Проект, техрешения и оплата по ФЗ-54: как мы сделали бизнес на вкусном кофе из автомата

Кейс основателя сети автоматизированных кофе-поинтов Vortex Coffee по запуску нового проекта.

Тем, кто хочет стартовать в кофейном бизнесе, сегодня есть где развернуться: можно открыть традиционную ноунейм кофейню за 200-300 тысяч рублей или купить франшизу с готовой экспертизой за 1-2 млн. Но существует другое направление — автоматизированные кофе-поинты. Оно пока не сильно распространено, в том числе, в силу некоторой сложности реализации и размера требуемых вложений, но я уверен — за ним будущее. На мировом рынке есть всего два востребованных игрока - Starbucks On the Go и Costa Express, в России они пока не получили большую долю рынка.

В этом месяце я запустил проект Vortex Coffee, который не уступает, а в чем-то и превосходит известных конкурентов. Мы рассчитаны на прогрессивный средний класс, транзакции проводятся по банковским картам, эквайринг синхронизирован с онлайн-кассой — наши гости получают электронные чеки, а вся отчетность с нашей стороны сразу отправляется в налоговую. При этом наш кофе стоит 69 и 89 рублей за объемы 200 и 300 мл соответственно (против ценника от 150 рублей у конкурентов). Мы простые и удобные в использовании. Пилотный поинт уже функционирует в одном БЦ Санкт-Петербурга, до этого он был обкатан в ходе «Газового форума 2018» в выставочном центре «Экспофорум».

Расскажу, с чего я начал и какие проблемы пришлось решать по ходу запуска.

Проектирование

Первое, с чем пришлось столкнуться, это проектирование собственного кофейного модуля. Действовать решил, исходя из стратегии разумного копирования. Benchmarking определился быстро — Starbucks On-The-Go. Собственно, больше пример брать не с кого. К работе я привлек универсального дизайнера, ему предстояло по фото старбаксовского модуля сделать комплект чертежей для изготовления опытного образца, который отвечал бы требованиям современного дизайна, был более функциональным и при этом не нарушал прав конкурентов. Для этого потребовалось три полноценных варианта чертежей, патентный поверенный и 15 000 рублей.

Проектирование
Проектирование

На стадии изготовления начались первые серьезные сложности — прототип пришлось переделывать четыре раза из-за деталей и тонкостей, которые невозможно было учесть, имея в исходниках только фото. Первый модуль обошелся мне в 150 000 рублей, второй — уже в 90 000. Эту цифру можно считать финальной, поскольку дальше переделки были незначительные. Стоимость модуля получилась высокой из-за сварной металлической рамы, на которую крепятся элементы конструкции.

Так выглядит готовый модуль
Так выглядит готовый модуль

Но это только мебельная конструкция: кофемашина, монитор, насосы, датчики, блоки управления, холодильник стоят отдельных денег и требуют отдельного проектирования.

Технические решения

Чтобы кофе из автомата был вкусным, нужны несколько составляющих: натуральное молоко, качественное сырье и высококлассная профессиональная кофемашина. Среди лидеров рынка автоматических кофемашин я выбрал WMF из-за лучшего соотношения цена/качество и отсутствия в РФ эксклюзивного дистрибутора. Я принципиальный противник любых эксклюзивных прав на дистрибуцию — это сдерживает развитие рынка.

Но WMF, как и другие профессиональные кофейные машины, требуют наличия водопровода и слива. Без коммуникаций их работа сильно осложнена. Принципиальное отличие наших модулей — автономность, для работы требуется только подключение к розетке. Мы потратили много усилий на разработку технической стороны, кроме организации внутренних систем слива, сбора мусора, потребовалось продумать систему охлаждения. Контейнер с молоком, которое машина использует для приготовления кофе, должен храниться при строго регламентированной температуре — от +4 до +6 градусов — как и пакеты с запасом молока. Мы встроили в наш модуль холодильник, проработали все системы слива жидких отходов и сбора мусора. Эти решения позволили сделать точку полностью автономной при большом объеме работы на целые сутки.

Готовый проект системы с кофемашиной, дисплеем и терминалом оплаты
Готовый проект системы с кофемашиной, дисплеем и терминалом оплаты

Обслуживание

Почему только на сутки? По требованиям СанПиНа контейнеры и комбинированные протоки, где проходит молоко, должны промываться раз в день. Также необходимо пополнять ингредиенты, выполнять техническое обслуживание. Все это нельзя отдать внутренним службам, например, бизнес-центра, где расположен модуль. Сотрудники этих служб могут не иметь санитарных книжек, опыта работы ни с технологическим оборудованием, ни с сердцем наших систем — кофемашинами (сейчас мы работаем с машинами WMF-1500s, но в ближайшем будущем планируем перейти на WMF-1500s+). Все это потребовало создания собственной службы. Мы разработали регламенты по работе с системами, обучаем сотрудников работе с IT- составляющей и с кофемашинами. Крайне важно, чтобы человек мог проверить, например, настройки помола и работу машины с молоком, только в этом случае мы можем быть уверены в стабильном качестве наших напитков. Ведь именно стабильный вкус, на который не влияет ни настроение бариста, ни его дрогнувшая рука, ни какие-то другие внешние факторы, является основой в идее автоматизированных кофе-точек.

Оплата, чеки и ФЗ-54

В наших системах оплата возможна только банковской картой. Во-первых, это удобно и доступно — сложно представить сегодня человека в городе без карты, во-вторых, это снимает вопросы с инкассацией, наличием сдачи, мелочью, которую приходится искать клиенту, чтобы не получить гору железа в виде сдачи с крупной купюры. И все бы ничего, но существует закон об онлайн-кассах (ФЗ-54), который обязывает продавца предоставить чек покупателю. Вендинговые аппараты (под которые мы попадаем), к счастью, могут не устанавливать в каждый аппарат кассу, но обязаны предоставлять клиенту электронный чек.

Нам пришлось разрабатывать собственное ПО — так называемую кассовую фирму с облачным решением. Она позволяет оптимизировать затраты, централизованно управлять с точки зрения касс работой всех модулей, синхронизировать эквайринг и онлайн-кассу и автоматически мгновенно отправлять данные о покупке в налоговую.

Клиент, сделав покупку, видит на экране терминала QR-код, который может сфотографировать и обратиться на nalog.ru или отсканировать в приложении и увидеть свой чек. Закон исполнен, клиент доволен.

Проект, техрешения и оплата по ФЗ-54: как мы сделали бизнес на вкусном кофе из автомата

За основу мы взяли софт для интернет-магазинов и вместе с компанией, создавшей его, переделали под свои нужды. Нам потребовалось много времени и два неудачных старта, с третьей попытки система заработала так, как нам надо, и с учетом всех тонкостей законодательства. На сегодняшний день подобного решения нет ни у Starbucks On the Go, ни у Costa Express.

Планы на будущее

Популярность кофе растет и будет продолжать расти в ближайшие годы. К 2022 году объем потребления свежесваренного (bean to cup) кофе в России вырастет с 50,4 тыс. до 55,5 тыс. тонн, по прогнозам аналитиков. И мы намерены принять активное участие в этом росте. В идеале, максимально автоматизировавшись и с маштабированием на всю страну, поэтому готовим предложение по сотрудничеству для крупной IT-компании.

Но даже после старта нашей первой точки мы видим, что нужно доработать: от концептуального редизайна модуля под кофемашину WMF-1500s+ до наличия картонных боксов под несколько стаканчиков. Мы совсем не подумали, что в бизнес-центрах люди часто берут кофе не только себе, но и коллегам, а унести в одних руках несколько порций непросто.

 Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
3434
26 комментариев

Молодцы! Удачи в Развитие! Как запустите франшизу напишите предложение тут!

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Это правда лучшее что есть на рынке. С их помощью можно приготовить вкусный кофе в полностью автоматическом режиме.
Ещё есть нюанс - интерфейс. Все профессиональные автоматические кофе машины имеют супер сложный интерфейс, в отличии от них.
Сам занимался открытием подобного формата, выбор также пал на эти кофе машины.

2
Ответить

По моему очень крутая и технологичная затея, у нас в Москве уверен найдутся десятки если не сотни мест для качественного внедрения. Уже заранее представляю некоторые геморои с владельцами ТЦ или БЦ, но по личному опыту, если активно их долбить, пролезть можно куда угодно.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить