Офис vs Пофис

О том, как не случилась офисная история, зато случилась пофисная.

Офис vs Пофис

В самом начале пути нашего агентства «Целиком», когда еще ничего не было, и я толком не понимал с чего стартовать - не случилась у меня история с инвестором.

Мы встретились, поговорили, договорились и ударили по рукам. Я думал, если не знаешь с чего начать - то надо снять офис, нанять трех-четырех умных-бодрых, и вместе с ними понять куда двигаться, и соответственно двигаться. Таким был мой первоначальный план. Я выдвинул его инвестору, предполагая получить под этот прекрасный план первые деньги. Инвестор мне возразил: «нафига тебе офис?»

И это была лучшая инвестиция с его стороны в трех словах. Я все выходные думал над этими волшебными словами. И потом решил: «пофиг на офис». (И заодно решил, что тогда и инвестор мне не нужен на первом этапе, и мы отложили эту историю)

Так я начал строить Пофисную историю (когда тебе «пофиг на офис»)

По первости было тяжело. У меня начались ломки офисного руководителя. Я привык: все люди под руками, все под глазами, всё под контролем. Всех можешь вдохновить своим видением и оптимизмом, тут же собрать планерку, увидеть потухшие глаза, тут же снова вдохновить своим оптимизмом и так по кругу. Просто, понятно, вольготно.

В пофисе немного по-другому. Людей видишь только на назначенных встречах. И не вживую, а в основном, через экран монитора. Пока был скайп - было совсем грустно. Но потом мы перешли на zoom и стало повеселее. А спустя два-три месяца я уже привык к такому способу ведения бизнеса.

Здесь я хотел описать плюсы и минусы пофиса, как я их вижу на данный момент. На ДАННЫЙ МОМЕНТ.

7 плюсов и 4 минуса пофиса

1.

- вроде, как минус: ты не видишь людей и их настроение.

+ вроде, как плюс: ты не видишь людей и их настроение. Поэтому обсуждаешь только профессиональные вопросы. Сложнее строить нездоровые созависимые связи. Как, пример, частенько, в моей прошлой офисной жизни в офисе - стажер пришел, месяц поработал. На аттестации не очень понятно, чего добился, но руководитель за месяц работы сотрудника уже успел его «полюбить» - ведь все время на глазах, чего-то пыхтел, старался, показывал рвение, успел рассказать, как трудно жить, и как он умрет без нашей работы. В итоге решения, основанные на созависимости. И это только стажер, а если человек давно работает...

2.

- вроде, как минус: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте, появляются новые идеи, мысли, «лайфхаки». В пофисе такого нет.

+ вроде, как плюс: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте и появляется огромное количество транзакционных офисных издержек. Куча разговоров не по делу, кто-то отвлек, кто-то вслух задал вопрос и понеслась.

Я подобное наблюдал в нашем мини-офисе в Красноярске, когда приехал недавно на встречу. Собрались вместе, что нужно обсудили. Потом каждый занялся своим делом. Но вдруг кто-то: «а что-то у меня вот это не получается (банальная вещь)…» и 4 человека дружно отвлеклись и давай ему помогать советами. Через пять минут снова что-то подобное. Когда от таких офисных издержек отвыкаешь - они бросаются в глаза.

В умных книжках пишут, да и по опыту - люди в офисе тратят до 3-х часов в день на такие отвлечения. И далеко не всегда это создание новых идей. В пофисе таких издержек - мало.

В тоже время, мы завели более жесткие требования к коммуникациям - чтобы компенсировать отстуствие офлайн столкновений. На zoom-собрании присутствие всегда с видео. Деймитинг обязательно, потому что это не только про задачи, но и про формирование общего креативного пространства, команды и т.д.

3.

- вроде как минус: сложно всех собрать на общее собрание.

+ вроде как плюс: сложно всех собрать на общее собрание, поэтому проводишь только важные. Кроме того, собрание всегда можно записать (в zoom это очень удобно), кому надо - могут посмотреть позже.

4.

- вроде, как минус: если у человека нет внутренней дисциплины, то без офиса он не сможет решать задачи.

+ вроде, как плюс: не надо работать с теми, у кого проблемы с внутренней дисциплиной. Еще один плюс: спокойно отвечаешь на собеседовании на желание кандидата: «ну, вообще я не очень люблю офис, и люблю путешествовать по миру, и хотел бы работать из разных стран» - «да не вопрос»

5.

+ «плюс»: если встреча начинается в 6.30 утра (потому что в Красноярске, где часть команды - уже 10.30) или начало встречи через 15 минут после твоих переговоров с клиентом в центре Москвы = ты точно знаешь, что успеешь. Варианты, типа «ребят, пробка» - не проходят. Зашел в ближайшее кафе (сел за рабочий стол дома) и подключился ко встрече.

6.

++ «большой плюс»: если у тебя офис в Москве и даже на старте (через полгода-год), когда у тебя 12-15 человек - расходы только на офис+зп+налоги_зп = 1,6-2 млн (при средней зп 80-100 на специалиста), распределяя пофис по стране = расходы на такого же уровня команду составят 0,8-1 млн (средняя зп 40-50 т.р.). Получаем выгоду 0,5 - 1 млн в мес. То есть реально можно сделать цену в два раза дешевле рынка и быстро расти. Ну или получать большую прибыль - что больше нравится. Если ценность офиса отсутствует для клиента, то почему он должен за него платить?

7.

+++ «очень большой плюс»: он личный. Хочется сразу строить бизнес, в котором нет зависимости от меня, как от руководителя, который обязан где-то быть и куда-то приходить, чтобы все работало. Бизнес не должен страдать, если мне приспичит уехать и пожить полгода в Питере, в Испании, в Таиланде или в Марокко и поработать оттуда.

ВЫВОДЫ

Пофис - это не хоум-офис или там коворкинг или полное отсутствие офиса. Это выбор самого удобного смешанного варианта, эффективного сейчас и в данном контексте. Просто важно понять, что офис это далеко не единственный вариант и это самый дорогой вариант.

Я понимаю, что строить пофисную историю сложнее и непривычнее. И для некоторых бизнесов невозможно (например, для пекарни).

В тоже время я понимаю, что принципиально подходы ничем не отличаются. Офис ПРЕДПОЛАГАЕТ прямые коммуникации, но не ГАРАНТИРУЕТ их. (помню, в офисной жизни, приходит ко мне, например, маркетолог - и жалуется на продавцов, что они чего-то не делают. «А ты с ними говорил?» - спрашиваю. - «Нет, я им е-мейл отправил», «А ничего, что они с тобой на одном этаже?» )

Пофис не ОТМЕНЯЕТ прямые коммуникации. Но подразумевает, что их надо СТРОИТЬ. Поэтому здесь больше требований и усилий для их организации.

Просто создаешь потихоньку виртуальный офис - с чатами, корпорталами, дей-митингами, автоматизацией и периодическими оф-лайн тусовками.

Ну и… людям надо доверять конечно.

Звучит все просто. И в тоже время, понимаю, что лично я сам вряд ли бы решился, если бы у меня не было двух-летнего перерыва от офиса. Нашел бы 100 аргументов, почему это не взлетит.

Ну и несколько зарисовок напоследок:

Встреча в Москве. Сильный эксперт, работает в большой компании:

не хочу работать в офисе, реально работаю 3-4 часа. Остальное время тусуюсь. Но руководству важно, чтобы я был в офисе. Ему так спокойней. Оно так думает, что меня контролирует. Поэтому полтора часа в дороге и 9 на работе, ради трех часов реальной пользы. А смысл?

Встреча в Москве. Основатель стартапа (с готовым продуктом и продажами):

слушай у нас был офис, сейчас отказались. Даже не из-за денег. Реально час на дорогу туда и час обратно. Все это время можно работать - представляешь + 2 часа на каждого сотрудника. Толку больше

Как-то Андрей Кривенко приехал в офис в понедельник около 13:00. В офисе было собрание и люди гудели. Андрей пробормотал: «многолюдненько сегодня» Собственник компании удивился, что люди приехали в офис работать! Нам действительно никогда не приходило в голову ввести график работы для сотрудников. Какая, к черту, разница, где и когда работает человек, если при этом он эффективен, не срывает сроки, придумывает и реализует новые проекты. Все равно, приезжает ли он в офис или предпочитает работать дома / в кафе / на пляже. Рутина и однообразие, как ничто другое, способны убить творческий настрой

книга «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так»

Современный офис работает по принципу фабрики начала двадцатого века: если рабочий на месте, конвейер работает. Если сотрудник в «кубике», вероятно, он занят делом из страха проверки. Начальник не доверяет подчинённому, подчинённый — ребёнок. Если не следить за ребёнком, он перестанет делать уроки. Если сотрудник под рукой, его всегда можно о чём-то спросить. Но это самообман. Современные средства связи (интернет, вайфай, почта, Скайп, Бейскемп, Дропбокс) не требуют присутствия в «кубике» или вообще за рабочим столом — продуктивно можно поработать и в кафе, а взрослому человеку не нужен надсмотрщик и воспитатель.

С сайта Бюро Горбунова

Вам даже не нужен офис. Сегодня вы имеете возможность работать из дома и взаимодействовать с людьми, которые живут в тысячах километрах от вас. Пришло время изменить подход к работе

Книга «Rework: бизнес без предрассудков»

Ну так и что?

Завтра в офис? Или таки пришло время изменить подход к работе? 🙂

4141
40 комментариев

Стиль вольный и интересный, и это вроде как плюс. Стиль уж больно вольный и часто автора заносит, и это вроде как минус. Некая смесь получилась как коктейль Молотова. Думаю вот, что мне под статьём поставить: пофиг или хорошо? Не решил. Тогда пока просто похор.

39

Автор верно говорит, что офис для определённых видов деятельности нужен не всегда. Более того, офис может быть вообще не нужен. Я 7 лет работал удалённо, офиса не было, но работать из дома в конце концов меня зае##о. Отсюда вывод, или работайте частично в офисе или работайте вне офиса и одновременно путешествуйте.

6

Комментарий недоступен

2

Я выбираю вариант не работать и путешествовать

Комментарий недоступен

3

Сергей, поскольку мы маленькие, то у нас пока детские способы.
Мы сознательно на старте отказались от внедрения сложных сервисов, потому как процессы строятся и меняются каждую неделю.
Сейчас все в гуглдоксах + телеграм + zoom.
KPI клиента в Гугл таблице.
Скрам технология в гул Презентации🙂. Главная страница - цель проекта и его стратегия. Дальше цель спринта. И сразу видишь как она соотносится с целью проекта. Отдельный слайд на задачи на день. Поставили задачи.
Поскольку каждое утро дей митинг, то РП открыл презентацию, транслирует ее в зум: все вспомнили цель проекта, цель спринта и посмотрели вчерашние задачи.
Пока такого контроля хватает. Все люди ответственные: либо задачи делают, либо в чате по проекту пишут, что есть сложности.
Дальше посмотрим. Как раз находимся в процессе выбора: trello, wrike, jira и ещё несколько вариантов.

7

ставите задачу, определяете дедлайн. этого не достаточно?