Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Кажется, что сейчас не очень актуальное время для такой статьи: PR-направлению во время кризисов всегда режут косты. С другой стороны, сейчас российский рынок перераспределяется, и те люди и компании, которые будут о себе осмысленно говорить, получат больше профита, чем те, которые будут молчать.

Маркетинговые пласты подвинулись, какие-то новые люди на стороне клиента получили работу, одни бренды заменили другие. И им всем надо с кем-то работать. Они приходят на рынок и видят — это агентство закрылось, у этих проблемы... о, а вот эти вроде бы готовы сотрудничать, судя по их активности.

Поэтому клиенты будут работать с теми, кто на слуху, кто больше говорит, пишет, показывает. Любая PR-активность сейчас важна. Это момент для того, чтобы себя проявить.

Виталий Быков, Red Keds

Если показывать на живых примерах, то потребность рассказывать о себе выглядит так:

Вопрос руководителя агентства А
Вопрос руководителя агентства А

И вот так:

Вопрос руководителя агентства Б
Вопрос руководителя агентства Б

И в других вариациях. Но суть одна и та же — бизнес хочет рассказывать о себе и своих продуктах, чтобы получить от этого выгоду.

Здесь очень прямо встаёт вопрос: а кто будет это делать, если не сам руководитель? Как найти достаточно адекватного человека, который станет PR-менеджером вашего агентства и будет сам предлагать нужные решения «где, что, и кому рассказывать, и как это делать рентабельно»?

За последние пару лет я общался на эту тему с рядом собственников и топов агентств. Нередко на этот вопрос у них ответа пока нет:

Отклик руководителя агентства В
Отклик руководителя агентства В
Отклик руководителя агентства Д
Отклик руководителя агентства Д

Поэтому родилась идея сделать об этом прикладной материал.

Кто автор

Меня зовут Виктор, я редактор и менеджер «Рейтинга Рунета». В прошлом я работал в СМИ, которые писали про цифровые технологии (в том числе, разбирал колонки, которые присылали пиарщики); потом занимался коммуникациями в крупном перформанс-агентстве (сам был пиарщиком); а в последние пару лет пробую разные подходы по оптимизации HR-процессов.

Какое отношение эта статья имеет к «Рейтингу Рунета»?

У PR-менеджера российского диджитал-агентства с определённой вероятностью будет стоять вопрос по взаимодействию с рейтингами. Примерно так:

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Безусловно, это не повсеместная опция.

Но если для вас рейтинги, как канал трафика и получения лидов достаточно интересны, здесь встаёт тот же вопрос — как найти человека, который будет с ними работать, чтобы сам руководитель на это не отвлекался.

К слову, 14 октября (в пятницу, в 15.30) главред «Рейтинга Рунета» Анатолий Денисов проведёт бесплатный вебинар, на котором расскажет и покажет, как агентству подружиться с нашим рейтингом. Чтобы не пропустить вебинар — добавьтесь в телеграм-чат РР.

Основные сложности делегирования PR-задач

1. Отсутствие идеологии в агентстве

Многие агентства хорошо умеют в процессы: в регламенты, в построение конвейера и так далее. Собирается команда, которая рулит проектами и зарабатывает N денег. Это очень круто!

Но если говорить о PR, то встаёт вопрос в том, что публичной идеологии и «упаковки» у многих подобных команд нет. Люди просто работают по +/- общепринятым стандартам рынка.

Что подразумевается под идеологией? Например, даже если вы не следите за агентством «Сибирикс», то наверняка краем уха слышали, что это люди, которые научили Россию скраму (правда это или нет — это другая тема). То же самое можно сказать про AGIMA, которые долго ассоциировались на рынке с адаптивным веб-дизайном, потому что постоянно били в эту точку.

И теперь, для сравнения, можно взять ряд реальных агентств, существующих на рынке. Этим агентствам можно сменить название, айдентику (если она есть), и в целом почти всё, что угодно. Вряд-ли кто-то извне, начиная с клиентов, и заканчивая редакторами деловых СМИ, почувствует разницу.

2. Почему создание идеологии сложно делегировать — по крайней мере, на начальном этапе

Вы построили работающий бизнес. Это существенное достижение. Обычно это означает, что вы более умны, привычны к рискам, более жёстки и креативны, у вас лучше развиты софт-скиллы и навык переговоров, чем у многих людей по сравнению с вами.

Если вы, обладая таким бэкграундом, не смогли пока что придумать УТП и исходящую от него PR-стратегию, с помощью которой можно выделиться на фоне конкурентов и занять бОльшую долю в своём сегменте, то каким образом это сможет сделать сотрудник за условные 70 тысяч рублей?

По этой причине задачи такого рода (встречаются в реальных вакансиях на позицию PR-менеджера и тестовых заданиях) не очень продуктивны:

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Когда «упаковка» бизнеса уже существует, тогда можно и нужно отдавать задачи по реализации PR другим людям (декомпозировать большую задачу на более мелкие). Но этот стержень редко может создать кто-нибудь, кроме самого управленца.

3. Возражение: «Так не годится! Я предприниматель и привык создавать организованные процессы без моего личного участия»

К этому времени читатель может задать логичный вопрос:

А почему PR-менеджер с рынка не может быть специалистом в такой степени (уровня крепкого middle), чтобы я «побился об него», высказал свои идеи и наработки по созданию публичного образа агентства, а он потом мои идеи «отожмёт», декомпозирует, составит план и построит конструктивную работу без моего вовлечения?

Если коротко, то таких людей попросту нет в свободном доступе. Почему:

  • агентства — это небольшая часть общего рынка. Большинство пиарщиков, имеющих какой-то опыт, не знают агентскую cпецифику и как её подавать;
  • пиарщики из других областей (особенно, если не из IT) часто не имеют опыта проектной работы — канбан, итерации, аналитика, KPI и вот это всё, к чему мы привыкли;
  • работа PR-менеджером в диджитал-агентстве не считается каким-то необыкновенно выгодным предложением, потому что люди знают или догадываются о сопутствующих трудностях.
Вот так, например, Максим Ильяхов видит вполне стандартный перечень обязанностей PR-менеджера в диджитал-агентстве: публикация кейсов, организация выступлений, etc
Вот так, например, Максим Ильяхов видит вполне стандартный перечень обязанностей PR-менеджера в диджитал-агентстве: публикация кейсов, организация выступлений, etc
А вот так выглядит живой отзыв хорошего автора, который задался вопросом «зачем идти в PR, если можно получать те же деньги за другой вид работы»
А вот так выглядит живой отзыв хорошего автора, который задался вопросом «зачем идти в PR, если можно получать те же деньги за другой вид работы»

Ещё одна из ключевых причин «почему таких людей нет» — большое влияние оказывает разница в «психотипах» сотрудников и аутсорсеров.

Есть теория, что люди в своей работе делятся на два «вида»: идеологи и процессники, или ченджеры и раннеры, как это называет Наташа Бабаева:

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)
Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Я поставил кавычки, потому что не знаю научного подтверждения этим выводам. Но ситуация часто встречается на практике. Многие люди спокойно выполняют объемы, когда вы даёте им чёткие ТЗ с понятными переменными. Но если попросить их придумать хайповый спецпроект для крупного клиента — они завалят такую задачу, потому что это не их сильная сторона.

Создать для агентства PR-стратегию, с которой можно:

  • выйти в паблик,
  • говорить о себе,
  • выделиться на фоне конкурентов,
  • и при этом ваш «образ» и УТП достаточно хорошо поймут потенциальные клиенты, возможные сотрудники, деловые СМИ

— это нетривиальная задача, для которой нужна сообразительность и инициативность. То есть, это больше территория идеолога (ченджера).

А на текущем рынке труда многие пиарщики в этом смысле — абсолютные процессники (раннеры), которые не умеют или боятся выходить за рамки зоны комфорта.

Летом я видел около 50 откликов и выполненных тестовых заданий на вакансию PR-менеджера в агентство. Почти все кандидаты, среди которых были и ребята из крупных интеграторов, получавшие 100 тысяч на прошлом месте, были настроены в духе «у самурая нет цели, есть только путь».

Они хотели писать какие-то посты в соцсети и выпускать типичные кейсы. Но большинство при этом не смогли ответить на вопрос про дистрибуцию: «ты выпустил/а кейс на vc, а что дальше? Как можно получить для него больше охватов?».

Это не сакральное знание, доступное только цеху пиарщиков, а обычный здравый смысл. Наверняка вам и вашей команде хотелось бы получать больше, чем 500 просмотров на статью, которую вы пилили всем коллективом две недели или даже два месяца.

Любой человек, которого волнует результат, станет искать ответ на этот вопрос. Но у большинства упомянутых мной кандидатов такой мотивации за годы работы и не возникло.

С идеологами, впрочем, тоже есть трудности:

  • чаще всего такие люди — это топ-менеджеры или партнёры с долями в своём агентстве. В свободном доступе они бывают очень редко, а если бывают, то выбор офферов у них широкий;
  • можно найти человека, в котором такие качества есть от природы, но при этом у него, опять же, вряд-ли будет опыт в агентской тематике. Таких новичков вам придётся учить и «втаскивать» в агентский рынок;
  • у идеологов есть частая особенность, такая же, как у серийных предпринимателей: им нравится создание нового, участие в «левел-апе» продукта, но не нравится большое количество рутины. А собственники агентств как раз любят системную рутину с циферками, и поэтому хотят видеть в PR-процессе таблички, диаграммы Ганта и прочие проектные артефакты.

Итог описанных сложностей

Большинство агентств, если уж решились нанять пиарщика, довольно долго ограничиваются одним человеком на этой позиции. Потому что даже +1 сотрудник кушает бюджет, а PR часто расходная часть, а не сразу доходная.

В итоге получается, что мы должны найти довольно удивительного сотрудника, который:

  • стоит не очень дорого (вы наверняка хотели бы уложиться в 70 тысяч, а лучше в 50);
  • одной рукой создаёт PR-стратегию, а другой реализует её с разумной регулярностью — то есть, сочетает креативность и проектный подход;
  • имеет развитые софт-скиллы, чтобы находить общий язык с вашей командой и с внешним рынком.

На этом месте можно объективно задуматься — насколько реально одновременное сочетание таких факторов.

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Прикладная часть: что делать, чтобы найти адекватного PR-менеджера для digital-агентств

1. Определиться с выбором «я делаю PR-стратегию сам, а потом нанимаю хороших процессников и даю им ТЗ» или «Не готов сам разбираться,
но готов выделить много денег на хорошего спеца»

После этого задача по поиску сотрудника или аутсорсера на PR-задачи станет на порядок проще. Почему?

Аналогию я подсмотрел в статье агентства МАКО с рекомендациями для клиентов о том, как заказчику правильно подбирать подрядчика для ведения рекламных кампаний в контексте. Коллеги рассказывали, как именно «понимание своей ситуации» влияет на бюджет и на требования к исполнителю:

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Согласитесь, что это сильно отличается от такой картинки:

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

→ Если вы сами сделаете костяк вашей PR-стратегии, вам не придётся искать волшебных людей-идеологов, которые сделают его вместо вас. И тогда вы сможете привлекать на PR-задачи хороших процессников — редакторов, копирайтеров, ассистентов. Если у них также будет самостоятельность и инициатива, это сопутствующий бонус. Но как минимум, вы сами будете понимать, что вы от них хотите, и сможете проконтролировать качество трансляции нужных идей.

Несколько полезных ссылок, которые могут пригодиться для самообразования в этом случае:

→ Если вы не готовы погружаться самостоятельно, тогда традиционно: ищите дорогого человека, отвечайте на его вопросы про ваш бизнес.

2. Создание интересной вакансии для PR-менеджера

Подавляющее большинство вакансий на рынке написаны в духе «у нас есть работа и за это вы должны быть благодарны». Но чем больше конкуренция за кадры, тем хуже такой подход работает.

Могу поделиться некоторыми рабочими лайфхаками по поиску.

Вопросы, на которые стоит ответить для создания структуры вакансии:

  • что вы продаёте и кому (о чём ваш бизнес);
  • в чём реальная задача вакансии;
  • какие виды работ будут у пиарщика;
  • что самое первоочередное он должен будет подхватить (самое горячее);
  • какая ЗП и условия в целом;
  • кому будет подчиняться пиарщик, а также сколько времени действительно может выделить на общение этот человек;
  • какие условия на испытательном сроке;
  • какие объективно есть ресурсы в помощь пиарщику;
  • есть ли возможный карьерный рост и в чём он может выражаться;
  • нормальные аргументы на вопрос «почему нужно идти на работу к нам».

Написанные в таком стиле вакансии получаются немаленькие, но хорошо закрывают большинство возможных вопросов и опасений кандидатов.

Выделю несколько моментов:

1. Заголовок вакансии

В заголовке, кроме самого названия вакансии, можно сразу вписать что-то конструктивное — например, зарплатную вилку.

Заголовок и актуальность вакансии
Заголовок и актуальность вакансии

2. Сроки актуальности (помечено на скриншоте стрелочкой)

Прямо в начале вакансии можно человеческим языком сказать — до какого момента актуально предложение и будут рассматриваться отклики: например, до 31 октября. Для увеличения конверсии можно добавить, что если вы найдёте с кандидатом общий язык, то сделаете ему оффер сразу, не дожидаясь окончания дедлайна.

После выхода человека на работу желательно апдейтнуть статус вакансии, чтобы не дезинформировать людей, которые и спустя несколько месяцев могут находить ваше объявление по разным закоулкам.

3. Блок аргументов «Почему к нам»

Мне очень нравится замечание о том, что вопрос «Почему мы должны вас выбрать?» работодатель должен, в первую очередь, адресовать самому себе.

Если вы условный Яндекс, у вас по 2000 резюме на одно место и массажный кабинет, то вероятно, можно позволять некоторую небрежность в формулировках. А если вы малый бизнес «Рога и Копыта», почему человек должен идти к вам? Кажется, это логичный вопрос.

Часть аргументов из «убедительного блока» — для примера
Часть аргументов из «убедительного блока» — для примера

4. Блок «Задачи PR-менеджера»

Это также развитие той логики, что подробное описание вакансии закрывает многие вопросы и страхи соискателей.

Чем подробнее и понятнее декомпозированы задачи, тем лучше кандидаты понимают, что вы об этом внимательно подумали, и они не попадут в хаотичную ситуацию, где всё надо делать на вчера, но что именно делать и как — не очень понятно.

Пример из блока «Задачи PR-менеджера»
Пример из блока «Задачи PR-менеджера»

5. Блок «Дополнительные подробности по вакансии»

Как раз для него и нужны были многие наводящие вопросы выше. Разумные и спокойные ответы на эти вопросы помогают людям определиться и принять решение — отправлять ли отклик на вашу вакансию.

Пример из блока «Дополнительные подробности по вакансии»
Пример из блока «Дополнительные подробности по вакансии»

Тестовое задание для PR-менеджера

Тут предстоит выбрать, что подходит больше:

  • получить на порядок больше откликов, если не давать тестовое в вакансии;
  • либо дать тестовое и получить меньше откликов, но как правило, более «качественных».

Можно тестировать оба подхода.

Тестовые вопросы для пиарщика могут выглядеть таким образом — конкретно эти я тестировал:

→ В разделе «Задачи для PR-менеджера» мы написали те пункты, насчёт которых надеемся, что вы сможете сделать их регулярными. Что вы будете делать в первый месяц работы, чтобы запланировать работу по описанным задачам и начать по ним движение? Какие вопросы вы зададите?

Вопрос «что вы будете делать при выходе на работу?» одновременно и простой, и очень логичный. Вы в любом случае рано или поздно захотите услышать на него ответ. И лучше всё же пораньше.

Пример адекватного отклика на этот вопрос:

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

→ Мини-тест по коммуникациям: для своевременной подготовки статьи вам нужен созвон на 1 час с руководителем направления. Вы два дня просите его назначить дату созвона, он говорит, что занят на клиентских проектах и пока никак не может. При необходимости у вас есть рычаг влияния в виде CEO.

Этот вопрос тоже взят из бытовой практики. Xочется увидеть, как человек будет вести себя в такой ситуации.

Пример адекватного отклика на этот вопрос:

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Здесь человек даже не рассматривает вариант «напомню один раз, а потом пожалуюсь CEO», а предлагает дополнительные варианты решения проблемы. И это хорошо. У пиарщика, который понимает, на что идёт, должно быть знание, что иногда коллег приходится довольно долго «пушить».

Другие вопросы можно задать уже при живых встречах или созвонах, чтобы не пугать людей большим объемом тестового. Они зависят от ваших нужд и задач. Но, например, можно спросить ещё такие вещи:

  • Как можно сделать наши кейсы менее однотипными и более выделяющимися? Идея вопроса в том, что большинство кейсов агентств похожи друг на друга. И для наблюдателя со стороны они сливаются в серую массу;
  • Как получить больше охватов для статьи на vc? Подавляющее большинство кандидатов ломаются на этом вопросе. Ответ хорошо показывает — кто человек «результата», а кто человек «процесса»;
  • Нам нужно подружиться с рейтингами. Если ты не знаком/не знакома с ними, как ты будешь искать информацию, чтобы быстро приобрести знания? Здесь интересна логика человека. Разумный вариант ответа — прежде всего Гугл. Там легко находятся статьи «Рейтинга Рунета» с подробными советами, а также наш телеграм-канал. В общем, ответ на этот вопрос тоже многое говорит об инициативе и сообразительности;
  • Какие ты знаешь способы планёрок / отчётности? Более опытные ребята сами назначают регулярные встречи и пинают руководителя и коллег, а не ждут, пока кто-то придёт по их душу;
  • Насколько ты знаешь нашу отраслевую тематику? Зачем это нужно: помню девушку, которая пробовалась на PR-менеджера в SEO-агентство, но при этом не смогла на живом созвоне ответить, как в общих чертах работает механизм поисковика. То же самое обязательно нужно спрашивать и про разработку;
  • Какие ты знаешь способы измерить эффективность каких-либо твоих действий, например, статей? Многие ребята с классическим, не диджитальным PR-опытом, ссылаются на «количество просмотров статьи» и работу с сервисом «Медиалогия». С Яндекс Метрикой и другими инструментами они не работали.

Где распространять вакансию кроме HH, чтобы быстрее получить отклики?

Вот список телеграм-каналов, в которые можно выложить объявление:

Бесплатные:

Платные:

И закончить тему создания PR-стратегии для агентства хочу слайдом Михаила Белошапки, руководителя агентства ДАЛЕЕ.

Как найти PR-менеджера для диджитал-агентства, который будет работать с рейтингами (и не только)

Эта история похожа на лечение зубов — откладывать, безусловно, можно. Но если долго откладывать, потом дороже разруливать.

Спасибо, что прочитали! Буду рад пообщаться в комментариях. И да, это уже очень скучное УТП, но у «Рейтинга Рунета» есть классный телеграм-канал.

3838
12 комментариев

Все, что ты называешь «идеологией», на самом деле не имеет эффективного решения силами пиарщиков/редакторов/авторов. Все, что касается ценностной фокусировки, позиционирования, отстройки и коммуникационной стратегии - это маркетинг. А маркетинг - это не только внешние коммуникации, это еще и изменения внутри - продажи, процессы, услуги. И если упереться в PR там, где нет маркетинга, то это все равно, что делать красивый хвост рыбе с гнилой башкой. Понятно, что гнилая башка не лечится одним маркетингом, или одними продажами, или одним производством, но пиар тут почти лишняя фигня. Рано и неэффективно. А на агентском диджитал рынке, который за 20 лет все еще в детском саду, мало где выстроено хоть что-нибудь так, чтоб в душе по-правде и хорошо. Если пока детский сад и нет маркетинга, просто не нужно нанимать пиарщика и тем более ждать от него системы. Это мое убеждение, основанное на 15-тилетнем опыте в этом бизнесе. А если совсем в корень, не ручаюсь за точность цитаты, но мысль такая, Токовининская, про то, что хороший продукт сам себя продвинет. Чистая правда. На плохом продукте - любой кейс равно «ложь», которую сложно скрыть, или «ошибочная оценка», которую видно за версту. Да. А про самый важный скилл пиарщика, если он есть и че-то там работает, то тут у меня перед глазами гениальная формула Антона Нехаенко, который сто лет назад в мою бытность в Qsoft написал мне письмо с единственным предложением внутри (я тогда была на уровне выпускной группы детского сада, как пиарщик). Так вот формула: «Хороший пиарщик умеет приземлять ох..вающих от собственной крутости топов и скрещивать их идеализм со скепсисом делового журналиста». Это про то, что не умеют делать подавляющее большинство пиарщиков, к сожалению, не потому что дураки, а потому что быстро профдеформируются, наслушавшись (ведомые) своих топов о том, как все у них круто. И это уже другая тема, про критическое мышление и вопрос «зачем» к любому действию.

6
Ответить

Оля, спасибо большое за подробный отзыв.

Ответить

клевая статья)

2
Ответить

А что понравилось?

Ответить

Отличная статья, многое для себя подчерпнул.

2
Ответить

Крутая статья, спасибо! Видно, что проделана большая работа.

2
Ответить

Отличный материал! Спасибо от пиарщика с агентским опытом работы)

2
Ответить