Автостратегии Директа: как работают алгоритмы и можно ли им доверять рекламные бюджеты?

Автостратегии Директа: как работают алгоритмы и можно ли им доверять рекламные бюджеты?

Сейчас на Поиске почти половина закупок рекламы происходит с помощью автоматического управления ставками, а в Рекламной сети Яндекса — почти 80%. При этом каждый второй рубль, который бизнес инвестирует в рекламу, также доверяют алгоритмам. О том, как работает машинное обучение в Директе и может ли нейросеть заменить человека рассказывает руководитель службы релевантности рекламы Яндекса Андрей Мищенко.

На рекламном рынке представлены разнообразные системы управления ставками: от крупных до небольших, самописных, под конкретные задачи бизнеса. Все они взаимодействуют с API (открытый протокол для взаимодействия приложений) Яндекс Директа — выставляют ставки на аукционе и получают обратную связь от сервиса в виде статистики. Процесс можно сравнить с аукционом предметов искусства — только вместо картин и старинных ваз борьба идет за право показать свое рекламное объявление определенному пользователю. Но в намного больших масштабах: миллионы ставок совершаются ежеминутно, а выиграть каждый раз может лишь несколько.

Автостратегии Директа: как работают алгоритмы и можно ли им доверять рекламные бюджеты?

Необходимо учитывать, что каждый пользователь, которому хотят показать рекламное объявление, в каждом случае имеет разную ценность для рекламодателя. Например, пока одни раздумывают над приобретением робота-пылесоса и изучают характеристики, другой уже готов к покупке.

Как работает алгоритм конверсионных автостратегий, где оплата происходит за целевое действие пользователя, как рассчитывается ценность показа и почему ему можно доверять деньги? Немного покопаемся в деталях.

Сам алгоритм состоит из двух частей. Первая часть алгоритма — это так называемый биддер. Его задача — выставить базовую ставку на рекламную кампанию так, чтобы выполнялись заданные в настройках стратегии ограничения (стоимость конверсии, недельный бюджет).

У Яндекса есть свой биддер, который мы много лет развивали — это нейросеть, ответственная за автоматическое выставление ставок в Директе. Еще есть внешние биддеры — это может быть как таргетолог, так и алгоритм. Но все биддеры ограничены только разными ставками на разные условия показа — например, ключевые фразы. Если разные пользователи заходят на условный сайт по одной фразе, биддер отличить их не может, хотя они будут иметь разные вероятности конверсии (это покупка, установка приложения и т.д.) и установит базовую ставку.

Почему так? Дело в отсутствии возможности определить ценность каждого просмотра. За это отвечает вторая часть алгоритма — которую мы называем "оптимизатор".

По сути это Machine Learning формула, применяемая на каждом рекламном запросе к каждому объявлению каждой кампании под управлением конверсионных автостратегий. На основании всей доступной информации алгоритм прогнозирует разницу вероятности конверсии для данного объявления в данном запросе от средней вероятности конверсии по всей рекламной кампании этого объявления.

Объясню на простом примере. В рекламной кампании средняя вероятность конверсии составляет 3%. Но для конкретного объявления может быть на уровне 10%. В таком случае прогнозируемая конверсионность для этого объявления будет более чем в 3 раза выше.

Автостратегии Директа: как работают алгоритмы и можно ли им доверять рекламные бюджеты?

Что такое доступная для алгоритма информация:

- Профиль пользователя, которому будем показано рекламное объявление. Он включает в себя, в том числе, и историю взаимодействия с рекламой

- Контентная и статистическая информация рекламного объявления (про что объявление и что в себе содержит, насколько успешно в прошлом)

- Дополнительные доступные данные про место (сайт или приложение), формат и прочая информация показа рекламы

Если конверсионность вдвое выше средней, то прогнозируется 2, если равна средней, то 1, если вдвое хуже средней, то 0,5 и так далее. Это математика с колоссальными объемами данных, которая работает за доли секунды, пока загружается страница и рекламные блоки.

Биддер воспринимает работу оптимизатора как чёрный ящик, получая только конечный результат процесса. Прогноз, полученный благодаря формуле, используется для корректировки базовой ставки, с которой объявление будет участвовать в рекламном аукционе для данного просмотра. В итоге получается, что за просмотры с большей потенциальной конверсионностью алгоритм предложит большую ставку, а менее конверсионные постарается выкупить дешевле.

Подход со ставками с пропорциональной вероятностью конверсии (целевого действия) позволяет получить максимально возможное количество конверсий при выполнении бюджетных ограничений, указанных в настройках стратегии. При этом нужно понимать, что есть математическое ожидание их количества, поскольку мы имеем дело со случайными процессами с большой неопределенностью. Таким образом одна конверсия может стоить дороже целевой суммы, а другая — дешевле. Но в итоге средняя стоимость в определенном периоде всей кампании все равно будет приближена к заданной целевой.

Автостратегии Директа: как работают алгоритмы и можно ли им доверять рекламные бюджеты?

Кто-то может подумать, что алгоритмы и автоматика могут оставить без работы маркетологов или воспринимают автоматику как некую магическую кнопку — можно нажать и сразу все будет хорошо. На самом деле они помогают повысить эффективность специалистов по настройке рекламы и берут на себя часть сложных рутинных математических задач.

При этом благодаря автоматическим стратегиям у специалистов становится больше времени для развития, масштабирования, изучения целевой аудитории и поиска идей для креативов. Специалистам важно следить за эффективностью автостратегии для конкретного бизнеса и проводить правильное A/B тестирование.

2929
12 комментариев

Во многих проектах используем автостратегии с оплатой за конверсию. Но по некоторым все же ручное управление. Непонятно почему, но есть сферы бизнеса в которых CPL стратегии работают менее эффективно, в основном это услуги срочного типа, например "вызов эвакуатора".

1

Автостратегии пока лишь только инструмент для дополнительного охвата, ни в b2b, ни в b2c реального толка от них не увидел. Пока имею только ощущение, что они для тех, кто может залить рынок деньгами, как только сталкиваемся с исходящими от заказчика ограничениями по бюджету, так про автостратегии приходится забывать, т.к., к примеру, нет возможности платить 2 тыс. за заявку при расчетной стоимости до 1,5 тыс.руб./заявка.

А вот "товарка" с оплатой за заявку (b2b) неожиданно дала относительно большое их, заявок, количество при цене квалифицированного лида в 2 раза ниже, чем при стратегии "оптимизация кликов". Осталось только понять насколько они друг-друга канибализируют и не снизится ли количество лидов при полном отключении "старой" кампании.
Очень жду когда появятся нормальные данные в отчетах и пояснения по этим самым трем кампаниям, созданных для одной, @Дмитрий Громов

1

Сергей, здравствуйте. Да, ребята из продуктовой команды знают о таком пожелание рекламодателей. Возможность анализировать Торговую кампанию в Мастере отчётов рассматривается после выхода товарных кампаний из беты.

Если зпускаете рекламу не на 2-3 дня и с бюджетом 5 тысяч, то норм. Идеально начинает работать примерно через две недели

1

и на достаточно конверсионных целях. т.е. если конверсия по цели меньше процента (например, в сегменте "премиум" такое бывает) - стратегия может не работать вообще/работать плохо. в таком случае можно настраивать на более конверсионные промежуточные цели типа добавления в корзину.

Автостратегии хороши, но есть и минусы. Например, они часто недобирают трафик с iOS. В одной кампании на ручном управлении доля визитов с iOS была 13%, при этом с них приходило 20% заявок. После перехода кампании на оптимизацию конверсий, доля визитов с iOS сократилась до 5% и объем заявок до 6,5% от общей массы. Возможно, рекламу для айфонов сейчас лучше оставлять на ручном управлении. Также, если кампания с автостратегией общая на несколько товаров, то стратегия может отдавать приоритет одному товару, за который "зацепится", остальные товары могут недополучать трафик.

А что лучше: Яндекс Бизнес или Директ? Проблема в том, что я не профессионал