Как получить 49% дохода с инвестиций в аппараты с пауэрбанками за год

Богдан Леонов, предприниматель и инвестор

В течение 4-х лет я инвестировал в станции с пауэбанками. Сегодня это уже большая сеть из 933 аппаратов разных моделей и 10058 пауэрбанков, которые любой человек может взять в аренду. Аппараты стоят в кафе, ресторанах, торговых центрах и на других площадках и приносят 3,3 млн рублей дохода в месяц. Текущая доходность средств, которые я вложил в станции, на сегодня достигла уровня 49% годовых.

Хочу поделиться своим необычным, но, как мне кажется, интересным инвестиционным опытом. История будет полезна для тех, кто ищет способы вложения денег, когда все традиционные инструменты перестали работать или работают не так, как раньше.

Я опытный инвестор и вкладываю средства в ценные бумаги и другие традиционные инструменты, а также стартапы. История со станциями пауэрбанков началась как эксперимент с личного знакомства с предпринимателем Кириллом Кулаковым, с которым мы вместе учились в МШУ Сколково на программе «Стартап академия» и который в тот момент запускал свой стартап, и с личного опыта использования сервиса.

Рынок шеринга тогда только начал развиваться, а аренды зарядок не было вовсе — Кирилл и его партнер Степан Ермаченков (с которым мы тоже учились в МШУ Сколково) только привезли первые 300 аппаратов из Китая, назвали «Бери Заряд!» и поставили в разных кафе и магазинах в Москве, с кем удалось договориться.

<p>Пауэрбанком можно зарядить не только смартфон</p>

Пауэрбанком можно зарядить не только смартфон

Я поверил в идею, что человеку больше не нужны валяющиеся дома вечно разряженные пауэрбанки, и сделал свою первую инвестицию в оборудование (зарядные станции) — я вложил 10 млн рублей. Тогда с акциями и облигациями все еще было хорошо, но я хотел попробовать что-то новое, что могло бы приносить стабильный дивидендный доход. В тот момент доходность сети составляла 15-20% и продолжала расти, и мои инвестиции стали приносить мне порядка 150 тыс. рублей в месяц.

От меня больше ничего не требовалось. Станции были мои, но управляла ими компания — подбирала локации, обслуживала и т.д. Я никак не вмешивался в операционную деятельность, но как человек, рискнувший своими деньгами, очень пристально за ней наблюдал. При этом у меня, как у одного из первых инвесторов, вложившихся не в капитал, а в оборудование, было достаточно информации, что происходит в компании и какие планы. Я следил за появлением новых точек в городе, в какой-то момент на основе получаемых с аппаратов данных ребята стали собирать аналитику, к ней у меня тоже был доступ.

Новая зарядная станция
Новая зарядная станция

Когда начался ковид, фактор неопределенности делал вложения в ценные бумаги еще более рискованными. Было непонятно, продолжится ли после окончания эпидемии рост какой-либо компании-единорога типа Zoom, который начался из-за ажиотажного спроса (курс акций того же Zoom за прошедший год упал на 72% и продолжил серьезное падение в этом году) .

Падение посещаемости ресторанов, баров и торговых центров во время пандемии сказалось и на «Бери Заряд!»
Падение посещаемости ресторанов, баров и торговых центров во время пандемии сказалось и на «Бери Заряд!»

Здесь тоже во время локдауна произошел провал и выручка упала до нуля, но потом стала восстанавливаться достаточно уверенно. Это было связано не только с выходом из карантина, но и с увеличением количества станций, появлением новых регионов, ростом узнаваемости бренда, качества сервиса и с появлением конкурентов.

Они тоже двигали рынок пауэрбанк-шеринга вперед. Я, как крупнейший франчайзи, регулярно бывал на совещаниях в компании, и видел как «препарировалась» по составляющим вся выручка: из чего состоит, что на нее влияет, как зависит от региона, типа аппарата, локации, времени года и пр.

Когда выручка от вложений в автоматы составила 5 млн рублей (то есть половину от инвестированных мною средств), я вложил уже бОльшую сумму — 60 млн рублей — в покупку еще одной партии, в том числе новых моделей аппаратов, и стал самым крупным франчайзи «Бери Заряд!» (ребята назвали это «ленивой» франшизой, так как, повторюсь, мне ничего не нужно было делать самому). Доходность поднялась уже до 35%, что очень хорошо даже для рискованных вложений, а свои я отношу к консервативным.

Сейчас мы уже с сыном покупаем третью партию. Я не вижу для себя никаких рисков и не нашел ни одного другого инвестиционного инструмента, сравнимого по доходности. Доходность моей «ленивой франшизы” «Бери Заряд!” сейчас составляет 49% годовых. Компания делит со мной прибыль в пропорции 50 на 50 после вычета операционных расходов.

Надежность обеспечивается самим оборудованием, которое выступает в роли залога и принадлежит мне лично. С другой стороны это оборудование для компании – источник выручки, она является его оператором и прямо заинтересована в его максимально эффективной эксплуатации. У франчайзи есть возможность продать оборудование компании (да, с определенным дисконтом), что является дополнительной страховкой. Один из вариантов ленивой франшизы как раз и предлагает постепенный в течение 5 лет выкуп оборудования у франчайзи, чтобы максимально быстро происходил возврат «тела» инвестиций. У франчайзи есть возможность продать, а у «Бери заряд!» выкупить до 20% оборудования в год в базовом сценарии. Это самый выгодный вариант и я выбрал его.

Чтобы я сделал, если бы не был знаком с Кириллом, но узнал о возможности вложить средства в оборудование и заинтересовался бы высокой доходностью?

Я бы начал с того, что приехал к ним в офис. Многие недооценивают такой старомодный рисеч, но он помогает понять атмосферу в компании, как люди общаются с друг другом, вовлечены, как построен рабочий процесс.

Офис «Бери Заряд!»
Офис «Бери Заряд!»

Я бы пообщался с другими франчайзи, обязательно попросил о встрече с финансовым директором или финансовым аналитиком и задал бы ВСЕ вопросы. В первую очередь касающиеся окупаемости оборудования. Что с ним будет через год, через два года, сколько оно вообще может работать, что случится с моим оборудованием и доходом, если компания будет продана кому-то и пр. Прозрачность компании и открытость с партнерами — очень важный критерий.

Важно самому протестировать сервис, понять как это работает, сравнить с конкурентами. Тому кто не очень ленив, можно потратить время, целый день или несколько, посидеть рядом со своим аппаратом в «Шоколаднице» или «Кофемании» или постоять возле него в «Азбуке вкуса» и сравнить «проходимость» конкретной точки с цифрами, которые предоставляет «Бери Заряд!» (доверяй, но проверяй). При этом доход франчайзи получает не со своих конкретных аппаратов, а он рассчитывается как средний по сети по аппаратам такого же типа. Это справедливо, так как по сути конкретный франчайзи не зависит от того, какую локацию именно для его оборудования выбрала компания.

Типичная точка «Бери Заряд!» в московском сетевом кафе.
Типичная точка «Бери Заряд!» в московском сетевом кафе.

Оборудование может быть установлено как в хорошо «качающую» точку, так и не очень, и тогда можно предъявить претензии компании, почему именно этот аппарат находится не в лучшей локации. Так и было в самом начале, но вскоре стало понятно, что качество выбранных локаций повышается и в итоге мы пришли к пониманию того, что лучше сразу ориентироваться на среднесетевую доходность.

Один раз став «ленивым» франчайзи, можно начать получать не только доход, но и удовольствие, и перестать лениться. Особенно если не только интересно за всем этим наблюдать, но уже хочется порулить. Можно запустить уже не «ленивую», а обычную франшизу у себя в городе/регионе и стать активным участником процесса. В этом случае можно получить консультацию, какие аппараты оптимальны для той или иной локации, с той или иной проходимостью, и купить именно их с прицелом возможной установки у себя в регионе. Этого я сделать не смог, так как я живу в Москве, а по правилам компании нельзя стать «неленивым» франчайзи в городе, где у компании есть собственный офис.

<p>Eat your own cooking – я сам тоже пользуюсь пауэрбанк-шерингом</p>

Eat your own cooking – я сам тоже пользуюсь пауэрбанк-шерингом

Как могут развиваться события. Возможно, доходность даже снизится до 35% годовых. Но у компании уже более 1,6 млн пользователей, плюс я знаю изнутри, какие пилоты сейчас тестирует компания. Если сработают хотя бы один из них, то, я думаю, из-за быстрой экспансии доходность может подняться и до 60%. Меня устраивает все, что выше 30%, и — повторюсь — я сейчас не вижу на рынке инструмента с такой высокой и стабильной доходностью, с ежемесячными выплатами. По сути я купил готовый бизнес с дивидендной доходностью.

3131
39 комментариев

Не разу не видел, чтобы кто-нибудь пользовался такими станциями. Мертвая тема

13
Ответить

очень часто выручала

а если подойдёте к самой станции – увидите какое количество пауер-банков сейчас в аренде по ячейкам

судя по наблюдениям – активно пользуются

8
Ответить

Честно говоря, так же на них смотрел еще два года назад. А вот в последние несколько месяцев, когда приходилось мотаться по городу, очень выручали эти зарядные станции.

1
Ответить

1,5 миллиона пользователей сервиса думают по-другому)

1
Ответить

проблема в том что вернуть на место надо, а это идти куда-то искать

Ответить

пользуюсь, когда бываю в городе.
больше не беру с собой тяжеленный пауэрбанк

Ответить

1 600 000 пользователей у сервиса)

Ответить