максима» стала работать другая компания. Мы следим за ее успехами: в 2021-м бренд вошел в топ-3 самых популярных сервисов такси Ирана.
UPD к новости: наши друзья из Ирана пишут, что в закон добавили оговорки — использовать женские изображения можно, но с соблюдением требований.

6767
70 комментариев

Чисто по человечески не понимаю нахуя работать в стране, в которой откровенно людоедские и дакарские законы? Ну работаешь ты год/два, заработал что-то, а потом половину офиса повесили потому что кто-то сказал будто видел как директор дрочил заму в навруз...

35
Ответить

С чего вы взяли-то это все?

Про Иран сейчас полным полно информации - и в Тинькофф Журнале кучу статей писали, кто туда переехал и тот же Пивоваров неплохой мини-фильм снимал и просто кучу непредвзятой информации.

В целом обычная средне-развитая страна уровня Украины (по основным экономическим и социальным показателям). Урбанизированная страна с европейским уровнем рождаемости (низким).

Можете на их ютубе полазить, посмотреть чем люди живут. Обычные девочки красятся на видео и делают анпакинг херни из Китая, диванные аналитики рассуждают о политической ситуации и все в таком духе.

Никто половину деревни за шутку про Аятоллу не казнит. Своя шиза, конечно, есть и её немало ))))

Но и в Росси и на Западе и в Китае есть своя повесточка, красные линии и своя шиза.

18
Ответить

Демонизируете. Везде свои особенности. Вряд ли в России было безопаснее вести бизнес в 90х (в глухой провинции — до сих пор). В какой-нибудь Америке ты должен постоянно прогибаться под общественную мораль. И так далее. В Саудовской Аравии, наверняка, казней на душу населения больше, просто мы об этом не знаем.

8
Ответить

Хипстеру вроде вас все равно кого ненавидеть, да вот хоть персов, про которых он не знает ровно ничего. Скажут ненавидеть клингонцев - будет ненавидеть и их.

10
Ответить

Забыл, кстати, отписаться про главное - в Навруз дрочить можно)))))

Праздник не имеет никакого отношения к исламу, разве что к зороастризму.

Вот так вот в "дикой нетерпимой исламской стране" празднуют по-сути языческие праздники.

Там даже еще хлеще - в дикой стране 5 мест в парламенте зарезервированы для армян, зороастрийцев, иудеев и ассирийцев. А в Бендер-Аббасе (главный южный порт, ближайший аналог - Ростов-на-Дону) вообще одна из главных достопримечательность - 700-летний отреставрированный индуистский храм.

2
Ответить

Ну вы заказываете публично дрочить заму, это нигде не приветствуется.

Ответить

Да уж, традиции традициями, но порой подобное выходит за все рамки разумного, комментарии про ролик с мороженым так вообще бред

15
Ответить