Продал более 200 млн гейзерных кофеварок, но не выдержал конкуренции: история бренда Bialetti

Как основатель придумал устройство для варки кофе дома, как его сын продвигал компанию и почему Bialetti пришлось продать.

В 1918 году, после окончания Первой мировой войны, Альфонсо Биалетти вернулся в родной город Крузиналло из Франции. Проработав десять лет во французской алюминиевой промышленности, он основал в Италии мастерскую по изготовлению металлических изделий для дома.

Ручное литьё металлических деталей на заводе Биалетти
Ручное литьё металлических деталей на заводе Биалетти

Согласно легенде, идея о создании лёгкой и недорогой домашней кофеварки пришла Биалетти после наблюдений за стиркой. Рядом с его мастерской женщины кипятили вещи в закрытом котле с небольшой полой трубкой в центре. При подогреве мыльная вода поднималась со дна котла по трубке вверх и равномерно распределялась по белью. Биалетти решил применить этот простой физический принцип к приготовлению кофе.

На фото пример того, как выглядел металлический котёл для кипячения и стирки белья
На фото пример того, как выглядел металлический котёл для кипячения и стирки белья

В это же время крупные производители эспрессо-машин, такие как La Pavia, Cremonesi и Gaggia, тоже экспериментировали с использованием горячей воды под давлением пара в своих изобретениях. Но они сосредоточились на дорогостоящих и крупных машинах из латуни, меди и стали.

Решение Биалетти было более компактным и простым. Он использовал дешёвый сплав алюминия. Это позволило заменить громоздкую и сложную ресторанную эспрессо-машину недорогой бытовой кофеваркой. И сделало кофе доступным для большинства итальянских семей.

Кофеварку гейзерного типа с угловатой формой Moka Express Альфонсо Биалетти презентовал в 1933 году. Она, как и сейчас, состояла из трёх частей: нижнего резервуара, чтобы нагреть воду, воронки-фильтра для молотого кофе и верхней части, куда попадает готовый напиток.

Так выглядела первая кофеварка Moka Express в 1933 году
Так выглядела первая кофеварка Moka Express в 1933 году

Другие варианты решений для приготовления кофе в домашних условиях существовали и ранее. Например, неаполитанская кофеварка Napoletana. Она напоминает моку: также состоит из двух сосудов, поставленных один на другой, и фильтра, заполненного кофе, между ними.

Однако вместо фильтрации избыточным давлением пара в ней использовалась фильтрация под влиянием силы тяжести. Вода в нижнем цилиндре доводилась до кипения, затем кофеварка снималась с огня и переворачивалась.

Кофеварка Napoletana (слева), Миланская торговая ярмарка, 1906 год Bialetti
Кофеварка Napoletana (слева), Миланская торговая ярмарка, 1906 год Bialetti

По сравнению с Moka Express, кофе получался менее насыщенным и не мог конкурировать с тем, что предлагали в эспрессо-барах. К тому же его приготовление занимало около получаса.

Реклама кофемашины Victoria Arduino, 1922 год
Реклама кофемашины Victoria Arduino, 1922 год

Для итальянских джентльменов кофе-бар был местом, ассоциирующимся с современной культурой: чтением газет, рекламой, торговлей. Эспрессо в основном потребляли мужчины и именно в кофейнях. Он пользовался популярностью в среде деловых и творческих людей.

Продал более 200 млн гейзерных кофеварок, но не выдержал конкуренции: история бренда Bialetti

Кофе и алюминий

Успех новинки Биалетти зависел не только от быстроты приготовления и вкусовых качеств напитка, но и того значения, которое приобрёл алюминий в 1930-х годах в Италии.

По идеологическим и коммерческим причинам Бенито Муссолини ввёл эмбарго на иностранную нержавеющую сталь. Италия обладала богатыми месторождениями алюминиевой руды — боксита. Он был провозглашен национальным металлом.

Следует признать, что в экономической жизни нации появился новый и важный герой: алюминий. Итальянский металл, обильные месторождения которого заставляет весь мир нам завидовать. Благодаря своему разнообразному применению алюминий, несомненно, позволит нам свести к минимуму импорт других металлов. Это освободит отечество от обременительной дани. Алюминий — неиссякаемый итальянский ресурс. Он воплощает несгибаемую судьбу Италии!

специальный выпуск журнала «Лёгкие металлы и их применение» (Metalli leggeri e loro applicazioni) за 1931 год

Изделия из алюминия позиционировались как сочетание технологических достижений и традиционных итальянских ценностей: мастерства и утончённого дизайна.

В анонсе к выставке алюминия на тринадцатой ярмарке в Милане (13 Fiera di Milano) отмечалась ловкость, с которой итальянские мастера усваивают сложные технические принципы работы с лёгкими металлами. «Несмотря на то что, Италия не обладает колоссальным потенциалом США и технологической мощью Германии, в художественной и декоративной областях она достигла высокой степени эстетической выразительности».

Девятнадцатый век был веком железа, тяжёлых металлов и углерода. А двадцатый век должен быть веком лёгких металлов, электричества и нефти. Если у нас, итальянцев, нет железа, у нас есть алюминий.

Арнальдо Муссолини, журналист

В это же время росло потребление кофе. В середине 1930-х годов Италия вторглась в Эфиопию, страну, которая была крупным производителем кофейных зёрен. Бразилия, несмотря на последовавшие после вторжения экономические санкции Лиги Наций, продолжала снабжать Италию своим кофе.

Алюминий и кофе были символами современности для итальянцев в 1930-х годах. Альфонсо Биалетти удалось объединить их в одном изобретении.

Как развил бизнес сын

До Второй мировой войны Альфонсо Биалетти продавал около 10 тысяч кофеварок в год. Основными покупателями были посетители еженедельных публичных рынков в его родной провинции Вербания. Он не думал о продажах Moka Express по всей стране.

Биалетти производил не только кофеварки, но и другую продукцию в небольших масштабах. В результате между 1934 и 1940 годами было выпущено всего 70 тысяч товаров. Затем началась война, и импорт прекратился. Национальный металл Италии стал использоваться в основном в военных, а не гражданских целях. Биалетти был вынужден закрыть свою мастерскую.

В 1946 году Ренато Биалетти, сын Альфонсо, вернулся из немецкого лагеря военнопленных и начал семейный бизнес. Он начал промышленное производство кофеварок и запустил активную рекламную кампанию с использованием наружной рекламы, радио, газет и журналов.

Ренато Биалетти
Ренато Биалетти

Во время послевоенного бума у Биалетти стали появляться конкуренты. Нужно было выделить оригинальный продукт среди большого количества подражаний и копий. В 1953 году Ренато Биалетти совместно с карикатуристом Полом Кампани (Paul Campani) изобрёл логотип компании — маленького человечка с усами, “L'omino con i baffi”. У итальянцев этот персонаж ассоциировался с уважаемым старшим членом семьи и вызывал чувство ностальгии по довоенным временам.

Реклама 1960 года объясняет, как  L'omino con i baffi гарантирует подлинность Bialetti Moka Express
Реклама 1960 года объясняет, как L'omino con i baffi гарантирует подлинность Bialetti Moka Express

L'omino con i baffi стал появляться в популярном на итальянском телевидении рекламном шоу «Кароселло» (Carosello). Продукция в нём рекламировалась с помощью театральных и музыкальных зарисовок. Передача выходила с 1957 по 1977 год на первом канале страны, её аудиторией были 20 млн зрителей.

В этом выпуске «Кароселло» L'omino con i baffi предлагает телезрителям поучаствовать в викторине

Во время проведения ярмарки Fiera di Milano Ренато Биалетти каждый год арендовал все свободные рекламные щиты в городе. На них был написан слоган “In casa un espresso come al bar” («Эспрессо дома точно такой же, как в баре»). Рекламная кампания Bialetti подчёркивала, что в Moka Express можно заварить такой же вкусный кофе, как в эспрессо-машине. А простота использования кофеварки позволяет доверить приготовление кофе на кухне любому члену семьи.

«Где папа? Он на кухне с Moka Express» Реклама Moka Express конца 1950-х годов
«Где папа? Он на кухне с Moka Express» Реклама Moka Express конца 1950-х годов
В 1956 году, помимо стенда и щита, Ренато Биалетти заказал уличную скульптуру Moka Express с чашкой кофе под ней Bialetti
В 1956 году, помимо стенда и щита, Ренато Биалетти заказал уличную скульптуру Moka Express с чашкой кофе под ней Bialetti

Помимо создания рекламной кампании, Ренато Биалетти перенёс производство на новую усовершенствованную фабрику. Благодаря этому компания начала выпускать 18 тысяч кофеварок в день. В год на фабрике производили 4 млн Moka Express. Кофеварка на три чашки в то время стоила 1100 итальянских лир, что составляет $16,5 по сегодняшнему курсу.

С середины 1950-х годов до наших дней продано более 200 млн кофеварок фирмы Bialetti.

Конкуренция с другими кофеварками

В начале 1960-х годов одними из конкурентов Bialetti были леверные эспрессо-кофеварки для дома. Например, модель Faema Baby. Они также были просты в использовании, недорого стоили и готовили вкусный крепкий кофе.

Кроме того, как и профессиональные кофемашины в барах, они позволяли контролировать время экстракции и давление. Теперь не только кофеварки компании Bialetti могли похвастаться, что готовят «эспрессо дома такой же, как в баре».

В рекламной кампании кофемашины Faema Baby <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcafeoblog.wordpress.com%2Ftag%2Fvenere%2F&postId=55405" rel="nofollow noopener" target="_blank">отмечалось</a>, что она «позволяет за 30 секунд дома приготовить самый изысканный кофе крема»
В рекламной кампании кофемашины Faema Baby отмечалось, что она «позволяет за 30 секунд дома приготовить самый изысканный кофе крема»

В ответ на действия конкурентов в компании Bialetti решили усовершенствовать продукт и выпустили новую модель — Moka Express Termocrem. В новой разработке был учтён главный недостаток предыдущих версий гейзерных кофеварок по сравнению с леверными — высокая температура экстракции, которая влияет на вкус кофе, делая его более горьким.

В 1965 году Bialetti запатентовала технологию Termocrem. Чтобы отделить воду, которая создаёт пар и давление, от той, что используется для заваривания кофе, была придумана алюминиевая вставка в нижнюю чашу. Благодаря ей температура внутри бойлера была чуть ниже, чем снаружи, и можно было не бояться пережечь кофе.

Продал более 200 млн гейзерных кофеварок, но не выдержал конкуренции: история бренда Bialetti

Модель выпускалась всего год — с 1965 по 1966 год.

Выпуск «Кароселло», рекламирующий модель Termocrem

Несмотря на то что Bialetti удалось снизить температуру заваривания напитка, разница во вкусе не сильно ощущалась покупателями. При этом дополнительная деталь гейзерной кофеварки создавала сложности в использовании. От новой модели пришлось отказаться.

Однако в 1985 году компания заявила о выпуске новой версии Bialetti Termocrem. На этот раз покупателю предлагалась кофеварка, способная не только сварить кофе, но и взбить молоко для капучино или латте.

«Bialetti Termocrem бросает вызов капучино в баре. И побеждает!»
«Bialetti Termocrem бросает вызов капучино в баре. И побеждает!»

Новая версия Termocrem также не пользовалась популярностью, и её производство было закрыто. На протяжении всего времени существования бренда попытки модернизировать классическую конструкцию Moka Express не находили отклика у покупателей. Bialetti любили за простоту приготовления классического итальянского кофе.

Бренд Bialetti сейчас

В 1986 году Биалетти продал свою компанию производителю кофемашин, группе компаний Faema, которая в свою очередь продала её в 1993 году производителю посуды Rondine Italia. В 1998 году компании Bialetti и Rondine объединились, чтобы стать Bialetti Industrie. Компания производит и продаёт оригинальные Moka Express, а также мелкую бытовую технику и кухонные принадлежности.

В последние годы Bialetti Industrie добавила в линейку своих продуктов три новые версии кофеварки: электрическую, из нержавеющей стали и с использованием системы давления Brikka для получения слоя пенки крема сверху.

В 2006 году Bialetti презентовала свою первую автоматическую кофемашину Mokona (в переводе — «большая Moka»)
В 2006 году Bialetti презентовала свою первую автоматическую кофемашину Mokona (в переводе — «большая Moka»)

В октябре 2018 года компания объявила, что находится на грани банкротства. У Bialetti долг в €68 млн.

Производитель гейзерных кофеварок отметил снижение спроса у покупателей. Причина — невероятная популярность капсульных кофемашин. В 2017 году объём рынка молотого кофе в Италии сократился на 6%. В то время как продажи капсул показали двузначный рост — на 23% по сравнению с 2016 годом, согласно маркетинговым исследованиям Nielsen.

В финансовом отчете за 2018 год Bialetti отмечает «сокращение потребления, зарегистрированного на внутреннем и внешнем рынках», а также «финансовую напряженность, которая привела к задержкам в закупках, производстве и поставках».

По последней информации, Bialetti заключила соглашение о реструктуризации долга с фондом Och-Ziff Capital. Последний инвестирует €40 млн с получением 25% капитала компании.

Продал более 200 млн гейзерных кофеварок, но не выдержал конкуренции: история бренда Bialetti

Moka Express, дизайн которой был основан на серебряном кофейном сервизе, популярном в богатых итальянских домах. Девять из десяти итальянских семей имеют дома Moka Express. Гейзерная кофеварка Bialetti была выставлена в Музее современного искусства и Национальном музее дизайна Купера-Хьюитта в Нью-Йорке, в Музее дизайна в Лондоне и других.

5656
114 комментария

Я не знаю даже, почему капсульные так популярны... кофе отвратительный на вкус получается. Впрочем, массовый потребитель никогда не отличался разборчивостью ни к чему...

31
Ответить

капсульный кофе офигенный.

у меня обычные капсулы нескафе уже несколько лет и могу с уверенностью сказать что большинство кофешопов во всех странах где я был не дают даже такого качества.

возможно до звезд мишлена капсулы не дотянут, но обычные баристы по всему миру еще хуже.

10
Ответить

Правильно я понимаю, что вы все варианты капсул перепробовали и сделали вывод?

4
Ответить

массовый потребитель никогда не отличался разборчивостью ни к чему...И через 10 минут
я в большинстве случаев пью заваренный в кружке молотый кофе. Так меня приучили еще в молодости, да и с долькой лимона

¯\_(ツ)_/¯

4
Ответить

Все верно. Кофе в капсулах невероятно дорогой и (относительно)паскудный.
Но есть и плюсы. Кофе вполне съедобен, лучше растворимого и не такая машина практически не требует обслуживания и места. Ее можно держать хоть на рабочем месте.

Так что выбор стоит в плоскости чайник + растворимый кофе vs капсульная машина. И в этом случае любители кофе делают выбор в пользу машины.

1
Ответить

Капсульное кофе пьют любители растворимого Нескафе, для них вкус капсул восхитителен

2
Ответить

Простота использования + постоянство результата
Капсулы позволяют сохранить зерно относительно свежим и приготовить относительно приемлемый напиток. То, что в капсулы фасуют пережаренные бленды - другой разговор.
По вкусу с хорошим эспрессо не имеет ничего общего, хотя вроде есть какие-то спешалти капсулы, емнип.

Ответить