Природная тематика в маркетинге: идеи для применения

Зима близко! Поэтому мы решили подготовить материал, который порадует глаз обилием зелени: рассказываем об экологичности в маркетинге, природном оформлении торговой площади и тематических акциях. С примерами и иллюстрациями.

Природная тематика в маркетинге: идеи для применения

Экологичность и брендинг

Тема экологичности значительно популяризировалась в маркетинге за последние годы. Однако далеко не все "зеленые" инициативы экологичны на практике.

"Greenwashing" - имитация компанией экологичности с целью получения выгоды. Это могут быть инициативы по переработке, ведущие "в никуда", обманчивый нейминг, дизайн и т.д. Предлагаем вам ознакомиться с распространенными примерами «гринвошинга», чтобы не повторять данные ошибки:

- "Эко", "био", "органик" -позиционирование

В связи с тем, что в России термин "экологичный товар" не закреплен на законодательном уровне, многие бренды "обыгрывают" тему экологии и природы.

"Природный", "экологичный", "натуральный", "органический", "фермерский", "зеленый" - лишь небольшой набор эпитетов, формирующих образ продукта, но мало связанных с его содержанием.

Так, компании "Чистая Линия" и "Yves Rocher" являются лидерами по узнаваемости в сегменте натуральной, органической косметики, однако не соответствуют стандартам такой продукции.

- "Экологичная" тара

Бумажные стаканчики и пакеты выглядят экологичной альтернативой пластику. Тем не менее, бумажное производство расходует в 20 раз больше воды, а бумажный стаканчик вовсе не подлежит переработке из-за слоя полимера, не пропускающего жидкость.

Производство шопперов требует огромного объема воды. The New York Times подсчитали, что окупится такое приобретение только на 54 год использования.

- Переработка

С переработкой продукции связано множество неприятных историй. Например, скандал вокруг инициативы "Garment Collecting" от H&M - в 2017 году выяснилось, что в течение 4 лет компания сожгла более 60 тонн нереализованной одежды.

"Чистая линия" в описании одной из товарных позиций называет фантастические цифры: "Мы закупаем 100% возобновляемую электроэнергию..., а также направляем 100% производственных отходов на переработку...".

Вывод

Экология – животрепещущий вопрос, требующий пристального внимания. В английском языке есть поговорка, описывающая подобные сложные вопросы: "There are no solutions, only tradeoffs" - "Решений нет, только компромиссы".

Позиционирование бренда как экологичного требует ответственности. В противном случае имидж компании окажется в зоне риска.

Оформление торговой площади

Природная тематика широко используется не только в брендинге, но и в оформлении залов. Рассмотрим преимущества использования природных мотивов в оформлении торговых залов:

1. Универсальность

Подходит для большинства типов бизнеса вне зависимости от направленности и реализуемой продукции. Это могут быть не только аптеки, экомагазины или заведения общепита.

Универсальность объясняется разнообразием природных форм – сюда относятся не только растения и животные, но и объекты неживой природы (природный камень, вода, погодные явления, пейзажи…).

2. Ассоциативность

Для подавляющего большинства клиентов природа = приятные ассоциации. Это может быть поездка в деревню к бабушке в детстве, запоминающееся путешествие за границу, захватывающие фильмы, фотографии и арты.

3. Многоканальность

Природная тематика открывает множество возможностей для использования приемов сенсорного маркетинга.

Многообразие звуков природы (пение птиц, шелест листвы, ветер, шум прибоя) может быть использовано для создания звукового фона и необходимой атмосферы в торговом зале.

Аромамаркетинг в большинстве случаев основан именно на природных запахах – хвойные деревья, цитрусовые, свежесть, цветы. Доступность натуральных эфирных масел позволяет каждому использовать природные ароматы даже без специального оборудования.

4. Разнообразие

Большое количество способов применения в различных сферах (подробнее в следующем разделе). Также – множество вариантов растений, природных материалов, звуков и запахов позволят подобрать идеальную комбинацию.

5. Спокойствие

Зеленый цвет применяется в маркетинге для создания ненапряженной, спокойной атмосферы. Комбинируя элементы сенсорного маркетинга, можно создать настоящий островок природы посреди мегаполиса (пример - https://t.me/consigliere_centre/93). Такая обстановка безусловно запомнится клиентам, в особенности на контрасте с шумом и серостью крупных городов.

6. Уют

Наличие ухоженных растений в помещении или продуманное использование растительных материалов в дизайне демонстрирует, что вы заботитесь о торговой площади и клиенте.

Это подсознательный сигнал, ведь живые растения требуют постоянного ухода, внимания и времени. Однако даже в случае с искусственными аналогами приятно видеть, что владелец заботится о декоративной составляющей пространства.

Способы оформления:

· Оформление фасада

Чаще всего оформляются входные группы, скаты окон, навесные конструкции, а также стены.

Популярное решение для входных групп – размещение небольших клумб с цветами или небольших деревьев в кашпо. Второй вариант выглядит более солидно и требует немного меньше ухода. Среди сортов деревьев спросом пользуются морозоустойчивые сорта кипариса, хвойные, реже – декоративные кустарники.

На скатах окон и в подвесных кашпо размещают ампельные (свисающие) растения. Как правило, они достаточно неприхотливы, зато визуально озеленяют большую площадь. Вьющиеся растения вроде винограда и хмеля используют для декорирования беседок, летних веранд и террас.

Природная тематика в маркетинге: идеи для применения

Для стен вариантом является отделка природным камнем, деревом, использование вьющихся растений (например, плюща, который хорошо «цепляется» за любую поверхность).

Помимо природных материалов и растений в оформлении можно использовать природные орнаменты различных видов.

· Внутренняя отделка

Распространенная ошибка – использование фотообоев с пейзажами. Зачастую они слишком пестрые, режут глаз клиента, отвлекая его от самого главного – процесса шоппинга и расположенных на витринах товаров.

Внутренняя отделка с использованием природных массивов заключается прежде всего в создании нейтрального фона. Так, «Летуаль» зачастую выкладывает стены бамбуком или мхом. Чаще всего такой ход применяется для отделов с органической косметикой.

В примере по ссылке выше владельцы магазина пошли дальше – пол в магазине экопродукции выложен соломой. На удивление, при этом он совсем не скользит, а при ходьбе вместо приевшегося стука плитки слышится приятный шорох.

Самый сложный момент во внутренней отделке – потолок. Природных решений для оформления потолка встречается не так много. Одна из интересных идей была замечена в ресторане «TheБык» – ребята превратили потолок в морское дно с камешками и свисающими вниз «водорослями» - получилось эффектно!

Природная тематика в маркетинге: идеи для применения

· Зонирование

Даже при отсутствии физических границ между отделами, их можно "разделить" визуально при помощи оформления. Границы можно провести при помощи различных видов внутренней отделки, комбинации природных элементов и традиционных методов разграничения.

Достаточно простой пример из магазина «Перекресток», где искусственные растения играют роль ширмы, отделяющей ресторанчик от торговой площади, попутно закрывая трапезничающих посетителей от завистливых взглядов из зала.

Природная тематика в маркетинге: идеи для применения

· Оформление стендов, витрин, стеллажей

Живые и искусственные растения можно использовать для обрамления витрин или отдельных секций, создания поверхности для расстановки товара. Идеальный вариант для экопродукции.

Зачастую полку с продукцией выстилают искусственной травой или мхом, создавая прямую ассоциацию между продуктом и природой. Все зависит от вашей фантазии – из витрины можно сделать целую диораму по природным мотивам.

Природная тематика в маркетинге: идеи для применения

Маркетинговые акции, связанные с природой

Для тематических акций, связанных с природой, поводов более чем достаточно. С полным списком праздников можно ознакомиться по ссылке (https://herzenlib.ru/ecology/ecology_calendar/). Рассмотрим самые значимые из дат и потенциальные идеи для акций:

- 27 февраля – Международный день полярного медведя.

Существует ряд фондов, занимающихся охраной данных животных – попробуйте скооперироваться с ними. Проведите маркетинговые акции с соответствующей символикой, в особенности если мишка является маскотом вашей компании или товарной линейки.

- 26 марта – Час земли.

Если ваш бизнес транслирует принципы заботы об экологии, серьезным шагом будет присоединение к часу земли (или хотя бы частичная экономия электроэнергии в обозначенное время).

- 24 апреля – Всемирный день защиты лабораторных животных.

Лучшее время напомнить клиентам о том, что ваше производство не тестирует продукцию на животных и привлечь внимание к данной проблеме.

- 5 июня – Всемирный день окружающей среды.

Продвигайте экологичные инициативы: отказ от печати чеков, сдачу вторсырья.

- 23 июля – Всемирный день китов и дельфинов.

В зависимости от географии вашего бизнеса праздник может быть весьма актуален – продемонстрируйте клиентам заботу о родном крае, напомнив о правилах пользования водными ресурсами.

- 3 суббота августа – Всемирный день бездомных животных.

Скооперируйтесь с фондами и организациями, оказывающими помощь бездомным животным для проведения совместных акций. Например, пожертвуйте небольшую долю выручки с определенной товарной позиции.

- 15 сентября – Российские дни леса.

В особенности если точка расположена поблизости лесопарковых зон, расположите в зале печатные материалы с напоминанием о правилах безопасного и экологичного отдыха. Продемонстрируйте, что ваш бизнес заботится о процветании района, населенного пункта.

- 11 ноября – Международный день энергосбережения.

Еще один повод обратить внимание общества на проблему безответственного потребления энергии. Продвигайте энергосберегающую продукцию и принципы энергосбережения.

Помимо глобальных праздников существует и ряд региональных. Например, 26 мая на Алтае празднуется день снежного барса. Используйте региональную экоповестку в зависимости от географии вашего бизнеса.

Вывод

Природная тематика широко применяется в маркетинге. В первую очередь, речь идет об экологических инициативах – экопродукции, экологичной таре, переработке и т.д. Важно ответственно подходить ко внедрению подобных практик, чтобы избежать удара по репутации.

Вместе с тем оформление торговых площадей с использованием природных мотивов несет ряд преимуществ: универсальность, ассоциативность, создание спокойной и уютной атмосферы. Сфер реализации множество: от оформления входной группы до внутренней отделки, декора витрин и стеллажей, скатов окон и подвесных конструкций.

1818
12 комментариев

Вот что что, а с зеленью интерьер лучше смотрится))

9

Полностью согласны!

4

Сразу как красиво и свежо! 👍🏻

5

НЕ РЕКЛАМА!
Спешил, не было времени фотографировать без названий, марок и проч. Но взглядом поймал - сразу смотрю как в примере оформили, травку постелили

3

Отличный пример! И как раз с органическим товаром.

1

для оформления прям нравится)

3

Тема зелени в маркетинге в РФ не раскрыта, хотя это всегда миленько и подсознательно вызывает комфорт

2