Счет-оферта на 1 страницу

Привет! Если у вас малый бизнес, то при разовой поставке вряд ли хотите сталкиваться с длинным договором. Для вас есть решение: счет-оферта, который умещается на 1 листе бумаги.

Счет-оферта на 1 страницу

Что мы имеем? 1 страничный документ, в котором соединены счет и условия договора.

Так выглядит стандартный счет-договор (оферта)
Так выглядит стандартный счет-договор (оферта)
Моя редактура - 1. Здесь все реквизиты сторон и предмет договора
Моя редактура - 1. Здесь все реквизиты сторон и предмет договора
Моя редактура -2. Тут все остальные условия договора. 
Моя редактура -2. Тут все остальные условия договора. 

Кому подойдет?

  • Малому бизнесу, в котором простота играет важную роль
  • Когда вы работаете с потребителем и цените его время (а также бумагу!)
  • Использующим рамочный договор (в котором прописаны все условия детально), а оферта-счет будет являться заявкой.

Возможно, вы придуемаете свое назначение, если вам понравится сама идея такого договора-счета.

Начнем по порядку.

Реквизиты счета.

Реквизиты стандартного счета
Реквизиты стандартного счета

Можно немного скорректировать визуально, т. к. сам счет не является первичным учетным документом по закону “О бух. учете”, и мы можем выдумывать свои необходимые реквизиты и их расположение.

Счет-оферта на 1 страницу

Я убрал лишние реквизиты: КПП, кор. счет банка, наименование банка — они не требуются. Проверил еще раз в своем мобильном приложении, в котором открыт бизнес счет — указанного хватает, чтобы платеж ушел.

Можно добавить QR-код — тогда возможность оплаты будет еще быстрее.

❗Стоит отличать счет от платежного поручения. Последнее формирует плательщик через свой банк, чтобы оплатить продавцу. И вот там установленная ЦБ форма — её менять нельзя!

Реквизиты сторон

Расположение информации слева направо нагромождает пространство.
Расположение информации слева направо нагромождает пространство.

Не очень наглядно: нужно слегка скорректировать, чтобы глазам было удобнее зацепиться за единицу информации.

Здесь присутствует необходимый воздух: из-за этого сразу видно, где наименование компании, а где её ИНН.
Здесь присутствует необходимый воздух: из-за этого сразу видно, где наименование компании, а где её ИНН.

Предмет договора

Это то, что вы видите в таблице. В целом информативно, но я немного изменил вёрстку — стало понятнее.

На основании этой таблицы можно понять, о чем договорились стороны: исполнитель вышивает лого в определенном количестве за указанную стоимость.
На основании этой таблицы можно понять, о чем договорились стороны: исполнитель вышивает лого в определенном количестве за указанную стоимость.

Обращаю ваше внимание на мою личную боль, когда я такое вижу: цифры прописью.

Когда это необходимо? Только в платежном поручении. Положение ЦБ № 762-П от 29.06.2021 — там есть это правило. Мы не можем нарушать закон, поэтому приходится ему следовать.

Во всех остальных случаях в договорах вы можете не писать прописью. Это чрезвычайно неинформативно, занимает лишнее место и вообще только больше вводит в заблужение. Я неоднократко сталкивался с разными значениями в цифрах и прописях. Спрашиваю — а чему верить? Кто-то предпочтение отдает цифрам, кто-то прописям: они серьезнее, т. к. человек произносит из в голове, когда вводит значение. Для чего нам нужна эта неразбериха? Да и если у вас есть действительное понимание цены, и вы знаете, что ваш товар стоит 1455 рублей, вы легко увидите несостыковку, если будет 1465. Но ваш мозг будет отторгать пропись и велик шанс, что вы проскочите и не заметите, что цена одна тысяча шестьдесят пять, а не одна тысяча пятьдесят пять.

Та же таблица, но с небольшим воздухом. Читать проще.
Та же таблица, но с небольшим воздухом. Читать проще.

Положения договора.

Признаться, это моя любимая часть редактуры. Я не фанат радикального сокращения текста, но лишнее убираю.

Счет-оферта на 1 страницу

Проанализировав договорные условия, я выделил то, что можно объединить, что можно сократить. Для удобства чтения и анализа я иду по порядку в тексте.

Счет-оферта на 1 страницу

п. 1 Я убрал слово "настоящий” — оно меня выводит из себя. Имеется в значении "этот”, но я люблю шутить, что в значении «существующий, действующий”. Может, все-таки ненастоящий?)

Когда в принципе имеет смысл вводить настоящий = этот? Если у вас есть ссылки на другие аналогичные договоры с этим контрагентом. Тогда вы говорите, что в ЭТОМ договоре подразумевается то-то. Потому что можно указать, что "в оферте-счете от 01.01.2000 № 123 указано…” .

Если у вас с этим контрагентом единственный договор или есть оговорка, что предыдущие договоренности теряют силу в этом договоре, абсолютно понятно будет, что стороны говорят об ЭТОМ договоре.

Вообще я бы убрал п. 1, потому что сама оферта с последующими условиями и счетом — это и есть предложение заключить договор на предлагаемых условиях. Любой договор на основании ГК заключается принятием (акцепта) оферты. Пункт 3 ст. 438 ГК указывает на возможность акцепта т. н. конклюдентными действиями. Это фактические действия, явствующие из обстановки, обычно это: принятие товара, оплата по договору и т. д. У нас самим законом это разрешено (п.3 ст. 438 ГК), можно не писать, а просто сделать это. И дальше донести устно до другой стороны, что так можно и дать ссылку на закон. То есть первый пункт у нас неинформативен и не добавляет смысла. Убираем.

По сути п. 1 дублирует и раскрывает п. 2 в плане конклюдентных действий. Поскольку нам важен не факт написания о том, какой будет акцепт, а совершить такое действие, то я бы тоже это убрал.

Акцепт по смыслу закона должен быть полным и безоговорочным — иного толкования быть не может, иначе это новая оферта.

п. 3 — Согласен полностью: об этом необходимо договориться, чтобы не было разночтений, но позволю себе сократить. И назначение платежа, конечно же, необходимо писать.

п. 4 Легкая редактура. Все по делу.

п. 5. Срок всегда предполагает конец, поэтому я убрал "срок окончания”. Иногда предлоги тоже не очень информативны, в нашем случае это "через”. Я его тоже убрал. "Срок работ 10 дней" выглядит информативно и коротко. А вот момент, с которого начинается срок всегда нужно указать: иначе это огромное поле для разночтений. Это начало у нас установлено в п. 4. Мы логично ссылаемся на него.

п. 6. Все логично, просто слегка корректируем для облегчения восприятия.

п. 7. Доставка самовывозом выглядит не очень логично. Если доставка — значит силами исполнителя. Самовывоз — силами самого заказчика. Просто пишем, где находится место передачи.

Положение о доверенности имеет исключительно информативный характер с элементами дисциплинирования. Об этом можно уведомлять, например, в смс, если используется такой формат оповещения или по телефону. От ЮЛ все, кроме директора, должны использовать доверенность. Тут не претендую на свою правоту — если заказчику так удобно, чтобы не было конфликтов, что товар не желает отдавать некоему третьему лицу, значит эта формулировка имеет место быть. Я бы не стал писать, но документ не мой лучше оставлю её.

п. 8. Не забываем про законные положения о гарантийном сроке и сроке на принятие товара. В договоре отсутствует гарантийный срок — значит он у нас по закону 2 года (ст. 724 ГК РФ). Но принятие товара — в момент подписания акта. С учетом того, что у нас оба субъекта являются предпринимателями, то все ок, если будет потребитель — суд в 99.9% встанет на сторону последнего и будет указывать, что условия на принятие и срок товара несправедливые.

Если понравилась форма — вот ссылка на скачивание.

А вы что скажете? Какой вариант конкретно вам было бы удобнее использовать?

3333
29 комментариев

Да ёлки-палки. Отстаньте уже от счетов. В 99 случаев из ста контрагенты присылают нормальные счета, а потом находится какой-нибудь оптимизатор, который "я художник, я так вижу". Их по нормальному не распознаёт банковское приложение, приходится руками реквизиты перебивать, а ещё искать, куда нужные цифры на этот раз запихнули. Особенно доставляет, когда такие альтернативно мыслящие деятели присылают счета в виде отсканированной картинки, так что даже копи-пейст не работает.

Блин, вот вам для чего счёт? Чтоб деньги получать, или чтоб выпендриваться, прививать всем своё альтернативное чувство прекрасного и "доносить устно до другой стороны, что так можно"?

11
Ответить

Лайфхак: айфоны нынче умеют копировать текст даже с картинки. Стал ненавидеть счета в jpeg чуть меньше.

Ответить

Что с выравниваем чисел в ячейках таблицы (количество и стоимость)? Почему они по левому краю? Должно быть по правой стороне.

И что со значением копеек у рублей? Кажется их 100 в рубле, а не 1000.

7
Ответить

Простите, а кто кому должен, не пойму?
Мне так нравится)
А где вы копейки увидели? Я точкой отделил тысячи от сотни)

2
Ответить

Я не догнал, было на 1 листе, а стало на 2 листах же

6
Ответить

Вообще счет-оферта никакой юридической силы не имеет пока его не подпишут две стороны, что на моей практике никогда не происходило. Да и счет особый силы не имеет - можно писать что угодно и на чем угодно.

Разумеется, почти все формулировки нерелевантны относительно настоящего договора. А так да.. Красивенько

1
Ответить

Я с вами не согласен в корне. Счёт необходим для указания реквизитов, куда следует направить денежную сумму для оплаты договора.

Далее читаете п.3 ст. 438 ГК РФ, где находите строчку, что уплата суммы является акцептом.

Акцепт оферты согласно п.1 ст. 433 ГК — момент заключения договора.

А вот формулировки о том, что договор считается подписанным с «момента подписания обеими сторонами» вы ни в каком законе, увы, не найдёте.

В чем нерелевантность формулировок? В том, что вы привыкли к занудному, сложному и ненужному канцеляризму в договоре?

6
Ответить