Новое – это хорошо забытое старое. Больше, чем бизнес: как Dr.Head вывел продажи винила на новый уровень

В современном мире все движется к упрощению и цифровизации, в которых уже не так много «романтики», как в разговорах по домашнему телефону или походах в библиотеку. Несмотря на это, мы все же стараемся оставлять рядом с собой что-то «теплое» и осязаемое. Например, пластинки и виниловые проигрыватели, которая с каждым годом становится все популярнее. Поэтому в этот раз в рамках рубрики «Больше, чем бизнес» мы решили немного углубиться в вопрос растущей популярности аналоговых носителей и будущего рынка винила в России. Своим мнением и прогнозами с нами поделились эксперты Dr.Head, магазина аудиотехники и винила.

Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Новые масштабы спроса и предложения

Спрос и отношение слушателей к аналоговому звуку динамично меняется ежегодно. Согласно данным исследования М.Видео-Эльдорадо на 2022 год, более чем на четверть вырос спрос на виниловые проигрыватели относительно второго квартала прошлого года и в 2,2 раза в сравнении с тем же периодом 2020 года.

Я связываю рост популярности физических носителей с тем, что большинство слушателей наигралось с удобствами Bluetooth и музыки по Wi-Fi, и обратилось к качеству звука. Безусловно, этим качеством обладает виниловая пластинка. Также не надо забывать про эстетику всего того, что связано с винилом. Если вы обратите внимание, то заметите, что почти в каждом известном голливудском (и не только) фильме присутствует эпизод с проигрывателем винила. Но мало кто в кадре пользуется музыкой с Bluetooth.

Вячеслав Гоголадзе
Ведущий категорийный менеджер направления «Винил» сети магазинов аудиотехники Dr.Head
Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Пока рос спрос, увеличивалось и предложение. Это увлечение стало в разы доступнее, благодаря чему пошло в массы и привлекло внимание более молодых слушателей. Сегодня подобрать технику можно в любом ценовом сегменте, например, стоимость нового проигрывателя начинается от 10 000 руб., когда раньше приходилось делать выбор между б/у техникой и вертушками за десятки тысяч рублей. Наличие винилового проигрывателя перестало быть чем-то экстраординарным и скорее обрело статус «нормы».

Когда в Dr.Head появился винил (5 лет назад), возрастная категория покупателей была строго 45+. Сейчас ситуация с возрастом аудитории кардинально изменилась — это 16+. Молодые люди сегодня прекрасно разбираются в любой музыке, начиная с конца 60-х и до границ нашего времени. Современные коллекционеры винила любят музыку, знают ее, активно заказывают и слушают. Видимо, музыка так работает: возраст и социальный портрет человека ей совершенно не важны.

Вячеслав Гоголадзе
Ведущий категорийный менеджер направления «Винил» сети магазинов аудиотехники Dr.Head

Согласно данным Коммерсанта, объем ежегодных продаж в России новых виниловых дисков отечественного и зарубежного производства составляет от 400 тыс. до 1 млн. копий в год. При этом за два последних года продажи винила в России выросли примерно на треть, а на территории страны продолжают открываться собственные производства.

Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Порог входа в мир аналогового звучания

Один из часто задаваемых вопросов среди начинающих слушателей: стоит ли сразу инвестировать крупные суммы в технику или же приобрести starter-pack для новичков и этого будет достаточно?

Если это ваш первый проигрыватель, то большие затраты нецелесообразны. Как и во всем, здесь должна присутствовать последовательность и поступательность в движениях. Начать можно с обычного проигрывателя с диапазоном стоимости от 10-20 тысяч рублей, либо с комплекта (проигрыватель + усилитель + пара колонок). Если дальше вас «втянет» (вы это почувствуете), то начнете строить свою собственную систему из более дорогих компонентов. И предела совершенству в этом процессе, поверьте, не существует.

Вячеслав Гоголадзе
Ведущий категорийный менеджер направления «Винил» сети магазинов аудиотехники Dr.Head

3 совета новичкам от Dr.Head

Если в вашем окружении все еще нет тех, кто помог бы советом и подсказал, с чего начать, то вы всегда можете обратиться к специалистам Dr.Head. Вот несколько советов для новичков, которыми эксперты поделились с нами:

Музыка на первом плане

Не задавайтесь вопросом, почему звук на виниле работает особенным образом, на первом плане должна оставаться все-таки музыка. Не стоит добиваться того, чтобы ваше хобби превратилось в увлечение звуком, потому что в этом случае велик шанс забыть про музыку вовсе. Но, конечно, звук должен быть достойным, иначе зачем вам проигрыватель винила?

Лучше один раз услышать, чем сто раз прочесть

Прежде чем собирать кастомную звуковую систему и вкладывать большие суммы в дорогую технику, узнайте, как это «должно звучать». Сделать это можно в магазинах Dr.Head. Слов и букв в описаниях к технике, как правило, бывает недостаточно. Это нужно не прочитать, а именно услышать, пропустить через себя. Когда у вас появится новый эталон звука, вы начнете понимать всю разницу между винилом и другими источниками. В дальнейшем вы всегда будете сравнивать все услышанное с этим эталонным звучанием, поскольку так устроен человеческий мозг и психика.

Уделяйте время уходу

Любой физический носитель требует бережного хранения и обращения, особенно — виниловые пластинки. Поэтому, если вы хотите сохранить коллекцию в целостности и сохранности на долгие годы и даже десятилетия, следуйте этим простым правилам:

  • Храните пластинки вертикально в боксе или отдаленном от солнечных лучей стеллаже, чтобы избежать деформаций винила и выгорания обложек;
  • Чтобы предотвратить износа обложки, пользуйтесь дополнительными конвертами;
  • Внутренние бумажные конверты со временем разрушаются и забивают звуковые дорожки, поэтому, чтобы сохранить качество звука, меняйте оригинальные бумажные конверты на полиэтиленовые. Особенно если речь идет о винтажных пластинках;
  • Перед прослушиванием избавляйтесь от пыли на пластинке с помощью специальной щетки.

Инвестиции в музыку

Кто-то отдает б/у винил чуть ли не даром. В то же время цена на коллекционные издания или релизы, выпущенные ограниченным тиражом, во время торгов на аукционах может доходить до шестизначных чисел.

Так, например, альбом Джона Леннона Double Fantasy с автографом исполнителя и отпечатками пальцев его убийцы был продан анонимному покупателю в 1999 году за $150 000, который недавно выставил пластинку на продажу снова, но уже за $600 000. К альбому также прилагаются: свидетельство владельца, благодарственное письмо прокурора, полицейские отчеты и экспертиза отпечатков пальцев Дэвида Чепмена – убийцы Джона Леннона.

Существуют исполнители, которые не имеют широкой известности, но при этом являются востребованными в андеграундной среде. Например, Frank Zappa, его записи редко стоят дешевле 7000 руб., а культовые альбомы вроде Joe’s Garage на 3 пластинках, можно приобрести только с рук на аукционах. Мейджор-лейблы не берутся за издание таких пластинок большими тиражами. Однако это никак не способствует снижению цены на винил. Наоборот, за счет ограниченного тиража возникает ограниченное предложение, спрос на которое может быть быть в разы больше.

Вне зависимости от того, записи каких исполнителей вы приобретаете, по мере того, как вы расширяете свою коллекцию и «инвестируете» в аналоговый звук, вместе с этим растет и ваш капитал.

Наиболее выгодным вложением считаются раритетные или первые издания альбомов, которые принято называть «первопрессом».

Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Например, настоящей редкостью считается альбом Led Zeppelin «In Through the out Door», который был выпущен с шестью разными оформлениями конвертов. Каждая из шести обложек – «взгляд» шести человек со стороны, находящихся в баре, на седьмого – «Джона».

Имя выбрано неслучайно, оно было взято из английского выражения «Dear John letter». Идиома обозначает письмо женщины к мужчине с новостью о разрыве их отношений. Таким образом, «Джона» бросила женщина, в связи с чем он и запивает свое горе в баре.

При этом покупатель при покупке не мог видеть, с каким оформлением ему достанется альбом. Это был маркетинговый ход одного из участников группы – Джимми Пейджа. Фанаты в 1979 году отчаянно пытались найти все шесть версий, а сегодня коллекция стоит целое состояние.

Будущее музыкального рынка России

Очередной рост спроса на аналоговых носителей стали ожидаемыми в марте этого года после отказа зарубежных исполнителей размещаться на российских стриминговых сервисах. В связи с этим некоторые лицензионные релизы можно послушать исключительно на виниле. Так, например, в апреле 2022 года был выпущен альбом Red Hot Chili Peppers – Unlimited Love, который впоследствии стал самым продаваемым альбомом года по данным Dr.Head. Также в этот топ вошли: «Animals» Pink Floyd и «Older» Джорджа Майкла.

Среди фанатов аналогового звучания в сети все чаще начало обсуждаться возвращение на рынок фарцовщиков – торговцев, которые занимаются незаконным импортом и продажей вещей. Как оказалось, бояться совершенно нечего.

Уверен, что до фарцовщиков дело, конечно, не дойдет. Виниловой индустрии и слушателям интересны большие объемы, новинки. В магазинах Dr.Head за прошедший год ситуация в корне не изменилась: на полках всегда есть суперновинки, за которыми мы следим и старательно привозим. Тем же самым планируем заниматься и в будущем году.

Вячеслав Гоголадзе
Ведущий категорийный менеджер направления «Винил» сети магазинов аудиотехники Dr.Head

От магазинчиков в подвалах до двухэтажного музыкального магазина в самом центре Москвы

За время своего существования Dr.Head успели открыть несколько магазинов, один из которых занимает два этажа в самом центре Москвы. Это символично, ведь именно там — на Новом Арбате, в советские годы располагался культовый не только среди москвичей, но и всех жителей СССР, музыкальный магазин «Мелодия». Он был местом притяжения среди тех, кто хотел услышать что-то новое.

Когда «Мелодия» закрылась, продажи винила переместились в основном в небольшие полуподвальные частные магазины. С начала нулевых спрос начал потихоньку расти, а в 2007 году открылась первая торговая точка Dr.Head.

Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Первый московский магазин Dr.Head был небольшим пространством в Перово, но уже там можно было тестировать и слушать всю технику. Аудитория начала расти и все больше интересоваться качественным звуком, магазин переехал на Новый Арбат, 15. Сначала мы занимали небольшое пространство, но и там стало тесно со временем. Поэтому мы решили снова расширить пространство: добавить огромную и стильную зону High End аппаратуры, профессиональную студию звукозаписи, комнаты прослушивания, виниловый отдел и многое другое.

Денис Турыгин
Руководитель PR-направления в сети магазинов Dr.Head

Удобство и безопасность в мелочах

Развитие электронной торговли способствовало развитию и музыкальной индустрии. Значительная часть продаж перешла в онлайн, что упростило процесс покупки для тех, кто не может посетить офлайн-магазин или предпочитает просто доставку товара на дом.

На сайте Dr.Head новые альбомы исполнителей можно заказать уже почти сразу после официального релиза или сделать предзаказ. Если говорить про регионы, то несмотря на то, что в небольших городах местные магазины продолжают свою деятельность, выбор все же остается весьма ограниченным, особенно, если речь идет о музыкальной технике. Поэтому приходится обращаться к доставке, например, из Москвы или Петербурга.

Однако при оформлении крупного и дорогостоящего заказа у покупателя могут возникнуть следующие мысли: «Заказ не доставят», «А вдруг мошенники?» и т.п. Поэтому наглядная безопасность, прозрачность и удобство процесса онлайн-оплаты – крайне важные факторы как для покупателя, так и для самого магазина, которые обеспечивает сервис от CloudPayments.

CloudPayments — отличное решение, удобное, безопасное и дружелюбное для пользователя. Это надежный и современный процессинговый сервис, через который комфортно совершается онлайн-оплата. Безусловно, удобная и безопасная оплата — это важная часть работы магазина, которая напрямую влияет на доверие клиентов и количество совершенных заказов, и сервис CloudPayments позитивно влияет на конверсию сайта doctorhead.ru. Мы довольны сотрудничеством с сервисом, намерены его продолжать и развивать.

Артем Тухватуллин
Руководитель розничного дивизиона сети магазинов аудиотехники Dr.Head

Если вы дочитали этот текст, то, скорее всего вам пришлась по душе рубрика «Больше, чем бизнес». Она отражает не только особенности проектов, о которых пишем, но и подход компании CloudPayments к работе с партнерами. Главная цель — быть бизнес-партнером, благодаря которому компании больше заработают. Но не менее важно помогать делать продукт лучше, отлаживать процессы и поддерживать прозрачную коммуникацию.

Мы гордимся нашими мерчантами, потому что их продукты делают жизнь клиентов проще и удобней. Пересечение цифры, людей и процессов – в этом основной ауткам нашей коммуникации с партнерами. А чтобы вам удобней было искать наши тексты о них, следующие материалы рубрики будут выходить с хештегом #большечембизнес.

Светлана Орлова

Head of PR CloudPayments

88
6 комментариев

Любители ламповых искажений на месте? Ничего что звук на исходную пластину для печати пишется не напрямую "от исполнителей", а через цифровые тракты? Ой... надеюсь никого не разочаровал в этой рекламе))

2

Забавно: вдруг поняла, что последний раз слушала виниловую пластинку в глубоком детстве, это была сказка «Алладин и 40 разбойников» со Смеховым и Никитиными. А тут целая культура!

Правильно понял, что в России есть производители виниловых пластинок? Речь про "Мелодию"?

эх сейчас бы взять с собой пластинку в дорогу и в машине послушать.... сугобо нишевый продукт, как и был всегда

Берите патефон - в дороге не очень, но на вынужденной остановке и без электричества - будет самое то ;)

Если это новые пластинки, то от куда берут звук для записи? ;)