Как запустить подкаст без прогретой аудитории и гроша в кармане

С самого детства меня буквально преследовало радио – в поездках с родителями на дачу, во время сборов в школу, записи моего и подружкиного «прекрасного» пения на магнитофон, Митрофанова, Бачинский и Стиллавин в наушниках на уроках… Какое-то время я мечтала стать радиоведущей, но это быстро прошло. Шло время, на иностранных радио и в выпусках Василия Стрельникова я услышала неведомое слово «подкаст», оно не значило для меня НИ-ЧЕ-ГО, я считала это просто записью выпуска для тех, кто не успел его послушать в прямом эфире. Потом появились целые приложения для подкаста в смартфонах и… это меня совершенно не интересовало до тех пор, пока не закрыли того-что-нельзя-называть с картинками (меня раздражает делать идиотскую сноску, поэтому я упомяну ее один раз в таком виде и забудем) , где я вела свой блог о растениях в комнатных джунглях. Передо мной стал мучительный выбор куда перемещаться – в ВК я не хотела, в Телеграм я не представляла типичные посты с картинками. И тут меня вдруг накрыла мысль – а что у нас с такой нишей, как подкаст по моей растениеводческой теме? После небольшого сканирования, я выяснила, что она фактически пуста. Решено!

Лого нашего подкаста
Лого нашего подкаста

Первые шаги

Для любого подкастера важно определиться с темой. В моем случае, это было легко и просто; в вашем случае предлагаю весьма простой метод накидывания любых приходящих в вашу голову тем. Вычеркивайте те, что вам не очень нравятся или слишком изъезжены, или вы в них вообще не разбираетесь.

Подумайте над форматом — вы будете говорить единственным ведущим? Позовете гостей? Быть может, вы хотите говорить с вашим другом или компанией друзей? Определитесь с форматом и придерживайтесь его хотя бы в одном сезоне, чтобы слушателям было понятно, чего ожидать.

Определившись с темой и ведущими, накидайте план на 5-7-10 подкастов наперед и частоту их выходов.

Базовое оборудование и бюджет

Первое о чем я задумалась, это разумеется, стоимость входа в это медийное пространство. Оказалось, что при большом желании и наличие смартфона это бесплатно. При такой бомж-стайл записи вам потребуется гарнитура или… носок (для сглаживание звучания голоса). И самое главное – это тишина: уходите в комнату, закрывайте двери и окна, вешайте табличку «идет запись» на дверь, потому что все посторонние звуки будут очень ярко слышны в записи и будут резать слух вашим слушателям. Наш трейлер и первый выпуск записаны на телефон в носке, спрятанный между штанинами в платяном шкафу. Моя собственная Нарния :)

Следующим шагом моего становления подкастерки стал петличный микрофон. Звук, конечно, стал немного лучше, чем в платяном шкафу, но все равно не очень приятный. Спустя пару месяцев я купила стриминговый микрофон Trust GXT с разъемом USB, что удобно для подключению к ноутбуку. Самый основной момент, о котором стоит помнить при выборе микрофона, это его подключение (USB или XLR, для которого нужна дополнительная звуковая карта) и способ записи – конденсаторный (достаточный для подкастов) или динамический.

Этим микрофоном пользуюсь сейчас
Этим микрофоном пользуюсь сейчас

Отдельного упоминания достоин поп-фильтр – устройство, которое помогает заглушать взрывные звуки типа «П» и «Б». Именно таким фильтром изначально может стать носок, а в дальнейшем специальное небольшое круглое устройство перед микрофоном (или включенное прямо в микрофон) .

А вот моя со-ведущая использует гарнитуру iPhone, и она также отлично зарекомендовала себя.

Логотип

Если вы зайдете на любую площадку подкастов, то столкнетесь с огромным выбором тем и направлений. Как же обратить на себя внимание? Конечно, с помощью яркого уникального логотипа, отражающего тему вашего подкаста. Мы использовали прекрасную программу Канва (теперь она не работает с Россией, но у нас есть VPN) со множеством бесплатных шаблонов и большим выбором текстов на кириллице. Спустя некоторое время мы перерисовали наш логотип у дизайнера – это были наши первые денежные вложения в подкаст, 500 рублей.

Сценарий выпусков

О да, тут мы хорошенько так споткнулись на первом эпизоде! Мы посчитали, что читать с листа и вообще писать сценарий – это не для нас, мы и так красотки, и всё сходу устроим. Как бы не так! Первый эпизод мы перезаписывали трижды, сначала без плана мы ушли неизвестно куда в своей болтовне, все было бессвязно и неинтересно. Потом что-то случилось со звуком второй дорожки. И наконец с третей попытки, с расписанным по ролям сценарием, мы наконец записались. В дальнейшем мы не повторяли подобных оплошностей: к каждому выпуску у нас есть продуманный и прописанный план разговора, при этом мы не читаем с листа, а лаконично разговариваем друг с другом в определенной теме, и мне кажется, только так и может звучать хороший подкаст, с естественными шутками, комментариями.

Обычно мы также используем классическую модель «конфликта» — каждая ведущая придерживается своей точки зрения по теме и отстаивает ее в разговоре. Также нам нравится вариант с приглашенным экспертом, пока у нас таких выпусков только 3, но это отличная возможность сделать коллаборацию с кем-либо интересным лично вам, а слушателям – послушать другое мнение. Наш последний выпуск это разговор с невероятно крутым проектом «Простые вещи», у которых есть цветочная мастерская для людей с ментальными особенностями.

Джингл

Джингл – это музыкальная отбивка, которую вы слышите вначале любого подкаста перед приветствием ведущих (также она бывает и в конце выпуска) . Идеально, если вы сочиняете музыку и можете написать что-то под свой подкаст сами, однако мало кто так может, благо сейчас много ресурсов, которые позволяют скачать простую музыку с открытой лицензией (то есть вам не нужно платить за ее использование) . Чаще всего мы берем звуки с сайта zvukipro.

Сначала мне казалось логичным использовать один и тот же джингл на все выпуски, но потом я поняла, что мне нравится ставить разную музыку для разных тем, короче говоря, разные звуковые вибрации отзывались у меня по-разному, поэтому в каждом выпуске «Сажай это полностью» вы слышите разные отбивки.

Запись

Мы всегда записывались, не находясь в одном помещении, и использовали следующую схему: берем ноутбук, открываем Телеграм, звоним друг другу, в ушах наушники, перед носом микрофон, записываемся в программе Audacity (у каждого говорящего – она своя) , получаем две отдельные дорожки, идеальные для монтажа. Программа Audacity бесплатная и очень простая, вы с легкостью можете найти пошаговую инструкцию ее использования в интернете. В ней же мы сначала и монтировали выпуск.

Монтаж

Это самая время затратная и, лично для меня, нудная часть работы над подкастом. Мне очень повезло с моей соведущей – Даше нравится монтировать и доводить звук до идеального, а мне – писать сценарии. Это разделение удерживает нас на плаву уже больше 9 месяцев, если бы мне пришлось самостоятельно монтировать каждый выпуск, я бы забросила подкаст уже через пару эпизодов. Конечно, важно, чтобы изначальная запись была качественная, но когда два или несколько человек самозабвенно болтают на интересную им тему, то звуки «эээ», «типа» и прочие языковые костыли возникают довольно часто. И это всё нужно вырезать, а чтобы это вырезать, нужно сначала всю запись прослушать, совместить 2 дорожки, а потом по нескольку раз прослушивать нужные моменты, чтобы вырезание не задевало речь ведущего. У нас на монтаж 30-минутного подкаста в среднем уходит часов 12.

Мы монтируем в той же программе, что и записываем – Audacity – но, пожалуй, лучшей программой можно назвать Adobe, в ней множество фичей, которые помогают чистить звук от лишних шумов. Крайне не рекомендую ровнять звук двух дорожек вручную с помощью кнопок громкости, так как на разных устройствах условно выровненный звук будет все равно слышен по-разному.

В целом в монтаже нет никаких сложностей, кроме длительной скрупулёзной работы: когда я завершаю монтаж выпуска, меня от него почти тошнит.

Где размещать подкаст?

Перво-наперво вам нужно знать, что просто залить подкаст куда-либо по принципу размещения постов в социальных сетях нельзя. Необходимо создать так называемый RSS-поток на хостинговом сайте, с которыми связываются все площадки с подкастами, забирая оттуда выпуски. Мы стартанули с очень классного Anchor, который свернул свою деятельность в России буквально через несколько дней после нашей регистрации там. Пришлось срочно искать и мигрировать на другой хостинг, в данный момент мы размещаемся на Castbox. В начале пути вашего подкаста вам придется связать все подкаст приложения с хостингом, а в дальнейшем вам нужно будет просто загружать новый выпуск на хост-сайт и всё. Привязка на разных площадках происходит по-разному, ниже расскажу про самые популярные. Основное в этом процессе это то, что вам нужно будет сохранить RSS Feed ссылку и вставить ее на площадках, подтвердив, что именно вы, владелец этого подкаста.

Загрузка подкаста на Яндекс Музыку происходит через заявку на их сайте. Там все очень просто и понятно, анкета на несколько предложений. Утверждение занимает несколько рабочих дней. Загрузить в Apple Podcast возможно через их сайт и под личной ID или зарегистрировавшись там же. Самое главное помните, что ваш логотип для выгрузки в Эппл должен быть минимум 1400х1400 пикселей, иначе картинка не загрузится. Сюда всё подтягивается с хостинг сайта, поэтому важно заполнять все поля правильно на хостинг площадке. Сбер Звук регистрирует подкаст по письму на их электронную почту podcast@zvuk. com.

Хостинг-сайты по большей части бесплатные, но если вы хотите тщательно отслеживать свою статистику на всех возможных сайтах с подкастами по многим показателям, то вам придется немного раскошелиться. Я смотрю статистику на самых популярных площадках вручную.

Продвижение

Его нет, а вернее нет какого-то простого метода, который поможет вам запросто набрать множество подписчиков. В этом в том числе виновато то, что в России многие вообще не знают, что такое подкасты. В опросе ВЦИОМ от 2020 года 61% опрошенных вообще никогда не слышали такого понятия. Более новые исследования называют подкасты растущим и активно развивающимся рынком, за последние 5 лет интерес к ним в поиске Яндекса вырос в 5 раз, а количество слушателей перешагнуло порог в 16 млн человек.

Основные 2 метода, которые используем мы для продвижения, это фичеринг и кросс-промо. Если с последним все довольно понятно – записался с кем-то известным, получил новых подписчиков – то с первым все чуточку сложнее. Фичеринг – это размещение подкаста на первой странице приложения или в любых других подкастных подборках. Обычно он бесплатный. На разных сайтах свои условия «попадания» в фичеринг: на Яндексе необходимо иметь минимум 100 подписчиков прежде, чем подавать заявку; на Apple заявка пишется в определенной форме не менее, чем за 2 недели до желаемой даты и никакого ответа они не дают; Podcasts. ru нам отказали, сославшись на не идеальный звук наших записей (для размещения необходимо писать в личку в телеге главреду площадки) ; SoundStream разместил нас в разделе «Новое» и держал нас там более полугода (editors@russian.media, в теме письма пишите !Фичиринг «Название подкаста»). У Сбера также заявка с информацией, почему ваш подкаст такой классный высылается на общую электронную почту (podcast@zvuk. com).

Приятное соседство со студией "Либо-либо"
Приятное соседство со студией "Либо-либо"

Если вы захотите рассказывать о своем выпуске в соц. сетях, но не знаете, на каком сервисе ваши слушатели в основном обитают, то очень удобен сайт PC- создаёт удобную и красивую страницу для вашего подкаста со ссылками на все популярные сервисы.

Результаты

За 9 месяцев жизни нашего подкаста на трех основных площадках (Яндекс, Эппл и СаундСтрим) у нас «набежало» в общей сложности 150 подписчиков, что, разумеется, не густо. Ни одного предложения по рекламе к нам не поступало, если вдруг вам это интересно: D При всей этой «неуспешности», мне чертовски нравится делать подкаст! Он позволил мне заниматься одновременно несколькими любимыми занятиями – что-то создавать, писать и быть в гущей событий. Конечно, мне хотелось бы вести популярный подкаст, но мне правда кажется, что достигаторство в хобби это слегка перебор, и важно кайфовать от самого процесса, знакомиться с близкими по духу людьми и с каждым выпуском делать свои личные открытия в интересной сфере.

Весь этот опус я написала потому, что обычно о подкастах рассказывают или студии, или мастодонты типа выходцев из Яндекса и складывается впечатление, что подкасты это только для крупных игроков. На самом деле это не так, я верю, что мы со своим подкастом «Сажай это полностью" сможем закрыть фактически пустую нишу темы домашних растений и не скатиться в обычный жанр "а расскажи, как пересадить фиалку». Так что подписывайтесь, оценивайте на всех доступных площадках и до скорых встреч в эфире!

44
4 комментария

не увидел как вы определились с темой и что за тема и собственно не поменялась ли она со временем

1
Ответить

я пыталась это в первом абзаце объяснить, видимо, недостаточно понятно расписала. Тема не менялась и изначально появилась из моего хобби - уход за домашними растениями и всё прочее рядом с этим (я этим занимаюсь более 5 лет). Когда закрыли инсту, мне нужно было куда-то перемещаться, пошла в подкасты.

Ответить

Благодарю, очень ценный опыт для моего подкаста «Без воды», Я сейчас только что разместилась на всех известных площадках И тема продвижения подкаста стала первоочередной)) Хотя как посмотреть, здесь ещё необходимо очень интересные темы ) Ну как подметила автор , это чертовски увлекает)

Ответить

Вообще есть множество сервисов, вроде того же mave где можно бесплатно создать (не реклама, просто сам так делал). Пример: https://gusev.mave.digital

Ответить