Регулирование структуры собственности онлайн-классифайдов: угроза всей IT-отрасли?

За последние полгода проверку на прочность проходят, пожалуй, все отрасли российской экономики, но один из самых обсуждаемых – сектор IT. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится новый законопроект депутата Антона Горелкина, который предполагает введение требований к структуре собственности IT-компаний. Пока речь идет только о регулировании онлайн-классифайдов, однако с идеей распространить аналогичный механизм и на другие сферы IT-отрасли депутат выступает не впервые. Разбираемся, как это повлияет на отрасль, где традиционно много публичных компаний, торгующихся на бирже.

В каких сферах уже действует аналогичная норма?

Несмотря на то, что подход по регулированию структуры собственности компаний предлагался уже несколько раз за последние годы, реализован он был лишь однажды. В 2014 году были внесены поправки в закон «О средствах массовой информации», в соответствии с которыми в структуре компаний, которым принадлежат СМИ, иностранное владение – в том числе и непрямое – должно быть ограничено двадцатью процентами.

В течение 2015 года медиахолдинги должны были привести структуру владения в соответствие с этой нормой. В результате инвестиционный ландшафт отрасли существенно изменился, и нагляднее всего эффект регулирования стал заметен на примере капитализации холдинга «СТС Медиа» – единственной публичной компании в этой отрасли.

На конец марта 2013 года его капитализация на бирже составляла $1,86 млрд, на 29 июня 2015 года опустилась более, чем в 4 раза – до $397 млн. В этот же день котировки акций установили антирекорд по стоимости за всю публичную историю компании. И в итоге компания перестала быть публичной.

Риски для публичных IT-компаний

Предлагаемая законодателями норма ограничения структуры собственности несет риски прежде всего для компаний, торгующихся на биржах – в этом случае значимая часть их акций находится в свободном обращении, и может принадлежать как российским инвесторам, так и покупателям акций из разных стран. Причем отследить, какая доля обращаемых акций куплена вне России, в текущих условиях очень сложно.

В предлагаемых сейчас поправках законодатель говорит лишь о классифайдах, но уже озвучиваются инициативы распространить действие новых норм на всю IT-отрасль, где публичных компаний традиционно много. Последние два года на российском рынке прошли под эгидой «бума IPO», почти треть которого составили компании технологического сектора. Сегодня на бирже торгуются более 10 IT-компаний, в их числе Ozon, QIWI, HeadHunter, Циан и Яндекс.

IT-компании активно наращивали рыночную капитализацию в последние годы – и в России, и во всем мире. В середине 2022 года российский IT-сектор занял четвертое место в мировом рейтинге по количеству цифровых компаний на регион.

Как показывает пример «СТС Медиа», ограничения на структуру собственности сильно ударят по капитализации компаний, а значит, и по стоимости портфелей десятков тысяч частных инвесторов, которые владеют их акциями. Компаниям будет искусственно сужен коридор привлечения инвестиций. Это повлечет за собой далеко идущие последствия, и ощутимы они будут не только для самих компаний. За резким падением объема инвестиций последует падение объема средств, которые компании будут готовы тратить на развитие и венчурные проекты – а именно они являются серьезным двигателем технологического прогресса.

Если дело дойдет до дела

Законопроектом предусмотрен ограниченный срок в несколько месяцев на то, чтобы привести структуру собственности в соответствие с требованиями. Даже в обычных условиях (если закрыть глаза на технические сложности, вызванные текущей геополитической ситуацией), этого времени не хватит, чтобы провести все формальные процедуры. При этом игнорировать внешние факторы также нельзя.

Чтобы реализовать указанную норму, необходимо будет выкупить акции у большой части иностранных инвесторов. С учетом санкционного фона и существующих инфраструктурных ограничений сделать это будет практически невозможно, и компании, у которых в свободном обращении находится значительное количество акций, окажутся в патовой ситуации.

Даже преодолев все эти формальные и не очень трудности, компании столкнутся с необходимостью выплатить огромные средства на выкуп акций. Это уже будут не временные колебания стоимости акций, связанные с геополитической обстановкой, эти траты реальным грузом лягут на операционные показатели компаний и остановят их рост и развитие.

Ларчик открывается проще

В случае с публичными компаниями регулирование структуры собственности наносит сильный вред отрасли и, самое парадоксальное, не решает главную задачу законодателей – обеспечить российский контроль в IT секторе. При этом в корпоративном праве есть понятный выход из этой ситуации.

Особенности управления любой крупной публичной компании таковы, что владение не эквивалентно управлению. В публичных корпорациях существует часто многоуровневая система принятия решений, и ни на одном из этих уровней в принятии управленческих решений не участвуют все, кто владеет акциями. В 90-е любой человек мог обменять ваучер на акции компании «Газпром». Но никто из них, конечно, не принимает участие в управлении корпорацией.

Задачу обеспечения контроля можно (и нужно) решать через обеспечение управленческого контроля – например, через регулирование состава совета директоров компании требованием большинства граждан РФ. В этом случае для публичных компаний сохранятся инструменты для их роста, управление будет осуществляться по понятной для законодателя логике и с учетом стоящих перед ним задач. Другой инструмент – создание в структуре собственности международного фонда, который бы регулировался уже существующим законодательством (для этого уже есть отдельный федеральный закон о международных компаниях и международных фондах).

В любом случае важно использовать такие инструменты, которые будут регулировать управление и учитывать национальные интересы, но не затрагивать устоявшуюся структуру экономического владения, которая к контролю за деятельностью компании никакого отношения не имеет, но строго негативно влияет на отрасль.

1111
2 комментария

Жалко бизнес. Только пережили ковид, вроде бы восстановились, удержали бизнес и людей, начали дальше развиваться, но случился 2022 год. И вместо того, чтобы облегчать условия существования для компаний, давать возможности, законодатель только создает новые барьеры. И не думает, как это повлияет на то, что люди годами строили большими классными командами. Что грустно, это не только на инвестиционный климат влияет, но и на привлекательность российского ИТ для специалистов

Ответить

Россия как всегда идет своим путем. Сперва даем возможность компаниям развиваться и привлекать инвестиции, а потом, как передумаем, заставляем откатиться назад. Такие качели конечно вызовут снижение капитализаций компаний, которая всегда реагирует на подобные законодательные инициативы. А это значит, усилится отток инвестиций в технологические активы, которых сейчас уже и так считай нет

Ответить