Отсутствие договора, большие траты и безучастность в случае проблем: что не устраивает франчайзи сети кофеен «Даблби»

Главные претензии предпринимателей — из материала РБК.

Журналисты РБК поговорили с несколькими франчайзи сети кофеен «Даблби», которые остались недовольны подходом основательницы компании Анны Цфасман к ведению бизнеса. Предприниматели на свои деньги открыли кофейни «Даблби» за рубежом, почти не получили никакой помощи от партнёра и закрыли заведения с убытком для себя.

Сеть «Даблби» сейчас насчитывает 85 кофеен в России и за рубежом, говорится на сайте компании. По данным майского исследования РБК «Российский рынок кофеен 2018», в рейтинге крупнейших в России сетей кофеен и кафе-кондитерских «Даблби» занимает 18 место.

Сколько стоит франшиза «Даблби»

РБК приводит историю трёх предпринимателей, которые на свои деньги открыли кофейни «Даблби» за рубежом, но закрыли заведения, так и не окупив вложения.

  • Владислав Падруль заплатил паушальный взнос 800 тысяч рублей и открыл три кофейни в Праге, на прибыль вышла только одна из них — для этого пришлось отказаться от концепции монокофейни и добавить меню с завтраками. В результате одну кофейню Падруль закрыл, другую Цфасман согласилась выкупить по себестоимости. Сейчас он ищет покупателя на кафе, которое приносит прибыль. За всё время работы с «Даблби» Падруль потерял 10 млн рублей.
  • Виталий Мыздриков внёс паушальный взнос за открытие пяти кофеен в Дубае — по €25 тысяч (примерно по 1,5 млн рублей по курсу ЦБ РФ на конец мая 2017 года) за каждую. Две так и не были открыты, но деньги за них предприниматель не получил. Первая кофейня в Дубае открылась в ноябре 2017 года, ещё две — в феврале 2018 года. Летом предприниматели закрыл все три кофейни, свои убытки он оценивает в $3 млн.
  • Елена Кузнецова заплатила паушальный взнос в €20 тысяч (1,2 млн рублей по средневзвешенному курсу ЦБ РФ на декабрь 2016 года) для запуска «Даблби» в Барселоне. Бизнес-план Цфасман предполагал €79 тысяч (4,9 млн рублей) первоначальных инвестиций, но ещё до открытия в декабре 2016 года траты достигли €210 тысяч (13 млн рублей). Ещё €44 тысячи (2,7 млн рублей) Кузнецова заплатила человеку, который должен был оформить специальную лицензию для открытия кофейни в Испании, его привела исполнительный директор, назначенная Цфасман. Через полтора года выяснилось, что лицензия так и не получена и заведение работает с нарушениями. 1 сентября 2018 года Кузнецова закрыла кофейню с убытком в €300 тысяч (23,8 млн рублей по курсу ЦБ РФ на 1 сентября).

Кроме этого, франчайзи должны были закупать кофе только у поставщика «Даблби» и оплачивать обучение сотрудников в «Академии "Даблби"» (105 тысяч рублей за человека). Всех сотрудников подбирала компания, партнёры не могли даже заранее познакомиться с ними.

Я должна заплатить за человека, которого не знаю и не вижу. Одна из девушек, которую я обучила, очень скоро сказала: «Всё, я разочаровалась в "Даблби" — я ухожу». Вскоре выяснилось, что она просто изучала, как работает сеть. У другого франчайзи бариста оказался с уголовным прошлым. Ещё у одного мог уходить в загулы.

Жанна Шпагина, франчайзи кофейни «Даблби» на Большой Бронной

Что не устраивает франчайзи

Отсутствие договора

Основная проблема почти всех франчайзи сети за рубежом — отсутствие письменного договора с Цфасман. Предприниматели согласились заплатить паушальный взнос и вложить свои деньги в запуск точек, полагаясь только на устные договорённости с Цфасман. Свои решения они объяснили харизмой основательницы «Даблби».

«Анна — волшебный продажник. Она говорит то, что ты хочешь услышать», — рассказала Елена Кузнецова, у которой до партнёрства с «Даблби» уже был десятилетний опыт работы по франшизе. Сейчас предпринимательница признаёт, что её решение согласиться, толком ничего не проверив, было импульсивным.

Цфасман — манипулятор уровня крутого политика. У неё прекрасная память, она умеет убеждать. Никогда не говорит напрямую, что ей от вас нужно. Выражается туманно, но очень красиво.

Это не франшиза. У «Даблби» нет пакета документов. Единственное, чего я смог добиться через три-четыре месяца — некая инструкция на трёх листочках от 2014 года, как должна работать кофейня. Подружитесь с соседями и везде рассказывайте, что вы speciality, в принципе, в этом вся её суть.

Виталий Мыздриков, пытался развивать «Даблби» в Дубае

Отсутствие помощи

Цфасман и московский офис «Даблби», по словам франчайзи, практически не участвовали в организационных вопросах и не оказывали поддержки в решении сложных ситуаций.

Когда ты входишь в бизнес, готов инвестировать в него, ты им интересен. Как только у тебя начинаются проблемы, они устраняются.

Елена Кузнецова, пыталась развивать «Даблби» в Барселоне

Фактически мы запустили свой собственный бизнес, просто открывались под брендом «Даблби», который для западной публики был пустым звуком. Мы потратили уйму денег, нервов и времени, чтобы этот бренд узнали в Чехии. Занимались рекламой, участвовали в выставках. Все просьбы оплатить услуги маркетолога были проигнорированы московским офисом.

Владислав Падруль, пытался развивать «Даблби» в Праге

В то же время собеседники РБК рассказывают, что Цфасман каждый раз удавалось убедить их работать дальше: основательница «Даблби» обещала, что вложения вот-вот окупятся, и рассказывала об успехах франчайзи в других странах.

Когда в середине 2016 года Падруль заявил, что больше не готов вкладывать деньги «непонятно во что», Цфасман пообещала взять бизнес в управление и окупить издержки.

Договорённость была такая: через два-три года они выведут бизнес на прибыль, а потом передадут обратно нам. Они один-два раза перечислили деньги — и всё. От них приезжала девочка-управляющая, но через два месяца уехала, ей не смогли оформить визу. Да она ничего толком и не делала, всем занимался я. На этом их участие закончилось. Все операционные расходы нёс я.

Владислав Падруль

Виталий Мыздриков не верил в моноформат кофейни и спорил с Цфасман, что такой концепт в Дубае не будет популярен, поскольку местные жители не ходят просто попить кофе и с порога спрашивают, что есть из еды. Основательница «Даблби» отмела эти сомнения фразой «Мы будем формировать привычку». Цфасман пообещала взять на себя маркетинг, PR и общение со СМИ.

Цфасман выбрала одно из самых дорогих PR-агентств в Дубае, от общения с которым быстро устранилась. Потратив немалые деньги и не получив никакого результата, я обратился к ней с вопросом, за что же заплатил. И получил гениальный ответ: «Они у вас там работать не умеют». На этом весь PR со стороны Анны и закончился. Ничего из обещанного, кроме унылого Instagram, который контролировался из Москвы, я не получил.

Виталий Мыздриков

«Анна Цфасман не развивает компанию — она работает на личный бренд», — подытожила Кузнецова. Поговорив с другими франчайзи «Даблби», предпринимательница узнала, в сложной ситуации оказалась не только она: кофейни, работавшие в Риге, Минске, Тюмени, Нижнем Новгороде, либо закрылись, либо планировали закрыться.

Ответ «Даблби»

РБК не удалось получить комментарий Цфасман, хотя журналисты обратились к представителю «Даблби» ещё в начале декабря. На запрос vc.ru представитель «Даблби» ответил, что компания прокомментирует публикацию после новогодних праздников.

5555
95 комментариев

вообще поразительно, как легко люди расстаются с деньгами без договоров, подключения к CRM и отсутствия обратной связи с материнской компанией и другими франчайзи.

51
Ответить

Комментарий недоступен

25
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Возможно, им эти деньги так же легко достались?

3
Ответить

Москвичи они такие, скучно им, а деньги девать некуда.

Ответить

Я может че то не понимаю, но объясните мне зачем вкладывать кучу баблища в ноунейм проекты всяких кофеен, коих щас просто как говна. Что такого эксклюзивного они там обещают за такие бабосики?

41
Ответить

Вы просто не говорили об этом с Анной «Крутой поитик» Цфасман.

7
Ответить