Бренды из прошлого: что случилось с жвачками Love is, приставкой Dendy и косметикой Dzintars

Какие продукты из 1990-х годов можно купить сейчас, а какие исчезли с прилавков.

Жвачка Love is — как история любви стала коммерческим успехом

Романтичные картинки-комиксы придумала новозеландская художница-мультипликатор Ким Касали в 1960-х годах.

Ким Касали. Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.diary.ru%2F%7ELoveIsComics%2Fp70209241.htm&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Diary</a>
Ким Касали. Фото: Diary

В 19 лет она уехала путешествовать и, объездив мир, поселилась в Калифорнии. Там она познакомилась с итальянцем Роберто Касали. У них начались отношения, и девушка стала рисовать ему короткие сценки о своих чувствах.

Я делала маленькие зарисовки, чтобы выразить, что я чувствую. Это было всё равно, что вести дневник моих эмоций, где описано, как развивались мои чувства. Сначала я нарисовала капельку, которая стала девочкой, это должна была быть я. Она испытывала все эти фантастические чувства. Потом я нарисовала другую капельку — мальчика, который был причиной этих чувств.

Ким Касали
Фото: Pinterest
Фото: Pinterest

Ким и Роберто поженились. Роберто решил продюсировать выход комиксов. 5 января 1970 года первый комикс опубликовали в журнале Los Angeles Times. В комиксе 1974 года мальчик называет девочку Ким. А в комиксе 1971 года девочка чертит на песке букву R — это первая буква имени Роберто.

Комиксы Love is стали настолько популярны, что супруги создали корпорацию Minikim, Роберто стал управляющим. Картинки начали печатать не только в журналах, но и на календарях, плакатах, кружках, футболках. К середине 1970-х годов ежегодный доход Ким Касали составлял от 4 до 5 млн фунтов стерлингов, а продукция Love is выпускалась в 50 странах по всему миру.

Тогда пара переехала в Великобританию. Но в 1975 году Роберто диагностировали неизлечимую стадию рака яичек.

Следующий год я провела в поисках лекарства, стараясь держать Роберто подальше от плохих новостей.

Ким перестала рисовать, но попросила английского аниматора Билла Эспри рисовать комиксы за неё. Так появились первые цветные комиксы и одетые персонажи.

Фото: pinterest.com
Фото: pinterest.com

Комиксы быстро переняли художники со всего мира, в том числе России, Украины и Турции. Рисовали свои версии и делали мультфильмы:

Мужа Ким прооперировали, но он умер в возрасте 31 года в 1976 году, в комиксах от Ким остались только девочка и надгробный камень.

Бренды из прошлого: что случилось с жвачками Love is, приставкой Dendy и косметикой Dzintars

Ким умерла в 55 лет от рака костей и печени. Её старший сын Стефано продолжил семейный бизнес. А Билл продолжил рисовать комиксы под подписью Ким по условиям договора. Придумывал новые сюжеты сначала один, а затем вместе с командой.

Бренды из прошлого: что случилось с жвачками Love is, приставкой Dendy и косметикой Dzintars

Комиксы перевели на восемь языков. После этого история рисованных людей начала отличаться от реальной истории Ким и Роберто. Теперь это просто зарисовки о влюбленных парах, без автобиографических вставок.

Комикс на немецком “Liebi ist”. Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Floveishate.ru%2F&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Loveishate.ru</a>
Комикс на немецком “Liebi ist”. Фото: Loveishate.ru

После смерти Ким в 1997 году её сын Касали Стефано возглавил компанию Minikim, основанную отцом.

В 1990-х годах жвачки Love is начали выпускать в Турции. А в середине 1990-х годов жевательная резинка попала из Турции в Россию и стала очень популярной. Вкладыши коллекционировали, на них гадали, их меняли. Жвачки популярны и сейчас. Love is до сих пор производят в Турции и продают в том числе в России. Сейчас ежегодно в России продаётся более 500 млн жвачек.

Билл, который рисовал комиксы за Ким 34 года, узнал, что картинки используют для вкладышей в популярной жевательной резинке Love is, только в 2008 году, когда ему позвонил корреспондент журнала «Большой город», чтобы взять у него интервью как у автора картинок к вкладышам известной жвачки.

Жвачку производит турецкий завод Dandy Saki, принадлежащий американскому концерну Kraft Foods. Жвачку под брендом Love is в Турции выпускают по патенту. Билл Эспри — только художник и не владеет вопросами патента, ведь собственники компании — дети покойной Ким, они и занимаются этими вопросами вместе с топ-менеджерами компании.

За копированием бренда следят — в 2002 году российской фабрике «Меньшевик» запретили производить жвачки Life is, так как согласно экспертизе, позиционирование бренда, дизайн обёртки и вкладышей признали комбинированием товарного знака бренда Love is.

Вкладыш из жвачки Life is. Фото: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmeshok.net%2Fitem%2F75830443_%25D0%259E%25D0%25B1%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25BA%25D0%25B0_%25D0%25BE%25D1%2582_%25D0%25B6%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B8_%25D0%259A%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25BE_%25D0%25B6%25D1%2583%25D0%25B9%25D0%25BA%25D0%25B0_Life_is_%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25BA&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Мешок</a>»
Вкладыш из жвачки Life is. Фото: «Мешок»
Так выглядела упаковка жвачки Life is. Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flenta.ru%2Farticles%2F2017%2F12%2F28%2Fmenshevik%2F&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Lenta.ru</a>
Так выглядела упаковка жвачки Life is. Фото: Lenta.ru

С 2013 года компания Megalicense стала официальным агентом правообладателей бренда на территории России и стран СНГ. Эксперты называют Love is одним из самых успешных брендов эпохи 1990-х годов. По их оценкам, цена бренда составляет $5-6 млн. Права на использование бренда купили, чтобы делать открытки, канцелярию, одежду, кондитерскую продукцию и другие брендированные товары.

Бренд активно используют в рекламных кампаниях по всему миру: в 2002 году в метро в Лондоне появились плакаты с героями Love is, призывающие к культурному поведению. Проект London Underground придумало и реализовало британское агентство Parthners Bddh.

А немецкая логистическая компания DHL запустила совместную кампанию с Love is. Специально к 14 февраля посылки упаковали в коробки и конверты с изображением пары из комиксов.

Офис DHL. Фото: Sostav.ru
Офис DHL. Фото: Sostav.ru

Аналогичную кампанию провёл итальянский ритейлер Liu-Jo: марка выпустила предметы одежды с героями.

Dendy — пиратская копия Nintendo, первая приставка на постсоветском пространстве

Бренды из прошлого: что случилось с жвачками Love is, приставкой Dendy и косметикой Dzintars

Приставка была не оригинальным продуктом, а неофициальным аппаратным клоном известной в США консоли Nintendo.

Но так как в страны бывшего СССР Nintendo не поставлялась, а у Dendy была доступная цена, приставка быстро стала популярна, особенно в России, Украине и Казахстане. Поэтому появившиеся после Dendy приставки Kenga и Subor называли «денди».

Прототип китайской Dendy
Прототип китайской Dendy

Производила приставки Dendy российская ИТ-компания Steepler с 1992 года. Она собирала устройства из китайских комплектующих в Тайване. Тогда в компанию пришёл Виктор Савюк и предложил делать телевизионные приставки для игр.

Бренды из прошлого: что случилось с жвачками Love is, приставкой Dendy и косметикой Dzintars

Название придумали в результате мозгового штурма. Савюку понравилось слово «пинти», его трансформировали в денди, выбрали самый простой шрифт Cooper и фирменный красный цвет. В качестве логотипа изначально хотели выбрать животное.

Тогда были популярны персонажи, все хотели нарисовать себе собачку, кошечку, енотика — да хоть чёрта лысого.

Виктор Савюк, автор приставки Dendy

Художник-аниматор Иван Максимов нарисовал логотип за 1000 рублей. Антропоморфный слонёнок Денди очень понравился Савюку.

Фото: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%25A4%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%3ADendy_Logo.gif&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Википедия</a>»
Фото: «Википедия»

Рекламный джингл записала группа «Несчастный случай» Алексея Кортнева, слоган «Играют все» придумал басист группы Андрей Гуваков.

Рекламный ролик Dendy

Первой приставкой, продаваемой Steepler под брендом Dendy, стала модель Micro Genius IQ-501. В продаже приставка появилась в конце 1992 года по цене 39 тысяч рублей ($94 по курсу того времени). Для этой приставки сняли рекламный ролик для телевидения со слоганом: «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все!». Но большого спроса на эту модель не было — оказалось, причина в высокой цене. Для первой приставки использовали три микросхемы, что и делало её дороже.

Савюк решил выпустить новую, более доступную приставку. Её назвали Dendy Junior и выставили за минимальную оптовую цену. Продавцам предложили забирать любое количество приставок со склада в центре Москвы вместо заказа мелких партий из Китая. От первой версии устройства не отказались. Её назвали Dendy Classic и позиционировали как премиальное устройство для опытных геймеров.

Спрос на продукцию оказался высоким, к апрелю 1993 года у Steepler было четыре региональных дилера и оборот в 500 млн рублей ($722 тысячи по курсу того времени).

К осени 1993 года команда разрослась до 70-80 человек, и я помню, как в августе мы отмечали с шампанским первый миллион долларов выручки. Осенью начали менять структуру дилерской сети — по принципу «один дилер на регион». Пару лет назад во Вьетнаме меня узнали ребята из того времени, расцеловали и говорят: «Вить, ты хоть понимаешь, что сделал нас долларовыми миллионерами?» Да, они хорошо тогда заработали.

Виктор Савюк, автор приставки Dendy
Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fbrestcity.com%2Fblog%2Ftest-xorosho-vy-pomnite-televidenie-1990-x&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Brestcity.com</a>
Фото: Brestcity.com

Для продвижения продукта команда Савюка начала выпускать собственный журнал «Видео-Асс Dendy», позднее выпускался под названием «Великий дракон». Журнал стал успешным, его тираж составлял 30 тысяч.

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.greatdragon.ru%2F&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Greatdragon.ru</a>
Фото: Greatdragon.ru

Выпускали журнал с помощью редакции еженедельника «Столица», которая размещалась в том же здании, что и компания.

Также с маркетинговой целью на канале 2х2 выпустили передачу «Новая реальность», позже она стала выходить на ОРТ, так как Савюк дружил с основателем «Видео Интернешнл» Юрием Заполем. Вёл передачу Сергей Супонев.

К концу 1993 года выручка Steepler составила $16 млн. Почти треть продаж приходилась на три собственных магазина компании.

К середине 1994 года Steepler продала около миллиона приставок Dendy, выйдя на уровень продаж в 100-125 тысяч приставок в месяц и месячный оборот в $5 млн. Цена приставки в то время составляла $30-35.

Было понятно, что у бизнеса большое будущее, нас практически перестали стесняться в Steepler. EBITDA тогда никто, конечно, не считал, но рентабельность по чистой прибыли была очень высокой — на уровне 35%.

Виктор Савюк, автор приставки Dendy

В 1994 году приставки принесли $75 млн (притом Steepler заработала $140 млн), в 1995-м году — более $100 млн. С 1994 года Steepler создала несколько дочерних компаний, и Виктор Савюк стал генеральным директором АОЗТ «Денди» и имел 30% акций. Из офиса на Петровке команда «Денди» в 150 человек переехала в собственное двухэтажное здание на Поклонной горе.

В августе 1994 года «Инкомбанк» и Steepler объявили о планах создания совместного бизнеса — компании «Денди», — «Инкомбанк» участвует в нём деньгами и получает 30% от прибыли. К концу 1994 года у «Денди» появился конкурент — японская приставка Sega.

Весной 1994 года Виктору Савюку позвонил немецкий консультант Steepler и рассказал, что руководство Nintendo of America ищет встречи с русским, который на глазах становится крупнейшим продавцом нелегальных клонов NES.

«Ты торгуешь контрафактом, поэтому подумай, вернёшься ли из этой поездки, — сказал американский юрист, к которому Савюк обратился за советом. — Пускай пришлют официальное приглашение». Приглашение прислали, Савюк поехал на переговоры.

После долгих споров в ноябре 1994 года «Денди» заключает с Nintendo соглашение, по которому отказывается от продвижения продукции Sega и получает эксклюзивные права на распространение в России и СНГ приставки Super Nintendo.

В ноябре 1995 года у компании «Денди» уже 10 дочерних предприятий в регионах и 80 дилеров, розничные цены на приставки «Денди» снизились до $20.

Компания Steepler прекратила свою деятельность в 1996 году. Современные игровые приставки с надписью Dendy, которые можно найти на многочисленных рынках, на прилавках с китайской продукцией, не имеют отношения к компании Steepler.

Причины гибели Steepler — банкротство банков «Мытищинский коммерческий» и «Деловая Россия», где у компании были основные счета, обвал цен на нефть, конкуренция с Sega и Nintendo и конфликт с Федеральным агентством правительственной связи и информации.

Dzintars — как советская парфюмерная фабрика пытается завоевать европейский рынок

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fgobaltia.ru%2Fgoods%2Fkosmetika-dzintars&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Gobaltia.ru</a>
Фото: Gobaltia.ru

Dzintars — бренд латвийской косметики. Название переводится как янтарь, которым славится страна-производитель. Фабрика расположена в Риге. Она существует больше сотни лет — основана в 1849 году как парфюмерная и мыловаренная фабрика Бригера.

В 1951 году получила своё название. В 1958 году объединилась с мыловаренной фабрикой «Саркана Аусма» (Sarkanā Ausma) и временно сменила название, но вскоре фабрике вернули прежнее имя. Несмотря на сто лет существования, бренд стал известным в 1950-х годах.

Латвийский бренд был популярен во времена СССР. Он был редкостью, его привозили из Прибалтики.

С 1991 года Dzintars стала акционерным обществом и уже не зависела от политики Советского союза. В 1990-х бренд Dzintars свободно появился на прилавках в России и других постсоветских странах.

В 1990-е годы около 70% всей продукции Dzintars продавалось в России, руководство гордилось тем, что держит 8% российского рынка губных помад. В то же время продукция компании оказалась в дешёвом сегменте. Главный акционер Герчиков не хотел ничего менять и из года в год повторял: «Мы инвестируем в продукт, а не в рекламные трюки».

У нашей продукции первоклассный дизайн, отвечающий вкусам самых привередливых западных покупателей. Никто ещё не предъявил замечаний ни по качеству продукции, ни по дизайну, ни по цене. Нашу косметику берут. И очень охотно.

Только за рубежом покупать негде — никто не продаёт. Иностранцы приобретают её здесь, когда в гости приезжают. Большими сумками вывозят крем для ног, бальзам для волос. Я вам серьёзно говорю.

Илья Герчиков, главный акционер Dzintars

Рекорд оборота составлял 10,2 млн латов (более €14 млн), который компания поставила в 2006 году. Прибыль составляла 1,25 млн латов (около €1,7 млн). И тогда половина продукции тоже уходила в Россию. Но через год главный акционер Dzintars Илья Герчиков заявил, что его перестала устраивать работа эксклюзивного российского дистрибьютора — и он будет строить дистрибьюторскую сеть. Падение продаж началось сразу же.

Илья Герчиков, главный акционер Dzintars. Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.infotop.lv%2Farticle%2Fru%2Fdlja-spasenija-dzintars-gerchikov-vlozhil-v-nego-lichnie-sredstva-v-razmere-45-mln-evro&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">nfoTop.lv</a>
Илья Герчиков, главный акционер Dzintars. Фото: nfoTop.lv

В 2009 году оборот упал уже до 4,4 млн латов. Новый дистрибьютор не расплатился за поставки и продал свою сеть. Новый владелец решил, что продавать косметику одной марки невыгодно, и создал мультибрендовую сеть магазинов. Мировой кризис уменьшил спрос.

Тогда Герчиков решил переориентировать бренд. Вместо бюджетной косметики делать органическую премиум-класса. Рынки сбыта, по его словам, сосредоточены на Западе. «Мы продаёмся в Германии, Хорватии, Словакии и США», — говорил Герчиков российскому изданию Forbes.

В 2016 году финансовое положение ухудшилось. Герчиков запросил защиту от кредиторов. Как считают коллеги по рынку, виной стала неприспособленность латвийской фабрики к новым реалиям.

В Советский период духи и косметика были дефицитным товаром. Когда Союз развалился, бренд Dzintars перестал быть заводом союзного значения, а бывшие республики СССР наводнило множество продукции других марок, которые ранее были недоступны потребителям.

По-моему, руководство Dzintars после советского периода так и не смогло адаптироваться к новой рыночной реальности.

Кажется, они до конца не осознали, что сегодня это уже не мегазавод союзного значения с гарантированным сбытом — в наше время нужно биться за место под солнцем, за рынки, за себестоимость, эффективность. И государство никому ничего не должно.

Салвис Лапиньш, финансовый директор фармхолдинга Olainfarm

После кризиса 2008 года у компании наступили тяжёлые времена. Сокращения на Dzintars были, но сравнительно небольшие из-за социальной политики фабрики: если в 2011 году было 402 работника, то в 2015 — 345.

Согласно данным отчёта Dzintars за 2015 год, продажи в Латвии составили €4,2 млн, в прочих странах ЕС — €263 тысячи. И в третьих странах — €1,3 млн. Третьи страны — это преимущественно Россия и государства СНГ.

Уже давно было видно, что они не выдерживают конкурентную борьбу и остаются зависимы от российского рынка. А этот рынок очень нестабильный и рискованный — по ряду причин.

Понятно, что идти со своим самоваром в Тулу — на Запад с парфюмерией — очень непросто. Но другого пути нет: надо продавать на Западе и во всём мире, а не только в бывшем Союзе. К сожалению, у них это не получилось.

Гирт Рунгайнис, инвест-банкир

17 октября 2016 года компания Dzintars подала в суд Земгальского предместья Риги заявление о начале процесса правовой защиты от кредиторов, и 18 января 2017 года суд утвердил план этого процесса. Срок его выполнения 16 марта 2018 года был продлен ещё на два года.

В заключении ревизора указано, что в конце 2017 года долги покупателей и заказчиков продукции Dzintars составили €585 тысяч, из них долги в размере €349 тысяч длительно просрочены.

Долги родственных Dzintars предприятий составили €351 тысячу. Расходы Dzintars на создание основных средств и незаконченные строительные объекты в конце прошлого года составили €991 тысячу.

В 2016 году оборот Dzintars составил €5,8 млн — на 1,8% меньше, чем в 2015 году, убытки сократились на 35% — до €1,7 млн.

Тем не менее после нескольких лет кризиса Dzintars открывает новые магазины в Европе. Но как видно из статистики, доля прибыли от Европейских дистрибьюторов мала, сказывается высокая конкуренция.

Оборот предприятия в 2017 году составил €6,3 млн, что на 8,2% больше, чем в 2016 году, убытки возросли на 2,1% — до €1,8 млн.

Доходы Dzintars от реализации парфюмерии и косметики в 2017 году выросли на 9,5% — до €6,2 млн; в том числе от реализации в Латвии — на 8,4%, до €4,7 млн; в других странах ЕС — на 55,3%, до €358,2 тысячи; в третьих странах — на 4%, до €1,1 млн.

«Вегета» — 70 лет на рынке

Фото: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.utkonos.ru%2Fitem%2F97%2F1022525&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Утконос</a>»
Фото: «Утконос»

Известная с 1990-х годов в России приправа «Вегета» — бренд хорватской компании Podravka. Кроме приправ Podravka выпускает широкий ассортимент продуктов питания и напитков — бутилированную воду, овощные и рыбные консервы, полуфабрикаты, джемы, хлопья, детское питание, мармелад, соки, закуски, сливочные кремы, растительные масла.

Компания существует с 1934 года. В 1947 году её национализировали. А с 1993 года вновь приватизировали и преобразовали в ОАО.

Приправу «Вегета» начали выпускать в 1959 году. Продукт разработала учёная Злата Бартл. Приправа стала самым популярным продуктом компании, она до сих выпускается и продаётся в 40 странах.

В состав приправы входят соль, сушёные морковь, пастернак, лук, петрушка и сельдерей, усилители вкуса, сахар, специи, кукурузный крахмал и рибофлавин в качестве красителя.

«Вегету» впервые продали в Югославии в 1959 году под названием «Вегета 40». В 1967 году впервые экспортировали в Венгрию и СССР. Сейчас выпускают версию приправы без глутамата натрия в составе.

Особенно популярна «Вегета» была в 1990-е годы: в 1995 году компания поставила рекорд экспорта в 26 тысяч тонн. Данные о своей прибыли компания не публикует, как и информацию о том, какую её долю приносит экспорт «Вегеты».

С 1998 года акции компании включены в листинг хорватской фондовой биржи, «Вегета» входит в 25 компаний, включённых в хорватский фондовый индекс CROBEX.

Gallina Blanca

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fzakaz.ua%2Fru%2F08410300207634%2F%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0_%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0-10%25D0%25B3-%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%258F&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Zakaz.ua</a>
Фото: Zakaz.ua

Название Gallina Blanca переводится как «белая курица». Это испанская компания, которая производит приправы и полуфабрикаты. Штаб-квартира находится в Барселоне.

Существует с 1936 года, с этого времени и производит знаменитые бульонные кубики. Идея пришла основателю Луису Карулью и его жене. Первые кубики делали дома на ручной машине для изготовления пищевых концентратов. Рецепты придумывала жена, а изготовлением занимался сам Луис.

Спрос на продукцию появился, супруги открыли первую фабрику. Производили кубики сначала под брендом Gallina de Oro или «золотая курица». Но со временем кроме кубиков начали производить и другую продукцию.

К 1970-м годам компания уже стала лидером испанского рынка и начала расширять охват на Европу, Центральную Азию, Африку и США.

В 2007 году Gallina Blanca сливается с крупной швейцарской компанией Findim Investments. 25% акций остаются у Gallina Blanca, 25% у Findim Investment. Оставшиеся 50% акций Gallina Blanca принадлежат группе Agrolimen.

Первая продукция от Gallina Blanca в России появилась в 1995 году. Компания использует агрессивную рекламу, продукт быстро стал популярным.

В 2009 году компания занимала пятое место на российском рынке приправ. Со временем в каждой стране развивали собственные бренды приправ. В России — это приправа «Ароматика», на Украине — «Швидкосуп».

В декабре 2012 года Agrolimen Group приобрела у Findim Investments оставшиеся акции Gallina Blanca Star и контролирует 100% компании.

В марте 2015 года испанская многонациональная компания Grupo Gallina Blanca Star изменила своё название на GB Foods.

«Бумер» — жвачка, которая исчезла

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fauction.ru%2Foffer%2Fzhvachka_boomer_fresa_ispanija_90_e_nabor_iz_3_shtuk-i14917954734879.html&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Auction.ru</a>
Фото: Auction.ru

Названием жевательная резинка обязана одноимённому испанскому супергерою. Производил резинку испанский концерн JoyCo Group. Компании, принадлежащие JoyCo Group располагались в Китае, Франции, Индии, Польше и Испании.

Была популярна в 1990-х годах благодаря широкому ассортименту вкусов — клубника, кола, мята, апельсин, — а также тому, что из жвачки можно надуть большой пузырь. Особую обёртку с указанием приза можно было обменять на пластиковую фигурку Бумера.

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpikabu.ru%2Fstory%2Ftop10_legendarnyikh_zhevatelnyikh_rezinok_90kh_4428779&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Pikabu</a>
Фото: Pikabu

Продаваемую в России жвачку производили там же — в Новгороде у JoyCo Group было собственное предприятие ООО «Джойко». В 2000-м году в предприятие инвестировали $8 млн. Ежегодно выпускали от 2000 до 4000 тонн жевательной резинки.

«Тётя Ася приехала»

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftula.neobroker.ru%2FAs-Ace-otbelivatel-i-pjatnovyvoditel_5860913.html&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">NeoBroker</a>
Фото: NeoBroker

Известный с 1990-х годов благодаря вирусной рекламе «Тетя Ася приехала» отбеливатель Ace производит компания Procter & Gamble.

Компания существует с 1837 года, её основали как семейный бизнес по производству мыла и свечей в городе Цинциннати, США, штат Огайо. Свечник Уильям Проктер и мыловар Джеймс Гэмбл решили работать вместе. 22 августа заключили официальный договор и вложили в новый бизнес одинаковую сумму денег — по $3596,47 каждый.

Сейчас компания представляет около 300 торговых марок в 160 странах мира. Из них у 23 брендов оборот более миллиарда. В их числе — Ace. Годовой оборот компании — $68 млрд. Производит косметику, парфюмерию, товары личной гигиены, товары для дома, для здоровья, для ухода за детьми, для ухода за здоровьем и корма для животных. Кроме Ace среди известных торговых марок Pampers, Tide, Ariel, Pantene, Always, Mach3, Pringles, Lenor, Oral-B, Duracell, Olay, Head&Shoulders, Wella, Gillette, Braun и другие.

Офисы P&G расположены более чем в 80 странах мира, в которых работает более 135 тысяч сотрудников.

Акции компании учитываются при расчёте промышленного индекса Доу-Джонса. Компания входит в первую сотню компаний списка Fortune 500. P&G является крупнейшим в мире рекламодателем, затраты компании на рекламу превышают $8 млрд.

Отбеливатель Ace до сих пор производится для многих стран, в том числе широко распространён на Балканах, в России, Украине и других. Представительство P&G в России открыли в 1991 году, сейчас компании принадлежит четыре региональных офиса и два завода. Главный российский офис находится в Москве.

Rondo — российский эксклюзив

Бренды из прошлого: что случилось с жвачками Love is, приставкой Dendy и косметикой Dzintars

Бренд мятных конфет Rondo принадлежит компании Mars. Деятельность Mars в России началась в 1991 году (АОЗТ «Мастерфудс», с 1995 года ООО «Марс»). В конце 1993 года организовано первое региональное представительство во Владивостоке, в 1994 году открыты представительские офисы в других регионах страны, в том числе Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Краснодаре, Санкт-Петербурге.

Конфеты Rondo разработали специально для России в 1996 году, в других странах мира этих конфет нет.

Популярности на рынке Rondo обязан массированной рекламной кампании и вирусному рекламному ролику со слоганом «Rondo. Свежее дыхание облегчает понимание». Причём спустя десять лет кампанию повторили практически без изменений. Это был новый для рынка продукт, поэтому акцент сделали именно на том, что это конфеты для свежести дыхания.

Мы исходим из того, что у людей после еды или же в силу других обстоятельств бывает неприятный запах изо рта, который мешает общаться. Человек всё время находится в напряжении и думает о том, не доставляет ли он дискомфорт собеседнику. Важно было показать, что Rondo снимает барьер в общении.

Михаил Кудашкин, креативный директор агентства D`Arcy, которое проводило рекламную кампанию

В составе конфеты сахар, желатин, мятное масло и ароматизаторы. В линейке несколько вкусов: «экстра свежесть», «суперсила», «мятная россыпь» и «мята-лимон».

Маргарин Rama

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpikabu.ru%2Fstory%2Fktonibud_pomnit_yetot_produkt_2840448&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">Pikabu</a>
Фото: Pikabu

Маргарины и спреды Rama производит британско-нидерландская компания Unilever ещё с 1924 года. В 1930-е годы компания позиционировала продукт как полезный для питания детей. Кроме маргарина компания производит бытовую химию, мороженое, молочную продукцию, чай, парфюмерию и другие товары. Численность персонала — 174 тысячи человек. Капитализация компании в 2006 году составляла $30,4 млрд. В 2008 году выручка компании выросла на 0,8% до €40,5 млрд, прибыль выросла на 27,7% до €5,3 млрд.

Более 44% продаж компании осуществляется в развивающихся странах. Подразделение компании по производству чистящих средств и средств личной гигиены обеспечивает 45% продаж группы и около двух третей бизнеса в развивающихся странах. В 2013 году, по данным Bloomberg, доля развивающихся стран в продажах Unilever составляет 60%, она опережает Danone, Reckitt Benckiser и Nestlé.

В Россию Unilever попала в 1991 году, в 1992 году компания открыла первое представительство «Юнилевер Русь» в Москве.

К торговым маркам компании относятся Lipton, Sunsilk, Timotei, «Северное сияние», «Цветы России», стиральный порошок «Омо», Brooke Bond, «Беседа» и многие другие.

Торговая марка Rama появилась на российском рынке в 1996 году. А в 1998 году у Unilever в собственности оказался собственный маргариновый завод в Москве. С 1999 года спреды Rama производят уже там. А с 2000 года у компании появляется ещё один завод в Туле.

Постепенно продукт улучшали. С апреля 2001 года продукцию торговой марки Rama начали производить с добавлением молока, с 2002 года — с добавлением оливкового масла, с 2004 года — Rama низкой жирности. С 2005 года концепцию продукта пересмотрели и начали делать на натуральной основе.

Осенью 2006 года в компании Unilever работало около 1500 человек в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, а также более чем в 100 других крупных городах России и Украины.

Россия входит в число 20 крупнейших рынков для Unilever; на российском пищевом рынке в 2009 году компания занимает первое место по продажам мороженого и второе — по продажам чая.

Stimorol: «Иногда лучше жевать, чем говорить»

Бренд Stimorol придумала датская компания Dandy. Компанию основал Хольгер Соренсен в 1915 году в Вайле, Дания.

Изначально Dandy производила сладости. В 1956 году на рынок впервые вышла жевательная резинка Stimorol, торговую марку зарегистрировали в Германии.

Сначала рынок жевательных резинок охватывал только скандинавские страны, но с 1959 года Stimorol начали продавать в Нидерландах. Ориентирован бренд на европейский рынок, но цвета и отдельные элементы логотипа взяли с американского флага. Это было сделано, чтобы создать у покупателей ассоциации с понятием «свобода».

В 1978 году впервые появилась серия без сахара.

В 1990-х годах жвачка Stimorol была популярна в России. Свою роль сыграл рекламный ролик с полицейским.

Stimorol стал первой рекламируемой по российскому телевидению и первой поставляемой в Россию в начале 1990-х годов жевательной резинкой в подушечках. Бренд Stimorol появился в странах бывших советских республик уже в 1992 году. Тогда на рынке были представлены только пластинки и жвачки с вкладышами, продающиеся поштучно. Дизайн напоминал американский флаг.

Жвачка была представлена в 65% из 800 торговых розничных точек, но в 2000-х годах начала продаваться хуже из-за более высокой цены, чем у конкурентов.

Бренд просуществовал в России до 2004 года, когда ООО «Джойко» выкупило ООО «Дирол-Кэдбери».

Саму JoyCo Group в 2004 году выкупила компания Wrigley за $272 млн. Торговая марка Boomer также принадлежит ей.

Фото: Livejournal
Фото: Livejournal

В 2002 году компанию Dandy приобрела Cadbury Schweppеs. После концерн Kraft Foods выкупил Cadbury Schweppеs.

Важную роль сыграло приобретение Cadbury Schweppes датской компании Dandy, производителя жевательной резинки. До недавнего времени у Cadbury Schweppes было два основных направления бизнеса: шоколадные изделия и напитки.

Раньше большую часть прибыли мы получали за счёт продажи напитков на североамериканском рынке и от операций на шоколадном рынке Великобритании. А несколько лет назад начали развивать категорию жевательной резинки.

За последние годы мы купили восемь кондитерских компаний. Самой важной покупкой стал Adams, второй по величине производитель на американском рынке, выпускающий такие бренды, как леденцы Halls и жвачки Chicklets. Мы заплатили за Adams более $4 млрд и, объединившись, стали одной из крупнейших компаний на кондитерском рынке в мире.

Брэнд Halls — это $800 млн продаж ежегодно и огромная доля рынка номер один в мире в своей товарной категории. А Chicklets хорошо продаётся в США, на Ближнем Востоке и в Азии. Но проблема в том, что в Европе у жевательных резинок Adams небольшая доля, здесь доминируют Wrigley и Dandy.

Поэтому мы приобрели ещё и Dandy. Всего же на Adams приходится 18% мирового рынка жвачек, на Dandy — 5%. После этих приобретений мы перестали так сильно зависеть от продажи напитков на американском рынке и хотим развиваться дальше на новой платформе.

У Cadbury все продажи шли через Москву, а Dandy, наоборот, располагала очень широкой сетью собственных региональных представительств. И теперь мы можем использовать сеть Dandy для продажи продукции Cadbury, что очень выгодно.

Эрик Сандберг, генеральный директор Dirol Cadbury

В 2002 году большую часть компании, включая известные бренды Dandy, Stimorol, Dirol и V6, купила британская компания Cadbury-Schweppes и переименовала её в Trident . Остальную часть компании переименовали в Gumlink. Тогда Stimorol практически пропала с российского рынка. Вместо неё продавали Dirol. Потом производство в России вновь запустили, но ненадолго.

В 2003 году завод, где производились жвачки Dirol и Stimorol для России с 1999 года в Нижнем Новгороде, перешел к российскому филиалу Kraft Foods, который стал частью международной компании Mondelēz International в 2013 году. Завод выпускает до 30 тысяч тонн жевательной резинки и леденцов в год.

В 2010 году продукция компании продавалась только на рынках Дании, Швеции, Голландии, Бельгии, Швейцарии и Норвегии. В 2010 году компания «Дирол Кэдбери» сняла Stimorol с производства на заводе в Великом Новгороде в связи с финансовыми трудностями. Финансовые трудности возникли из-за роста конкуренции на рынке, компания переживала упадок.

Мы пришли в Россию одновременно с другими крупными международными компаниями. Тогда местные предприятия находились в плачевном состоянии, инвестиций не было, модернизация производства не проводилась, шёл мучительный процесс приватизации.

И иностранные игроки — Nestle, Mars, Stollwerk (в 2001 году бизнес этой компании в Европе был приобретен Kraft Foods) и Cadbury — легко вышли на рынок. Шоколад продавался так хорошо, что не было нужды в построении дистрибуционной сети. Рынок поглощал всё.

Потом местные игроки заработали в полную силу, конкуренция с каждым годом возрастала, и встал вопрос: либо развивать собственную дорогостоящую систему дистрибуции, либо скупать локальных игроков, автоматически получая выход на региональные рынки.

Эрик Сандберг, генеральный директор Dirol Cadbury

В 2013 году инвестиции в новые мощности составили более $5 млн, что позволило в этом же году наладить производство леденцов Halls, а уже через год (в 2014 году) вернуть Stimorol, и в 2014 году продукция вновь начала продаваться в России в более упрощенном дизайне:

Фото: Livejournal
Фото: Livejournal

Затем вновь пропала с прилавков и появилась уже в 2017 году по сниженной цене и с упрощённым дизайном.

Фото: Livejournal
Фото: Livejournal

Прекращения поставок определенных брендов, в том числе Stimorol, связаны с проблемами с дистрибьюцией:

Нашим конкурентам удалось создать сети дистрибуции, которые позволили им иметь хорошие объёмы продаж и вкладывать в рекламу больше, чем могли себе позволить мы.

Мы этого сделать не сумели, в результате в течение девяти лет нам не удавалось добиться необходимого уровня рентабельности на российском рынке. При этом мы не могли позволить себе развивать дистрибуторскую сеть и вкладываться в рекламу.

Эрик Сандберг , генеральный директор Dirol Cadbury

Yupi

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsladko-shop.ru%2Frastvorimyy-napitok-yupi%2F&postId=49219" rel="nofollow noopener" target="_blank">sladko-shop.ru</a>
Фото: sladko-shop.ru

Растворимые соки Yupi производила латиноамериканская компания Corpora Tresmontes (Чили). Кроме растворимых соков компания выпускала различные пищевые продукты — бульоны, крупы, соусы и масла, напитки, закуски и десерты.

Компания продаёт товары в более чем 40 странах.

Corpora Tresmontes изначально называлась Sociedad Molinos, её основали в 1904 году два итальянских эмигранта Итало Траверс и Леопольдо Луккетти. В 1943 году она получила статус компании с ограниченной ответственностью Lucchetti. С июня 1995 года Lucchetti открыла филиал в Перу, создав Indalsa Perú SA — импортёра лапши.

В начале 2004 года компанию Lucchetti Chile SA за 59,4 млн песо выкупила компания Córpora Tresmontes SA. Так Córpora Tresmontes сменила название на Tresmontes Lucchetti SA. В 2016 году Grupo Nutresa, ведущая колумбийская компания в пищевой промышленности, купила 100% активов Tresmontes-Lucchetti на сумму $758 млн.

В 1990-х годах соки Yupi появились в России и стали активно конкурировать с аналогом — растворимым напитком Invite.

Напиток Yupi компания производит до сих пор. Ассортимент сухих напитков представлен 15 различными вкусами. Компания работает с дистрибьюторами по всей России.

3737
34 комментария

В статье неправильное фото прототипа для Dendy. На фото 16-битная Super Nintendo, Dendy же клон 8-битной Nintendo Family Computer.

5
Ответить

Всё правильно. На фото прототипа 8-битный NES.

Ответить

История про жвачку love конечно шок

19
Ответить

Вобщем лайк этому господину. Статья большая: есть цифры, картинки и буквы и капелька настольгии. Нет вафель с попугаями, конфет с ананасом, и прочей фигни, но однозначно лайк.

9
Ответить

носта

1
Ответить

"В 1930-е годы компания позиционировала маргарин Rama как полезный для питания детей"

вот моя бабушка его тоже так позиционировала, и это был кошмар детства.

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить