Web 3.0, DAO, NFT — must have для начинающих криптанов

С развитием Интернета всё чаще поднимаются вопросы о принадлежности данных их авторам. Это породило новую эпоху Web 3.0, а вместе с ней — блокчейн, DAO, NFT, токены и многое другое.

По каким принципам сегодня живёт Web 3.0? За счёт чего на бурлящем рынке криптовалюты можно выйти в прибыль, и что даже важнее – не потерять её? Спойлер: пригодится комплексное понимание коммуникационной стратегии и умение сосуществовать внутри виртуального комьюнити. Подробнее об этом рассказала Ольга Казьмина, основательница агентства Zero1Team для шоу Школы коммуникаций НИУ ВШЭ «После дедлайна».

Web 3.0, DAO, NFT — must have для начинающих криптанов

Для понимания предпосылок зарождения Web 3.0 важно быть в курсе истории всемирной интернет-сети — конкретно того, что представляют собой Web 1.0 и Web 2.0. Так, в самой первой версии Интернет позволял людям разве что увидеть контент без возможности обратной связи. Но уже в Web 2.0 функционал пользователей значительно расширился:

Web 2.0 — это интернет социальных сетей, маркетплейсов. Это в том числе мобильный интернет, когда мы получили возможность создавать контент самостоятельно. И мы это делали в приложениях, созданных 5 главными в мире корпорациями. Они создали интернет, которым мы все пользуемся, – это Facebook (Meta* — Ред.), Google, Apple, Microsoft, Amazon.

Ольга Казьмина

Во второй версии интернета мы переписываемся с другими людьми и обмениваемся информацией. При этом Web 2.0 не закрепляет право собственности за её авторами, поэтому данные могут подвергаться внешнему влиянию.

Как раз этот нюанс учитывается в Web 3.0, где люди, как рассказывает нам Ольга, управляют интернетом исходя из своего желания: «Web 3.0 позволяет нам не просто загружать информацию, но и владеть кусочком интернета. То есть за нами закрепляется право собственности, и для этого есть механизмы».

Web 2.0 и 3.0 также отличаются друг от друга инфраструктурой сети. В случае Web 3.0 конкретно блокчейн определяет пул возможностей пользователей:

Блокчейн — это распределённый реестр. Это такой огромный распределённый компьютер, на котором строятся приложения будущего — «децентрализованные приложения» (DApp — Ред.) их ещё называют. Я, владея кусочком блокчейна или приложения, имею право с ростом системы и user-базы приложения в дальнейшем [продать этот кусочек или в целом распоряжаться им]. Мой актив, которым я владею, его стоимость будут увеличиваться, но я имею право управления курсом развития вот этого бизнеса, который мы строим вместе.

Ольга Казьмина

Именно благодаря блокчейну сбор данных в Web 3.0 третьими лицами больше не осуществляется. Это помогает ряду пользователей Web 3.0 — участникам DAO (децентрализованных автономных организаций — Ред.), владельцам и пользователям децентрализованных приложений, участникам различных криптобирж — меньше беспокоиться по поводу использования данных другими: «Кейсы наподобие Cambridge Analytica напугали многих, что с нашими данными могут действительно делать всё, что хотят. И сейчас особенно в наших реалиях мы видим, что, когда данными владеет какая-то третья корпорация, по чьему-то заказу нам могут ограничить доступ к сервисам или же нас могут вычислить, найти. В целом, наверное, в идеальном мире, в спокойном мире, когда мы просто выкладываем в Instagram* фотографии своего завтрака, это особо никого не трогает. Но в мире, где есть политика, где данные могут быть использованы в том числе мошенниками, этот вопрос стоит остро».

<i>Фото: Unsplash.com</i>
Фото: Unsplash.com

Из-за применения технологии блокчейна, однако, у децентрализованных приложений и DAO есть несколько недостатков, которые отталкивают собой потенциальных пользователей Web 3.0: это и необходимость в самостоятельном исследовании среды Интернета, и неудобство интерфейса, и неисключенная вероятность потерять пароль от сервисов. Но все эти минусы могут быть одновременно рассмотрены как цена автономности в Web 3.0 и динамичности его развития – а ведь именно на этой базе в Интернете сегодня существуют криптобиржи, которые со временем для многих пользователей становятся одним из основных источников прибыли.

На криптобирже всё сводится к игре в курсе токенов — своеобразного аналога акций в Web 3.0, воплощённый в основном либо в криптовалюте, либо в NFT (non-fungible token — Ред.).

Любое право собственности может иметь свой цифровой эквивалент в виде токена — например, NFT-рынок, который возник в 2019 году и к 2021 расцвел. Это хороший пример, как из простого .jpeg у тебя появляется некий актив. Пусть даже это какая-то пиксельная непонятная картинка, но у неё есть своя стоимость. Можно её купить, хранить, обменять — и такого раньше не было.

Ольга Казьмина

Для того, чтобы получить токен, нужно либо завести криптокошелёк, либо купить токены существующей организации. Можно ещё поучаствовать в распределении токенов нового проекта, но как при этом проект может привлечь к себе внимание участников криптобиржи, — решать ему самому.

Здесь PR может не сработать: сообщество людей в Web 3.0 достаточно интеллигентно и технически подковано, вследствие чего оно может быть критически настроено к ключевым сообщениям проектов. Поэтому опора идёт в основном на маркетинговые коммуникации и комьюнити-менеджмент: «Немного поменялось то, как развивается компания. Обычно это было следующим образом: создаётся продукт, ищутся пользователи и дальше, если продукт уже готов для ускоренного большого роста, то через маркетинговые каналы различные, в том числе рекламные каналы, привлекается большое количество людей. Сейчас зачастую всё происходит наоборот — сначала собирается комьюнити людей, которые заинтересованы в том, чтобы развивать продукт, протокол, децентрализованное приложение».

Фото: Unsplash.com
Фото: Unsplash.com

В Web 3.0 сообщество формируется прежде всего через контент-маркетинг и медийную поддержку (включая привлечение инфлюенсеров). Проекту важно создавать такое количество информации, которое позволит пользователям самим сопоставить факты с реальностью, а затем — стать «рупором» проекта и начать делиться о нём с другими. «Когда ты ведёшь социальную сеть, ты предполагаешь, что у тебя есть зрители, которые смотрят, что ты им рассказываешь. Комьюнити — это не стулья, обращённые к сцене; это стулья, которые стоят по кругу. И люди приходят в комьюнити, чтобы в том числе поддержать твою идею, чтобы взаимодействовать друг с другом, потому что они чувствуют принадлежность», — Ольга в дополнение приводит метафору, неплохо описывающую сущность сообщества в Web 3.0 и принципов менеджмента вокруг него.

* — компания Meta признана на территории РФ экстремистской организацией. Ей принадлежат такие сервисы, как Facebook, Instagram, WhatsApp (один из них упоминается в статье).

33
7 комментариев

Именно благодаря блокчейну сбор данных в Web 3.0 третьими лицами больше не осуществляется

Пардоньте, но данные же в любом случае собираются и где-то хранятся? Хранение — это распределенная задача в мире Веб 3.0, а раз так, получается вместо Веб 2.0, где данные хранят определенные третьи лица, которые регулированы местным законодательством приходит Веб 3.0, где данные хранятся *неопределенным кругом* третьих лиц (без регуляции законодательством насколько я понимаю.

Я правильно понял?)

1
Ответить

блокчейн защищает данные за счет самой своей сути, любые, надо их по закону защищать или не надо)

1
Ответить

я думаю, что да. Только ни у кого нет всей полноты данных. Вот и безопасность

Ответить

наконец-то, кто-то объяснил, как КОНКРЕТНО завладеть этим кусочком интернета. И сказал уже, что вообще-то это все довольно сложно

Ответить

жаль что вы не пользуетесь ютубом и гуглом

Ответить