Проект, техрешения и оплата по ФЗ-54: как мы сделали бизнес на вкусном кофе из автомата

Кейс основателя сети автоматизированных кофе-поинтов Vortex Coffee по запуску нового проекта.

Тем, кто хочет стартовать в кофейном бизнесе, сегодня есть где развернуться: можно открыть традиционную ноунейм кофейню за 200-300 тысяч рублей или купить франшизу с готовой экспертизой за 1-2 млн. Но существует другое направление — автоматизированные кофе-поинты. Оно пока не сильно распространено, в том числе, в силу некоторой сложности реализации и размера требуемых вложений, но я уверен — за ним будущее. На мировом рынке есть всего два востребованных игрока - Starbucks On the Go и Costa Express, в России они пока не получили большую долю рынка.

В этом месяце я запустил проект Vortex Coffee, который не уступает, а в чем-то и превосходит известных конкурентов. Мы рассчитаны на прогрессивный средний класс, транзакции проводятся по банковским картам, эквайринг синхронизирован с онлайн-кассой — наши гости получают электронные чеки, а вся отчетность с нашей стороны сразу отправляется в налоговую. При этом наш кофе стоит 69 и 89 рублей за объемы 200 и 300 мл соответственно (против ценника от 150 рублей у конкурентов). Мы простые и удобные в использовании. Пилотный поинт уже функционирует в одном БЦ Санкт-Петербурга, до этого он был обкатан в ходе «Газового форума 2018» в выставочном центре «Экспофорум».

Расскажу, с чего я начал и какие проблемы пришлось решать по ходу запуска.

Проектирование

Первое, с чем пришлось столкнуться, это проектирование собственного кофейного модуля. Действовать решил, исходя из стратегии разумного копирования. Benchmarking определился быстро — Starbucks On-The-Go. Собственно, больше пример брать не с кого. К работе я привлек универсального дизайнера, ему предстояло по фото старбаксовского модуля сделать комплект чертежей для изготовления опытного образца, который отвечал бы требованиям современного дизайна, был более функциональным и при этом не нарушал прав конкурентов. Для этого потребовалось три полноценных варианта чертежей, патентный поверенный и 15 000 рублей.

Проектирование

На стадии изготовления начались первые серьезные сложности — прототип пришлось переделывать четыре раза из-за деталей и тонкостей, которые невозможно было учесть, имея в исходниках только фото. Первый модуль обошелся мне в 150 000 рублей, второй — уже в 90 000. Эту цифру можно считать финальной, поскольку дальше переделки были незначительные. Стоимость модуля получилась высокой из-за сварной металлической рамы, на которую крепятся элементы конструкции.

Так выглядит готовый модуль

Но это только мебельная конструкция: кофемашина, монитор, насосы, датчики, блоки управления, холодильник стоят отдельных денег и требуют отдельного проектирования.

Технические решения

Чтобы кофе из автомата был вкусным, нужны несколько составляющих: натуральное молоко, качественное сырье и высококлассная профессиональная кофемашина. Среди лидеров рынка автоматических кофемашин я выбрал WMF из-за лучшего соотношения цена/качество и отсутствия в РФ эксклюзивного дистрибутора. Я принципиальный противник любых эксклюзивных прав на дистрибуцию — это сдерживает развитие рынка.

Но WMF, как и другие профессиональные кофейные машины, требуют наличия водопровода и слива. Без коммуникаций их работа сильно осложнена. Принципиальное отличие наших модулей — автономность, для работы требуется только подключение к розетке. Мы потратили много усилий на разработку технической стороны, кроме организации внутренних систем слива, сбора мусора, потребовалось продумать систему охлаждения. Контейнер с молоком, которое машина использует для приготовления кофе, должен храниться при строго регламентированной температуре — от +4 до +6 градусов — как и пакеты с запасом молока. Мы встроили в наш модуль холодильник, проработали все системы слива жидких отходов и сбора мусора. Эти решения позволили сделать точку полностью автономной при большом объеме работы на целые сутки.

Готовый проект системы с кофемашиной, дисплеем и терминалом оплаты

Обслуживание

Почему только на сутки? По требованиям СанПиНа контейнеры и комбинированные протоки, где проходит молоко, должны промываться раз в день. Также необходимо пополнять ингредиенты, выполнять техническое обслуживание. Все это нельзя отдать внутренним службам, например, бизнес-центра, где расположен модуль. Сотрудники этих служб могут не иметь санитарных книжек, опыта работы ни с технологическим оборудованием, ни с сердцем наших систем — кофемашинами (сейчас мы работаем с машинами WMF-1500s, но в ближайшем будущем планируем перейти на WMF-1500s+). Все это потребовало создания собственной службы. Мы разработали регламенты по работе с системами, обучаем сотрудников работе с IT- составляющей и с кофемашинами. Крайне важно, чтобы человек мог проверить, например, настройки помола и работу машины с молоком, только в этом случае мы можем быть уверены в стабильном качестве наших напитков. Ведь именно стабильный вкус, на который не влияет ни настроение бариста, ни его дрогнувшая рука, ни какие-то другие внешние факторы, является основой в идее автоматизированных кофе-точек.

Оплата, чеки и ФЗ-54

В наших системах оплата возможна только банковской картой. Во-первых, это удобно и доступно — сложно представить сегодня человека в городе без карты, во-вторых, это снимает вопросы с инкассацией, наличием сдачи, мелочью, которую приходится искать клиенту, чтобы не получить гору железа в виде сдачи с крупной купюры. И все бы ничего, но существует закон об онлайн-кассах (ФЗ-54), который обязывает продавца предоставить чек покупателю. Вендинговые аппараты (под которые мы попадаем), к счастью, могут не устанавливать в каждый аппарат кассу, но обязаны предоставлять клиенту электронный чек.

Нам пришлось разрабатывать собственное ПО — так называемую кассовую фирму с облачным решением. Она позволяет оптимизировать затраты, централизованно управлять с точки зрения касс работой всех модулей, синхронизировать эквайринг и онлайн-кассу и автоматически мгновенно отправлять данные о покупке в налоговую.

Клиент, сделав покупку, видит на экране терминала QR-код, который может сфотографировать и обратиться на nalog.ru или отсканировать в приложении и увидеть свой чек. Закон исполнен, клиент доволен.

За основу мы взяли софт для интернет-магазинов и вместе с компанией, создавшей его, переделали под свои нужды. Нам потребовалось много времени и два неудачных старта, с третьей попытки система заработала так, как нам надо, и с учетом всех тонкостей законодательства. На сегодняшний день подобного решения нет ни у Starbucks On the Go, ни у Costa Express.

Планы на будущее

Популярность кофе растет и будет продолжать расти в ближайшие годы. К 2022 году объем потребления свежесваренного (bean to cup) кофе в России вырастет с 50,4 тыс. до 55,5 тыс. тонн, по прогнозам аналитиков. И мы намерены принять активное участие в этом росте. В идеале, максимально автоматизировавшись и с маштабированием на всю страну, поэтому готовим предложение по сотрудничеству для крупной IT-компании.

Но даже после старта нашей первой точки мы видим, что нужно доработать: от концептуального редизайна модуля под кофемашину WMF-1500s+ до наличия картонных боксов под несколько стаканчиков. Мы совсем не подумали, что в бизнес-центрах люди часто берут кофе не только себе, но и коллегам, а унести в одних руках несколько порций непросто.

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
26 комментариев
Написать комментарий...
111 222

Молодцы! Удачи в Развитие! Как запустите франшизу напишите предложение тут!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Немного углубился в тему. Статью The Village можно не читать. Лучше ознакомится с этим:

https://sohabr.net/habr/post/221233/

И про кофемолки вторая часть:
https://sohabr.net/habr/post/235587/

Ответить
Развернуть ветку
Slava Likh

Это правда лучшее что есть на рынке. С их помощью можно приготовить вкусный кофе в полностью автоматическом режиме.
Ещё есть нюанс - интерфейс. Все профессиональные автоматические кофе машины имеют супер сложный интерфейс, в отличии от них.
Сам занимался открытием подобного формата, выбор также пал на эти кофе машины.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Можно сходить в комментарии по ссылке.

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

По моему очень крутая и технологичная затея, у нас в Москве уверен найдутся десятки если не сотни мест для качественного внедрения. Уже заранее представляю некоторые геморои с владельцами ТЦ или БЦ, но по личному опыту, если активно их долбить, пролезть можно куда угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Slava Likh

Вкус мб. нет. Но качество пены будет разным.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Влад Куряев

Тимур, есть предложение, как обсудить?

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

Привет! Можно в личку на https://www.facebook.com/timur.vortex.kuzmin

Ответить
Развернуть ветку
Влад Куряев

Добро, правда я уже на почту отправил письмо)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

Спасибо, обязательно свяжемся. Хоть мы и сами пишем приложения. но возможно, у вас будет чему поучиться)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Zaripov

Если еще понадобится патентный поверенный, то обращайтесь в Таумарк https://taumark.su/

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett
Популярность кофе растет и будет продолжать расти в ближайшие годы.

Очень странное утверждение, оно будто написано неумелым сеошником или сммщиком, потому что вообще про кофе очень странно рассуждать в ключе роста или спада популярности.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

Написано учеником 10-го класса средней школы. Не отличником. Из соображений экономии пишу тексты сам, в основном на парах по истории Канады и по профориентации.

Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Malyshev

Вопросец по поводу фз54 - то есть вы написали аналог онлайн-касс?
а) так можно было?
б) зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

Привет!
Использовали решение облачные кассы полусобственной разработки, т.е. к одному серверу подключили множество онлайн касс.
а) Так можно :)
б) Затем, что это дешевле и проще в обслуживании.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandro Alexandro

Ты забыл написать что запасов зерна хватает на небольшое количество стаканов кофе (даже если поставить доп. бункер. Как и молока (там много физически не засунуть, а если и засунуть, то есть риск что его не выпьют и придется утилизировать в конце дня). То есть нужно обслуживать постоянно, если конечно нет цели продавать по 50 стаканов в день.
В БЦ такая модель работать не будет, точнее не будет интересной как бизнес.
Для АЗС будет.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

Я использую бункер на 1 кг зерна, при расходе 10-15 граммов на чашку, одного наполнения хватит на 80 чашек точно.
На фото шестилитровый холодильник для молока (можно поставить 9 литров) при среднем расходе молока 150 мл на чашку, этого хватит на 40 чашек, если учесть, что черный кофе и молочные напитки продаются 50/50, то выходим на те же запасы, что и в зерновом бункере - 80 чашек.
Сейчас на описанной локации продажи 70 чашек в сутки, т.е. обслуживать модуль приходится один раз в день, утром, перед началом рабочего дня.
Теперь о бизнесе - с одной чашки я зарабатываю 50 рублей, 50х70=3500 руб. В неделю 3500х5=17500, в месяц - 70 000. 7000 в месяц я доплачиваю сотруднику БЦ, имеющему санитарную книжку и обслуживающему эту кофезону всем необходимым. Ему приходится отвлекаться 1-2 раза в сутки, поэтому 7К для него комфортная сумма. 1500 руб/мес уходит на абонентскую плату за удаленный мониторинг этой точки продаж. Аренда места - 7000 руб/мес, но я включил ее в себестоимость чашки, при существующих продажах получилось 5 руб на чашку.
Т.е. мне остается ежемесячный доход в 60000 рублей.
Много это или мало?

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Sorokin

Супер!

Ответить
Развернуть ветку
Topre

Кофемашина и сиропы занимают половину всей высевки с предложениями на заднем плане. Можно было обыграть этот момент.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Doronin

Очень здорово, молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Zakharov

A

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

При этом наш кофе стоит 69 и 89 рублей за объемы 200 и 300 мл соответственно (против ценника от 150 рублей у конкурентов=== Шоколадница по абонементу капуччино 300 мл меньше 100 рублей. Есть везде, качество пены недостижимое для кофемашин (пока)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

Ну так у нас "в лоб" цена ниже. чем у Шоколадницы. Что там у них особенного с пеной?

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда