Как сохранить команду, когда сотрудники на чемоданах

Главное, что отличает офисную и удалённую работу — общение. На удалёнке нельзя выкрикнуть шутку в адрес соседнего стола или обсудить идею в очереди за кофе в обеденный перерыв. Кроме того, чувство принадлежности к команде больше не поддерживается играми в волейбол и походами в бар по пятницам.

Мы попросили партнёра в фонде Vox Capital и ведущего преподавателя продуктового направления ФРИИ Дмитрия Школьникова рассказать, как построить коммуникацию в удалённой команде, но усложнили задачу наличием «сотрудников на чемоданах».

<i>фото: freepik.com</i>
фото: freepik.com

Общаться в чатах, а не у кофемашины

Любой бизнес строится на последовательном рабочем процессе, который, в свою очередь, держится на коммуникации. Когда команда переходит из офиса на удалённую работу, всё рушится. Так происходит, потому что люди лишаются привычного нецифрового общения: подойти к столу другого сотрудника и спросить, подсмотреть у него в мониторе, постоять вместе у доски со стикерами и так далее.

Если руководитель плохо понимает, как именно люди взаимодействуют, с переходом на удалёнку рабочий процесс в команде ломается. Причина: он не предлагает новые инструменты для замены привычного нецифрового общения.

  • короткие вопросы соседу в офисе → личная переписка в телеграме, если вопрос можно решить за несколько сообщений

  • совместные обеды и неформальное общение → бот, в котором можно приглашать сотрудников на чай по Zoom

  • встречи у кофемашины на пять минут → коротки созвоны без видео по одному конкретному вопросу

  • шутяхи в курилке → неформальное общение в отдельном чатике-флудилке. Это может быть один общий чат и несколько по интересам, например, с мемами

  • встречи в переговорке → планерка по Zoom с включенными камерами
  • одни и те же вопросы о бизнесе, продукте, технологиям и процессам → документация в Notion, где всё подробно описано.

Главное тут — описать все точки взаимодействия в офисе, не потеряв ничего, и придумать альтернативу им в цифровом мире. А ещё важно не думать, что вопросы из стола и общение у кофемашины — это ерунда, которая не требует оцифровки. Всё это способы общения и обмена информацией. Если их ничем не заменить, появятся пробелы в работе.

Предупреждать, когда на связи, а когда нет

Удалённая коммуникация сотрудников строится на принципах делового этикета — правил, которые помогают выстраивать общение.

Например:

  • приходить на встречи подготовленными

  • предупреждать, если опаздываешь на встречу

  • сообщать, если не успеваешь сделать задачу в срок.

Эти правила становятся особенно важными, когда сотрудники находятся «на чемоданах» — переезжают в Армению, Грузию, на Кипр или куда-то ещё и работают в пути. У них пока нет постоянного рабочего места, интернет работает нестабильно, а голова занята мыслями, как жить дальше.

Вот несколько примеров, как деловой этикет помогает в удаленной работе на чемоданах:

Продакт пишет команде, что сегодня у него перелёт и он будет на связи только вечером → команда записывает встречу и скидывает видео

→ Дизайнер заранее говорит, что на созвоне будет без камеры и сможет только слушать → Команда проводит встречу, а дизайнер отвечает на вопросы по своей части письменно

→ Разработчик не сможет прийти на встречу, но к нему есть вопросы — команда присылает их заранее, а он готовит ответы

Главное чтобы все в команде понимали, что у кого происходит и как это влияет на работу. Тогда руководители и команда смогут отреагировать и помочь.

Фокусировать работу на одной задаче

В сложное время руководитель может временно перестроить процесс так, чтобы всей команде было комфортно.

Например, фокусировать задачи «сотрудника на чемодане» на чём-то одном: пусть он временно занимается только документацией — пишет статьи в ноушене и прикладывает к ним артефакты.

Фокусировка на одной задаче, для которой не нужно постоянно общаться с командой, помогает: сотрудник сможет выполнять её в удобное время и не дергать других людей, а команда — оставлять комментарии и давать обратную связь в удобное уже для себя время.

Как поддержать эмоциональную связь в команде

На удалённой работе в какой-то момент начинает пропадать чувство общности между членами команды. Его можно поддерживать вот такими нехитрыми способами:

→ Делать корпоративный мерч и рассылать сотрудникам, чтобы они ощущали себя ближе к компании.

→ Уделять внимание простому человеческому общению. Например, сделать бот в Слэке, который будет случайно, согласно свободным окошкам в расписании, приглашать людей попить кофе и поболтать о жизни.

→ Проводить еженедельные челленджи. Например, в первую неделю вся команда присылает фотографии с домашними животными, во вторую — самые безумные фотографии из детства.

Такие мероприятия помогают увидеть друг друга не только с профессиональной стороны, но и с человеческой.

Сервисы для удаленного коннекта

Вот минимальный набор сервисов, который поможет быть на связи с командой не только по рабочим вопросам:

Slack – мессенджер для переписки и коротких созвонов

Zoom – для видеосозвонов

Miro – для совместной работы на онлайн-доске

Loom – для асинхронной коммуникации

Notion – для работы с документами (один из инструментов асинхронноцй коммуникации)

Haekka – для онбординга и обучения команды

Bob – для управления персоналом (отпуска, больничные и тд)

Все эти инструменты прекрасно интегрируются со Slack и тем самым создают атмосферу привычного офиса. Смело пробуйте и другие, подбирайте подходящие под нужды команды.

Резюме

Казалось бы, хорошая команда остаётся такой, даже разъехавшись на удалёнку. Однако не стоит пускать дело на самотёк и полагаться только на дисциплину и самоорганизованность сотрудников.

Если вы — руководитель, помогите им пережить этот непростой этап, понаблюдайте, как люди адаптируются, и постарайтесь сохранить чувство единения в команде. Вложеннные в это силы вернутся высокой продуктивностью и благодарностью каждого, кто работает с вами.

1 комментарий

Главное чтобы все в команде понимали, что у кого происходит и как это влияет на работу. Тогда руководители и команда смогут отреагировать и помочь.

Для этого и нужно использовать бизнес-трекер (либо корпоративный мессенджер). Например как наше приложение. Мы отдаём особое внимание такой проблеме, поэтому внедрили систему задач, где каждый сможет видеть кто и какой задачей занят, в любой момент уточнить детали задачи и получить ответ, так как система полностью отслеживает все этапы выполнения. Наша система может предупредить о дедлайне, как руководителя так и сотрудника. А еще почти все рутинные процессы можно автоматизировать ;)

Мы на данный момент в разработке, но с радостью ответим на вопросы в комментариях или в личных сообщениях. Либо с нами можно познакомиться на нашем сайте www.jetchat.ru

Ответить