Уже история: с чего началась стартап-культура в 1930-е

Сегодня я расскажу, откуда пришла стартап-культура в том виде, в каком мы её знаем сейчас. Надеюсь, что получится цикл материалов по теме.

Гараж HP Brian Solis | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Fbriansolis%2F1174191852%2Fin%2Falbum-72157601547669682%2F&postId=50587" rel="nofollow noopener" target="_blank">Flickr</a> | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcreativecommons.org%2Flicenses%2Fby%2F2.0%2F&postId=50587" rel="nofollow noopener" target="_blank">CC BY</a>
Гараж HP Brian Solis | Flickr | CC BY

В конце 1930-х годов два студента из Стэнфордского университета — Уильям Хьюлетт (William Hewlett) и Дэвид Паккард (David Packard) — фактически стали одними из «основателей» той Кремниевой долины, которая сегодня нам всем хорошо известна. Это — та самая история о стартапе «из гаража».

Уильям и Дэвид создали свой первый коммерческий продукт — звуковой осциллятор HP200A — в пригороде Пало-Альто. Тогда это был один из наиболее доступных вариантов для начала работы — в гараже можно было разместить необходимое оборудование и запустить небольшое производство.

Их гараж стал исторической достопримечательностью. Его считают местом рождения Кремниевой долины и одним из истоков стартап-культуры, давшей начало не только Hewlett-Packard, но тысячам других IT-компаний.

Почему в гараже

Вера в то, что в США каждый может воплотить в жизнь свои идеи при помощи усердного труда, и есть суть пресловутой «американской мечты».

Этот образ мышления появился не вчера. Он был распространен и в начале XX века. Хотя тогда страна столкнулись с кризисом, на волне иммиграции и индустриализации рос уровень жизни, и в 30-е годы в США появился новый символ среднего класса — дом в пригороде — как результат усердной работы.

Помимо участка рядом с домом всегда ставили гараж — отдельное здание, означавшее, что семья могла позволить себе автомобиль. Постепенно из места для обслуживания авто гараж превратился в пространство для хобби.

Your Best Digs | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fflic.kr%2Fp%2FVzm8fG&postId=50587" rel="nofollow noopener" target="_blank">Flickr</a> | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcreativecommons.org%2Flicenses%2Fby%2F2.0%2F&postId=50587" rel="nofollow noopener" target="_blank">CC BY</a>
Your Best Digs | Flickr | CC BY

Как и сейчас, люди использовали гаражи, чтобы заниматься творчеством. Они рисовали, играли на музыкальных инструментах, создавали DIY-проекты. Некоторые превращали свое увлечение в бизнес, и в гаражах рождались новые компании. Так появилась культура технологических стартапов.

Чем помог DIY-контент

В первой половине XX века люди воспринимали изобретения как победу человека над силами природы. Идея технологической «игры» с миром привела, в том числе, к расцвету изданий о науке и технике.

Такие журналы публиковали инструкции для тех, кто хотел собирать устройства своими руками. Modern Electrics стал первым изданием, которое было полностью посвящено электронике и радиотехнике. Оно пользовалось успехом. В 1911-м году тираж журнала составил 52 тысячи экземпляров.

Реклама в журнале Modern Electrics <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.periodpaper.com%2Fproducts%2F1912-ad-modern-electrics-magazine-monoplane-bleriot-ny-original-advertising-067416-tw1-003&postId=50587" rel="nofollow noopener" target="_blank">PeriodPaper</a>
Реклама в журнале Modern Electrics PeriodPaper

Подобные издания писали не только о технике и DIY-проектах. The Electrical Experimenter рядом с научными статьями публиковал фантастические рассказы. В журнале был и раздел объявлений, который поощрял читателей общаться и создавать совместные проекты. Эта «формула» была успешной.

Статьи стали источником информации, которую читатели применяли на практике. Художественные рассказы будоражили воображение людей и описывали, во что могут трансформироваться научные открытия, а раздел объявлений давал возможность обмена опытом и изобретениями.

Одним из читателей таких журналов в детстве и юности был Дэвид Паккард. Он интересовался радиотехникой и читал научную фантастику.

Что еще важно отметить

В то время изобретательство становилось доступнее. Электронные компоненты дешевели, а информации появлялось больше. Поэтому обычные люди получили возможность попробовать свои силы в изобретательстве без серьезных затрат. От успеха их отделял только прототип.

Изобретателям было необязательно создавать свое производство, чтобы зарабатывать. Новые изобретения интересовали многих, а патентная система позволила монетизировать интеллектуальную собственность.

Осциллятор в гараже HP Brian Solis | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Fbriansolis%2F1173936960%2Fin%2Falbum-72157601547669682%2F&postId=50587" rel="nofollow noopener" target="_blank">Flickr</a> | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcreativecommons.org%2Flicenses%2Fby%2F2.0%2F&postId=50587" rel="nofollow noopener" target="_blank">CC BY</a>
Осциллятор в гараже HP Brian Solis | Flickr | CC BY

Тогда прошли и первые «патентные войны», когда разные люди и компании боролись за право назвать изобретение своим. Например, над созданием самолета одновременно с братьями Райт работал Гленн Кертисс (Glenn Curtiss). Он отказался платить братьям Райт, у которых был патент на самолет, за использование технологии. Райт подали на Кертисса в суд. Это привело к тяжбе, которая продлилась 12 лет и поставила под угрозу производство самолетов во время Первой мировой войны.

Людей интересовали и любительские изобретения. В разделах с объявлениями публиковалось множество предложений о продаже патентов. Были и предложения помощи «начинающим изобретателям», которые по смыслу были похожи на сегодняшние инкубаторы для стартапов.

В США сложилась удачная для предпринимателей ситуация. С одной стороны, кто угодно мог заниматься технологиями и придумать инновационный продукт в своем гараже. С другой стороны, крупные компании всё ещё восстанавливались после Великой депрессии. У предпринимателей появилась возможность действительно изменить рынок.

Это удалось сделать HP. Компания продавала свои устройства в 4–6 раз дешевле, чем конкуренты. У HP были низкие расходы и патент на инновационный продукт, а крупный заказ от Disney ускорил рост бизнеса.

Заключение

В 1930-е культура стартапов зародилась, но ещё не расцвела. Перерыв между мировыми войнами оказался слишком коротким. Во время Второй мировой войны технологическая индустрия ушла на второй план. В центре внимания было исключительно военное производство.

После войны произошло событие, которое перевернуло мир технологий. Это — изобретение и производство первых транзисторов. Тогда IT-предприниматели придали новый импульс развитию стартап-культуры и всей IT-индустрии.

Об этом периоде я рассказу в следующем материале.

3434
7 комментариев

Их гараж стал исторической достопримечательностью. Его считают местом рождения Кремниевой долины и одним из истоков стартап-культурыПочему у них гараж это место зарождения великих компаний, а у нас место где люди бухают?

4
Ответить

У них гараж рядом с домом, в котором ходит жена со скалкой...

14
Ответить

Любопытная статья, спасибо автору и ждем вторую)

2
Ответить

Первопричина кремниевой долины - обильные госзаказы на протяжении нескольких поколений, преимущественно военной тематики, так что даже в гаражах начали разрабатывать.

2
Ответить

Немного затрону этот момент в следующем материале

Ответить

Про роль транзисторов и какие возможности они дали интересно будет прочитать.

1
Ответить

Интересная статья, ждем продолжения )

1
Ответить