Художники против нейросетей

В августе 2022 в интернетах начался пожар, зарево которого невозможно было не заметить, пылали попы художников.

Художники против нейросетей

Попирать справедливость на этот раз посмел технический прогресс! Но поскольку питать обиду к нему, ровно как к погодным условиям, сложно, целью агрессии стали породившее это чудище айтишники.

В лучших традициях погромов Луддитов первой четверти XIX века, выступающих против внедрения машин в ходе промышленной революции, представители творческой интеллигенции*1 с одной стороны, и молодые технократы с другой стороны в равной степени считают себя незаслуженно оскорблёнными.

Художники против нейросетей

Как назревал конфликт

За последние 2 месяца в мире ML*2 изменилось многое, до того казалось, что DALL•E 2*3 от мастодонта Илона Маска — OpenAI это уже ого-го! Пример хорошо вписывался в картину мира и был прекрасен, крупная корпорация, передовые технологии, лучшие специалисты и финансирование произвели революцию. Мы приблизились к творческому искусственному интеллекту, способному решать абстрактные задачи. Но…

Но внезапно на бронепоезде в этот мир въезжает Midjourney*4, text-to-image нейросеть, способная генерировать графику, местами превосходящую по качеству работу начинающих коммерческих иллюстраторов. И что самое интересное, разработкой занималась не корпорация, а группа из нескольких человек!

(пример изображения, сгенерированного нейросетью midjourney)
(пример изображения, сгенерированного нейросетью midjourney)

Исторический момент

Не успели наиграться с Midjourney, как миру явили Stable Diffusion*5, просто посмотрите, что она рисует:

(изображение с официального сайта компании)
(изображение с официального сайта компании)

И главное здесь не визуал, а открытость: изображения можно генерировать бесплатно, модель и веса Stable Diffusion доступны на GitHub. Это очень важно. Не они, так другие, будущее, где инструмент генерации реалистичных иллюстраций будет доступен всем и каждому — неизбежно.

Технократы потирают лапки, художники переживают:

* ошибка перевода, Artist(англ.) = художник
* ошибка перевода, Artist(англ.) = художник

Мнения художников разошлись.

Когда я впервые озвучил этот вопрос в группе «современное искусство» на Пикабу, то был удивлён количеству мата и оскорблений в комментариях. Складывалось впечатление, что люди читали первое предложение, и дойдя до слова «нейросеть» сразу спускались к форме отправки комментария, спеша излить желчь. Кажется, никто не читал текст полностью, в нём не было острых углов, да и писал больше о возможностях нейросетей, как полезного инструмента. Вот возьмём, к примеру, процесс раскрашивания наброска иллюстрации или комикса. Казалось бы, основная творческая часть работы выполнена и осталось раскрасить одинаково всю раскадровку. Это творческий процесс? А если это кадры в мультике, и их там миллион?

Утилита на основе нейронной сети отлично справляется с градиентной заливкой рисунков в несколько кликов мыши.
Утилита на основе нейронной сети отлично справляется с градиентной заливкой рисунков в несколько кликов мыши.

Конечно, без освещения позиции художников эта статья не имела бы смысла. Сам я пишу картины руками роботов и использую алгоритмы с элементами искусственного интеллекта для моделирования визуала, что вызывает раздражение в консервативно настроенных кругах Арт-сообщества. Суть претензий обычно сводится к "Не умеешь рисовать руками — не художник, не позорься.", но я не обращаю на это внимания, считая, что средство не должно быть выше цели.

Приведя в пример скрины из пабликов про нейросети, правильно было бы опросить и художников традиционных практик. Конечно, мат и грязь из Пикабу вставлять в статью смысла нет, я сменил тактику и обратился с этим вопросом к владельцам групп о искусстве в соцсетях, каналов в Дзен, иллюстраторам и художникам. Персонально.

Добрый день, у меня спокойное отношение к техническому прогрессу. Думаю, это неизбежный процесс эволюции, сокращение рабочих мест и подобные вещи. Будучи художником традиционным в какой-то момент осознал, что мир меняется и нужно в нём адаптироваться. Поэтому освоил рисование на компьютере, постоянно слежу за трендами в техническом плане, тестирую разные программы и приёмы цифрового рисования. С появлением криптовалют и NFT понял, что мир уже не будет прежним и вместо того, чтобы страдать от этого и ныть, я предпочитаю смотреть в направление трендов. А с искусственным интеллектом в частности пытаюсь подружиться. Он порой подкидывает интересные идеи, образы, которые я в состоянии доработать, улучшить и сделать оригинальную работу. ИИ ещё не скоро полноценно заменит художника, но уже сегодня может стать хорошим инструментом для генерации идей. Пользоваться этим или нет выбор каждого, в прочем, как всегда и во всём. Дзен канал «Муки творчества».

Художники против нейросетей? Скорее художники против такого нехорошего отношения к своему труду, а это талантливые люди, которые много лет учились, много слез пролито, критики выслушано, взлеты и падения... При всем этом это всегда трудный путь к мечте, путь творчества. И сравнивать труд человека и нейросети как минимум безнравственно.

Опять эти сети, везде они. Если так дальше будут продолжать, то люди обленятся, перестанут учить своих детей рисовать, они и так в планшетах сидят весь день. Что будет с будущим поколением? Перестанут уважать труд художника, забудут их? Будут сидеть и просить компьютер что то им нарисовать как нищие.

Я против всего этого! У этих «картин» нет души и они плодятся как раковая опухоль. Только человек может нарисовать хорошую картину, а не бездушные цветные фантики. Мир катится в пропасть. Люди слишком необразованны и готовы смотреть на эти мёртвые, бездушные изображения, по этому их будет только больше.

Знаешь как тяжело было учиться? Это тебе не кнопку нажать. Столько времени, сил, денег на материалы! И тут приходят какие то люди и говорят – мы тоже художники! Вы – кнопконажиматели без знаний, опыта и таланта.

Вам должно быть стыдно перед настоящими художниками!

Меня зовут Анна (ro_aiva), я художник-иллюстратор и считаю, что никакие технологии не смогут заменить художников. Да, нейросеть выдаёт интересный стиль и красивые изображения, но они никогда не смогут создать персонажа и его разные эмоции, образы, попав в желаемый стиль рисовки. Стиль нейросети интересный, но ограничен. Ну, и самое главное — пока технологии не научатся общаться с клиентами, обсуждать их правки, выявлять из голосового сообщения техническое задание, и понимать прочие «человеческие проблемы» в коммуникации, им никогда не занять место художников.

Добрый день, Алексей. Очень интересная у вас тема. Лично для меня она звучит как "Что лучше? Огонь или вода?" По моему твердому убеждению наш мир прекрасен именно тем, что разнообразен и гармоничен. Каждый выбирает для себя именно тот путь, для которого создан. Противостояний быть не может по определению ( в здравомыслящей голове). Противостояние уместно лишь по отношению к безграмотности, к праздности, к равнодушию и так далее... А главным образом важно нечто большее: уважение и принятие, как себя так и окружающих. Именно эти качества, способны просто истребить любые противостояния между материями, которые друг без друга не возможны.

Не берусь делать выводы, не имея возможности полностью отделить себя от участников процесса, но вижу некоторую обеспокоенность относительно своих ценностей.

Уже здесь же мы видим, что для многих эти технологии не новы, и не пугают. Любопытно и то, что качество визуализации картинки нейросетью особо не критиковали. Да, пока есть огрехи, но оглядываясь на результаты годичной давности и сопоставляя скорость развития технологии, уже через год-два мы не сможем отличить работу человека от результата работы алгоритма. Или сможем? Но по каким признакам?

Художники взывают к необходимости ценить их работы по тому, что это их работы. Иными словами, оценивать вложенное время жизни художника на получение навыков, насмотренности, совершенные ошибки… И конечно же, душа! Это всё очень важно и крайне ценно, для художника. А для зрителя? Думает ли он об этом, рассматривая картину, или его взор обращён в себя?

Но реалии современного общества таковы, что работы генеративно-состязательных сетей продаются на аукционах за сотни тысяч долларов, а талантливые художники традиционных практик порой не находят своего зрителя. У «души» же вообще нет физических параметров, по которым её можно точно идентифицировать. Как понять, картина написана с душой, или её там нет? Я могу оценить свой отклик, уловить изменения в эмоциональном состоянии. Вот только он бывает и от нейросетевой генерации, а картина, написанная человеком может не вызвать никаких эмоций. Скорее это относится к качествам зрителя, а не картины. В противном случае картина «с душой» вызывала бы отклик в душе каждого зрителя, а картина «без души» - ни у кого. Но так не бывает.

Попробуйте оценить эту картину критериями, описанными выше. Если что, её "придумала" midjourney...
Попробуйте оценить эту картину критериями, описанными выше. Если что, её "придумала" midjourney...

Пожалуй, этот философский вопрос я оставлю открытым для вас. А на последок покажу свежие картинки, сгенерированные нейросетью Stable Diffusion. Без претензий на сюжет и смысл, просто портреты, как образец достигнутого на август 2022 года качества построения изображения:

Художники против нейросетей
Художники против нейросетей
Художники против нейросетей
Художники против нейросетей

Что можно сделать прямо сейчас.

Очевидно, необходимость диалога назрела. И я рискну выступить с инициативой:

Предлагаю организовать особое пространство для коммуникаций традиционных художников и искусствоведов с ML-щиками, генеративщиками и иже с ними ценителями технической эстетики.

Подозреваю, что первые недостаточно полно представляют возможности, которые могут дать технологии, а вторые не сведают в вопросах художественной ценности, ориентируясь пока на субъективные ощущения визуальной красоты или технологической сложности.

Зачем это технарю? - Это развитие, расширение кругозора, возможность поддержать беседу, погрузиться в культурную среду. Это поиск новых знаний и фактов (как мы любим). Художникам же будет полезно расширить круг зрителей и получить обратную связь, найти новые идеи и контакты для коллабораций в области технологического искусства.

Но осознавая всю сложность такой коммуникации, предлагаю следующий формат общения:

1 Всех достали эти уведомления в чатах, поэтому количество сообщений будет сильно ограничено, дабы можно было неторопливо подумать. И был повод не отключать уведомления.

2 Раз в две недели выходит пост с темой для обсуждения, открытый для комментариев, где можно будет описать своё видение описанного в сообщении вопроса, уточнить его или найти единомышленников.

3 Идеи (вопросы, боль, примеры) для постов присылайте на указанные в шапке канала контакты. Напрямую размещать посты с вопросами нельзя, дабы не нарушать спокойствие участников уведомлениями и блюсти ограничение на 2 поста в месяц. Если идей будет много, их выбор для публикации будет предложен в виде списка на голосование.

Предлагаемый дискуссионный клуб находится здесь: «Искусство-vs-Наука» Но если вы можете предложить более удобную для большинства участников площадку, пишите, большинством голосов решим куда переехать.

⚠ Я хочу, чтобы здесь всем было интересно, но качество общения зависит от аудитории. Поэтому прошу вас - прямо сейчас перешлите этот текст тем людям из своего контакт листа, кто в своём познании настолько преисполнился может обогатить опыт участников или обладает ценными знаниями в определённой области. Так и вам будет интереснее и им приятно, что вы их цените и выделили из общего списка своих друзей ;)

Объединившись, мы можем создать новое знание и опыт, подключайтесь!

6161
108 комментариев

Интересно наблюдать, что художники для которых картины это не просто предмет эстетики, а форма творческого выражения и выражения мыслей спокойно относятся к нейронным сетям.

Потому что одно дело быть художниками-визионерами и делать арты со сложными сюжетами, полными нюансов, а другое делать клепать аниме девочек, киберпанк, пейзажики и прочее.

Как только у средних художников забрали монополию на созидание эстетики и дали простым работягам, сразу начались крики и вопли. А всё потому, что в 21 веке, когда творчество превращается в ремесло и рутину за вами обязательно придёт нейросеть или даже более простой алгоритм заберет у вас работу.

21
Ответить

есть такая тема, как стиль каждого конкретного художника.
никакая нейросеть под него никогда не подделается.
у меня в 16м году не получалось никак подписать контракт с акварелисткой из Китая, так никто из моих художником не смог ни скопировать ее рисунки, ни рисовать в 100% схожем стиле

2
Ответить

Очевидно, что сети тренировались на картинках, созданных людьми. Интересно, а лицензия (хоть свободная, хоть платная) позволяет такое?

Ведь, фактически, набор картинок используется для создания специализированного алгоритма, повторяющего логику решений того, или иного художника (музыканта, фотографа и т.д.). Кажется, такие цифровые слепки должны очень дорого стоить и рассматриваться, как личные данные, не подлежащие дублированию без согласия владельца.

10
Ответить

Вот пришёл художник на вернисаж и увидал там ранее неизвестные ему работы, скажем, кубистов. Ого-го! Подумал художник, экие штукенции, красивое! И нагулявшись-насмотревшись, вернулся домой и айда рисовать всякие круги, да квадраты, хоть до того пейзажистом был. А кубисты пришли к нему и морду начистили, чего, говорят, кубы наши потырил?
- вот как то так :) Там этих картинок, на каких обучалась сеть настолько много, что любой результат не будет повторять ни одну из них, для нормальной модели они исчисляются миллионами штук.

27
Ответить

Кажется, такие цифровые слепки должны очень дорого стоить и рассматриваться, как личные данные, не подлежащие дублированию без согласия владельца.

Когда технология генерации чего-либо (в данном случае изображения) по образцу подут в массы, тогда разовьются и технологии выявления подлинников, а то и комерциализации их использования (выплаты авторских отчислений) при каждой генерации нового "рисунка" на основе подлинников нейросетью.

Второе рождение NFT тут более чем возможно))

3
Ответить

Примерно в 2017 году японских фотобанк предлагал поставщикам покупку работ для тренировки нейросети. Цены там были смешные, но и работы не экспонируются нигде непосредственно. Вполне честное решение.
Но Dall-E радостно генерирует результаты прямо с вотермарками iStock, не заморачиваясь.
Вопрос авторства просто обязан встать. И когда он встанет, пуканы художников остынут. Потому что вопрос лежит не в области машинного обучения, а в области халявы для девелоперов.
Авторское право еще в средних веках стартовало с запрета мелким дельцам копировать оригинальных авторов и подрубать их доход. Нейросети сейчас занимаются только этим и ничем иным.

Ответить

За кликбейтный заголовок - минус))) Никакого полыхания лично я не заметил - напротив, все с интересом кинулись играться в эти ваши модные нейросети, и художники с дизайнерами - в том числе. Не надо накручивать)

Если рассуждать как 3D-моушн дизайнер - с точки зрения поиска визуального концепта или скетча - это прям очень удобно.

11
Ответить