Авторское и смежное право музыкальных произведений. Что это такое и как их отличать?

Заканчивая РУДН, я защищал диплом на тему «Способы защиты авторских и смежных прав музыкальных произведений». Моя защита длилась недолго, потому что комиссия вообще не ориентировалась в теме, и проще было согласиться со всем, что я вещал. Тогда я подумал: «Если даже педагоги толком не знают тему, то откуда ее могут знать простые артисты?». На самом деле, все очень просто, но почему-то нам любят преподносить все заковыристо.

Не буду приводить книжные определения авторского и смежного права, потому что вы можете легко найти их в интернете. А может даже уже находили, но ничего не поняли. Я попробую в этой статье своими словами, доступным языком, объяснить, что же скрывается за этими страшными словами, которые мы постоянно встречаем, и вроде знаем, что это такое, но сомневаемся, что знаем верно.

Еще раз подчеркну, я постараюсь объяснить все разговорным языком, своими словами, для простых смертных, а не для юристов и профи.

200% прав.

В музыкальной дистрибуции часто проскальзывает понятие «200% прав». Что это значит? Чтобы продавать какой-то трек, продавец должен иметь лицензию на 100% авторских прав и 100% смежных прав — из них и складывается понятие «200% прав».

Из чего состоят авторские права?

🔹 Слова

🔹 Гармония

🔹 Мелодия (Мелодии)

🔹 Название (существует только в теории, на практике не рассматривается)

Не существует формулы распределения 100% авторских прав между словами, гармонией и мелодией. В авторском праве это происходит индивидуально к каждой песне, по договоренности авторов. Есть песни в которых вообще нет слов, а есть песни, где наоборот — рэп, бит и бас.

При этом, если со словами и гармонией песни все понятно, то с мелодией все не так однозначно. Теоретически, должны идти в счет и мелодии вокального исполнения и мелодии инструментов, но все зависит от того, насколько значимы эти мелодии в рамках песни. Например, если песня состоит из бита, простых аккордов и монотонного речетатива, то авторская доля мелодий близка к нулю. Если вся песня состоит из двух слов, а решает все крутой дроп (проигрыш), то ситуация будет обратной.

На практике, в попсовых песнях, я стараюсь использовать распределение 40/30/30: 40% за слова, 30% за мелодию и 30% за гармонию. Но это мой субъективизм, другие делают 50/50.

Из чего состоят смежные права?

🔹 Право на исполнение

🔹 Право на фонограмму

Тут все гораздо проще. Распределение 100% смежных прав между исполнением и фонограммой всегда происходит 50/50. Под исполнением имеется ввиду вокальное исполнение. Исполнительские права принадлежат тому, кто поёт в песне. Например, в песнях Димы Билана ему всегда принадлежат 50% смежных прав. Если песня дуэтная, то исполнительские делятся пополам.

Право на фонограмму принадлежит тому, кто выполнял студийную работу (запись, сведение, аранжировка, мастер) и тому, на чьем оборудовании эта работа выполнялась, либо тому, кто оплатил все эти работы. Причем, в приоритете всегда стоит тот, кто оплатил. Грубо говоря, если аранжировщик взял за свою работу какие-то деньги, а студия была оплачена, то права на фонограмму принадлежат тому, кто оплатил все это.

Когда возникает авторское право?

Давайте представим, что некий инженер изобрел новую модель автомобиля. Каким образом он это делает? На бумаге. То есть, инженер чертит схемы, чертежи. Он еще не построил машину, он просто придумал ее на бумаге. Так вот, он стал автором данной модели автомобиля. И не важно, построит он прототип, запустят его в производство или нет — он уже автор.

Примерим к музыке: человек придумал мелодию, гармонию, стихи. Он написал их на бумаге. Он автор.

Авторское право возникает в момент создания чего-либо.

Когда возникает смежное право?

Теперь наш инженер собирает опытный прототип своего автомобиля. Этот самый прототип — это объект смежного права. Допустим, его прототип прошел испытания и был запущен в серийное производство. Каждый экземпляр данного автомобиля — это объект смежного права. То есть объектов смежного права может быть много. По одному чертежу можно создать много копий машин. Автором каждой из машины будет всегда инженер, придумавший ее на чертежах, а вот смежные права каждой машины будут принадлежать тем, кто собрал конкретный экземляр.

Примерим к музыке: автор продает свою песню Артисту. Артист идет в студию и записывает. Вот конкретная запись — это объект смежного права. Так же, как с чертежом авто, одну песню могут записать сто раз. Авторы всегда будут одни и те же, а смежные права будут принадлежать разным людям.

Пример из жизни:

Песня «Миллион алых роз» была написана Рэймондом Паулзом (музыка) и Андреем Вознесенским (стихи). Они — авторы данного произведения.

В начале 80-ых песню спела Алла Пугачева, а в 2018-ом — Егор Крид. При этом, Егор Крид использовал слова только припева песни, а остальную часть (куплеты) написал сам.

Давайте попробуем распределить права обеих версий песни. Я не знаю всех подробностей записи песни и буду фантазировать. Представим, что Алла Пугачева записала песню бесплатно в студии фирмы «Мелодия», а Егору Криду запись оплатил Тимати. Так же представим, что Рэймонд Паулз и Андрей Вознесенский договорились о распределение прав 50/50.

Алла Пугачева — Миллион алых роз

Авторские: Рэймонд Паулз (50% за музыку) и Андрей Вознесенский (50% за текст).

Смежные: Алла Пугачева (50% за исполнение) и фирма «Мелодия» (50% за фонограмму).

Егор Крид — Миллион алых роз

Авторские: Рэймонд Паулз (50% за музыку), Андрей Вознесенский (25% за текст припева), Егор Крид (25% за текст куплетов)

Смежные: Егор Крид (50% за исполнение) и Тимати (50% за фонограмму).

Вывод: договаривайтесь на берегу. Если вы все и пишете сами (и слова, и музыку), и записываете сами, и поете сами — вам повезло. Если вас больше одного человека, то договаривайтесь заранее обо всем. Это поможет вам сохранить дружбу.

1414
6 комментариев

Спасибо Бахтияр за эту статью, за доступное объяснение.

Когда ИИ будет писать поп-музыку, этот вопрос поднимется очень остро

причём тут Мелодия?Студия получает оплату за запись,в дальнейшем она не участвует,если не оговорено иное...

Дело было в союзе, скорее всего музыку записывали музыканты из этой организации, частных то не было.

Спасибо, интересно, написано бизнесовым языком. Правда, к российскому праву, как я понимаю, это все имеет малое отношение, хотя бы потому что выделение долей в исключительном праве не предусмотрено, соответственно, авторское и смежное право существуют обособленно и не складываются в условные 200%.

Было бы интересно почитать что-нибудь про РАО, и как с подобными организациями взаимодействует все участники музыкальной индустрии.

Бахтияр, спасибо за статью. Есть теперь понимание в распределении авторских прав. Но одно не понятно до конца.
Если разобрать песню Егора Крида, то там используется другой продакшн. Возможно используется та же гармония, что и у Рэймонда Паулза. Почему тогда при распределении авторских прав, музыка 50% принадлежит только Рэйндмону. Было бы логичнее если бы 25% Рэйнмонду и 25% другому муз. продюсеру.