Офис vs Пофис

О том, как не случилась офисная история, зато случилась пофисная.

В закладки
Аудио

В самом начале пути нашего агентства «Целиком», когда еще ничего не было, и я толком не понимал с чего стартовать - не случилась у меня история с инвестором.

Мы встретились, поговорили, договорились и ударили по рукам. Я думал, если не знаешь с чего начать - то надо снять офис, нанять трех-четырех умных-бодрых, и вместе с ними понять куда двигаться, и соответственно двигаться. Таким был мой первоначальный план. Я выдвинул его инвестору, предполагая получить под этот прекрасный план первые деньги. Инвестор мне возразил: «нафига тебе офис?»

И это была лучшая инвестиция с его стороны в трех словах. Я все выходные думал над этими волшебными словами. И потом решил: «пофиг на офис». (И заодно решил, что тогда и инвестор мне не нужен на первом этапе, и мы отложили эту историю)

Так я начал строить Пофисную историю (когда тебе «пофиг на офис»)

По первости было тяжело. У меня начались ломки офисного руководителя. Я привык: все люди под руками, все под глазами, всё под контролем. Всех можешь вдохновить своим видением и оптимизмом, тут же собрать планерку, увидеть потухшие глаза, тут же снова вдохновить своим оптимизмом и так по кругу. Просто, понятно, вольготно.

В пофисе немного по-другому. Людей видишь только на назначенных встречах. И не вживую, а в основном, через экран монитора. Пока был скайп - было совсем грустно. Но потом мы перешли на zoom и стало повеселее. А спустя два-три месяца я уже привык к такому способу ведения бизнеса.

Здесь я хотел описать плюсы и минусы пофиса, как я их вижу на данный момент. На ДАННЫЙ МОМЕНТ.

7 плюсов и 4 минуса пофиса

1.

- вроде, как минус: ты не видишь людей и их настроение.

+ вроде, как плюс: ты не видишь людей и их настроение. Поэтому обсуждаешь только профессиональные вопросы. Сложнее строить нездоровые созависимые связи. Как, пример, частенько, в моей прошлой офисной жизни в офисе - стажер пришел, месяц поработал. На аттестации не очень понятно, чего добился, но руководитель за месяц работы сотрудника уже успел его «полюбить» - ведь все время на глазах, чего-то пыхтел, старался, показывал рвение, успел рассказать, как трудно жить, и как он умрет без нашей работы. В итоге решения, основанные на созависимости. И это только стажер, а если человек давно работает...

2.

- вроде, как минус: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте, появляются новые идеи, мысли, «лайфхаки». В пофисе такого нет.

+ вроде, как плюс: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте и появляется огромное количество транзакционных офисных издержек. Куча разговоров не по делу, кто-то отвлек, кто-то вслух задал вопрос и понеслась.

Я подобное наблюдал в нашем мини-офисе в Красноярске, когда приехал недавно на встречу. Собрались вместе, что нужно обсудили. Потом каждый занялся своим делом. Но вдруг кто-то: «а что-то у меня вот это не получается (банальная вещь)…» и 4 человека дружно отвлеклись и давай ему помогать советами. Через пять минут снова что-то подобное. Когда от таких офисных издержек отвыкаешь - они бросаются в глаза.

В умных книжках пишут, да и по опыту - люди в офисе тратят до 3-х часов в день на такие отвлечения. И далеко не всегда это создание новых идей. В пофисе таких издержек - мало.

В тоже время, мы завели более жесткие требования к коммуникациям - чтобы компенсировать отстуствие офлайн столкновений. На zoom-собрании присутствие всегда с видео. Деймитинг обязательно, потому что это не только про задачи, но и про формирование общего креативного пространства, команды и т.д.

3.

- вроде как минус: сложно всех собрать на общее собрание.

+ вроде как плюс: сложно всех собрать на общее собрание, поэтому проводишь только важные. Кроме того, собрание всегда можно записать (в zoom это очень удобно), кому надо - могут посмотреть позже.

4.

- вроде, как минус: если у человека нет внутренней дисциплины, то без офиса он не сможет решать задачи.

+ вроде, как плюс: не надо работать с теми, у кого проблемы с внутренней дисциплиной. Еще один плюс: спокойно отвечаешь на собеседовании на желание кандидата: «ну, вообще я не очень люблю офис, и люблю путешествовать по миру, и хотел бы работать из разных стран» - «да не вопрос»

5.

+ «плюс»: если встреча начинается в 6.30 утра (потому что в Красноярске, где часть команды - уже 10.30) или начало встречи через 15 минут после твоих переговоров с клиентом в центре Москвы = ты точно знаешь, что успеешь. Варианты, типа «ребят, пробка» - не проходят. Зашел в ближайшее кафе (сел за рабочий стол дома) и подключился ко встрече.

6.

++ «большой плюс»: если у тебя офис в Москве и даже на старте (через полгода-год), когда у тебя 12-15 человек - расходы только на офис+зп+налоги_зп = 1,6-2 млн (при средней зп 80-100 на специалиста), распределяя пофис по стране = расходы на такого же уровня команду составят 0,8-1 млн (средняя зп 40-50 т.р.). Получаем выгоду 0,5 - 1 млн в мес. То есть реально можно сделать цену в два раза дешевле рынка и быстро расти. Ну или получать большую прибыль - что больше нравится. Если ценность офиса отсутствует для клиента, то почему он должен за него платить?

7.

+++ «очень большой плюс»: он личный. Хочется сразу строить бизнес, в котором нет зависимости от меня, как от руководителя, который обязан где-то быть и куда-то приходить, чтобы все работало. Бизнес не должен страдать, если мне приспичит уехать и пожить полгода в Питере, в Испании, в Таиланде или в Марокко и поработать оттуда.

ВЫВОДЫ

Пофис - это не хоум-офис или там коворкинг или полное отсутствие офиса. Это выбор самого удобного смешанного варианта, эффективного сейчас и в данном контексте. Просто важно понять, что офис это далеко не единственный вариант и это самый дорогой вариант.

Я понимаю, что строить пофисную историю сложнее и непривычнее. И для некоторых бизнесов невозможно (например, для пекарни).

В тоже время я понимаю, что принципиально подходы ничем не отличаются. Офис ПРЕДПОЛАГАЕТ прямые коммуникации, но не ГАРАНТИРУЕТ их. (помню, в офисной жизни, приходит ко мне, например, маркетолог - и жалуется на продавцов, что они чего-то не делают. «А ты с ними говорил?» - спрашиваю. - «Нет, я им е-мейл отправил», «А ничего, что они с тобой на одном этаже?» )

Пофис не ОТМЕНЯЕТ прямые коммуникации. Но подразумевает, что их надо СТРОИТЬ. Поэтому здесь больше требований и усилий для их организации.

Просто создаешь потихоньку виртуальный офис - с чатами, корпорталами, дей-митингами, автоматизацией и периодическими оф-лайн тусовками.

Ну и… людям надо доверять конечно.

Звучит все просто. И в тоже время, понимаю, что лично я сам вряд ли бы решился, если бы у меня не было двух-летнего перерыва от офиса. Нашел бы 100 аргументов, почему это не взлетит.

Ну и несколько зарисовок напоследок:

Встреча в Москве. Сильный эксперт, работает в большой компании:

не хочу работать в офисе, реально работаю 3-4 часа. Остальное время тусуюсь. Но руководству важно, чтобы я был в офисе. Ему так спокойней. Оно так думает, что меня контролирует. Поэтому полтора часа в дороге и 9 на работе, ради трех часов реальной пользы. А смысл?

Встреча в Москве. Основатель стартапа (с готовым продуктом и продажами):

слушай у нас был офис, сейчас отказались. Даже не из-за денег. Реально час на дорогу туда и час обратно. Все это время можно работать - представляешь + 2 часа на каждого сотрудника. Толку больше

Как-то Андрей Кривенко приехал в офис в понедельник около 13:00. В офисе было собрание и люди гудели. Андрей пробормотал: «многолюдненько сегодня» Собственник компании удивился, что люди приехали в офис работать! Нам действительно никогда не приходило в голову ввести график работы для сотрудников. Какая, к черту, разница, где и когда работает человек, если при этом он эффективен, не срывает сроки, придумывает и реализует новые проекты. Все равно, приезжает ли он в офис или предпочитает работать дома / в кафе / на пляже. Рутина и однообразие, как ничто другое, способны убить творческий настрой

книга «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так»

Современный офис работает по принципу фабрики начала двадцатого века: если рабочий на месте, конвейер работает. Если сотрудник в «кубике», вероятно, он занят делом из страха проверки. Начальник не доверяет подчинённому, подчинённый — ребёнок. Если не следить за ребёнком, он перестанет делать уроки. Если сотрудник под рукой, его всегда можно о чём-то спросить. Но это самообман. Современные средства связи (интернет, вайфай, почта, Скайп, Бейскемп, Дропбокс) не требуют присутствия в «кубике» или вообще за рабочим столом — продуктивно можно поработать и в кафе, а взрослому человеку не нужен надсмотрщик и воспитатель.

С сайта Бюро Горбунова

Вам даже не нужен офис. Сегодня вы имеете возможность работать из дома и взаимодействовать с людьми, которые живут в тысячах километрах от вас. Пришло время изменить подход к работе

Книга «Rework: бизнес без предрассудков»

Ну так и что?

Завтра в офис? Или таки пришло время изменить подход к работе? 🙂

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Виктор Соломоник", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 40, "likes": 48, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 56713, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 27 Jan 2019 16:50:52 +0300" }
{ "id": 56713, "author_id": 47339, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/56713\/get","add":"\/comments\/56713\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/56713"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "possessions": [] }

40 комментариев 40 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
38

Стиль вольный и интересный, и это вроде как плюс. Стиль уж больно вольный и часто автора заносит, и это вроде как минус. Некая смесь получилась как коктейль Молотова. Думаю вот, что мне под статьём поставить: пофиг или хорошо? Не решил. Тогда пока просто похор.

Ответить
5

Автор верно говорит, что офис для определённых видов деятельности нужен не всегда. Более того, офис может быть вообще не нужен. Я 7 лет работал удалённо, офиса не было, но работать из дома в конце концов меня зае#. Отсюда вывод, или работайте частично в офисе или работайте вне офиса и одновременно путешествуйте.

Ответить
2

"одновременно путешествуйте" не всегда потом это путешествие вспомнишь, семья отдохнула, а ты работал )

Ответить
2

ага, сам отдыхал ноутбуком на коленях)) хотя с видом на море работать однозначно круче))

Ответить
0

Я выбираю вариант не работать и путешествовать

Ответить
3

А используете какие-нибудь средства/механизмы контроля удаленных сотрудников или нет?

Ответить
7

Сергей, поскольку мы маленькие, то у нас пока детские способы.
Мы сознательно на старте отказались от внедрения сложных сервисов, потому как процессы строятся и меняются каждую неделю.
Сейчас все в гуглдоксах + телеграм + zoom.
KPI клиента в Гугл таблице.
Скрам технология в гул Презентации🙂. Главная страница - цель проекта и его стратегия. Дальше цель спринта. И сразу видишь как она соотносится с целью проекта. Отдельный слайд на задачи на день. Поставили задачи.
Поскольку каждое утро дей митинг, то РП открыл презентацию, транслирует ее в зум: все вспомнили цель проекта, цель спринта и посмотрели вчерашние задачи.
Пока такого контроля хватает. Все люди ответственные: либо задачи делают, либо в чате по проекту пишут, что есть сложности.
Дальше посмотрим. Как раз находимся в процессе выбора: trello, wrike, jira и ещё несколько вариантов.

Ответить
5

Jira испортилась. Столько там яваскрипта, что все ужасно тормозит и задача по секунд 20-25 иногда открывается. Раньше она летала и перешли на нее... сейчас в раздумьях

Ответить
2

Рассмотрите Planfix, хороший конструктор под разные нужды

Ответить
1

Не навязываю, но попробуйте Яндекс трекер. Нам зашёл, после всего перечисленного вами + б24 пока остановились на нем.

Ответить
0

Спасибо. Он у нас в списке)

Ответить
0

ставите задачу, определяете дедлайн. этого не достаточно?

Ответить
5

В принципе, всё правильно написано. Думаю, что в будущем такая "безофисная" концепция будет только развиваться. Но всё же есть одна проблема - удалённые сотрудники не чувствуют друг друга в должной степени, т к часто даже не видели друг друга вживую. Наверное, есть смысл хотя бы раз в несколько месяцев устраивать какие-то совместные встречи/корпоративы, чтоб сплотить команду.

Ответить
1

Чувствовать друг друга нужно с женой, а не с коллегой. С коллегами нужно иметь только здоровые рабочие отношения. Всю эту херню типа сплотить команду засунь куда нибудь подальше ибо её нахначение - манипуляция сотрудниками.

Ответить
0

Не "наверное", категорически и непременно. Но частить не надо, если костяк более-менее стабильный, для "синхронизации" реально хватит и одного солидного корпоратива в год.

Ответить
0

Да. Мы тоже решили, что это обязательно. Собираться в Москве-Питере с задачей ближе познакомиться и прокачаться заодно и заодно попутешествовать)

Ответить
3

Хоть тема и замусолена со всех сторон, статья все равно получилась интересной. И художник у Вас хороший, иллюстрация огонь!

Ответить
3

Еще, в вашем случае важно Олежу на работу не взять:

Ответить
4

Да... на такую зп особо не попутешествуешь...

Ответить
3

Пофис - хорошая тема на старте. Ещё интровертам понравится. Натянется ли модель пофиса на компанию из >50 человек? Сомневаюсь.

Статья понравилась, пишите ещё )

Ответить
1

Спасибо.
Натянется или нет - жизнь покажет. Через год отпишусь)

Ответить
3

Мне очень понравилась ваша статья. И даже захотелось у вас поработать, такие лояльные удаленные логичные.

Сравнение офиса с конвеером зашло идеально! Спасибо, что написали!

Ответить
0

Ада, пишите - обсудим).
В фб или в телеграм solomonikvik

Ответить
–1

Статья абсолютно бесполезная, просто ваши мысли по поводу того как вам работается без офиса на удаленке с командой.

Ответить
11

Тут в защиту автора можно сказать, что таким путем почти весь контент vc может быть бесполезен. Тут большая часть статей, как и эта, раскрывает собственный опыт.

Ответить
2

Подобный подход - удалённых сотрудников, компания Playrix успешно использует уже несколько лет и достаточно много уже на эту тему прочитали докладов. И ещё очень интересно в каких странах живут и путешествуют люди с ЗП в 35-40к, это примерно $550

Ответить
0

Ну на 550$ можно жить в некоторых странах ЮВА без особых проблем.

Ответить
1

Разве что только в глухой камбоджийской провинции, но там с интернетом беда.

Ответить
0

да бросьте. бали индия , лично знаю - живут примерно на такие деньги

Ответить
1

Вопрос в качестве такой жизни

Ответить
0

Бессмысленый вопрос. Тут у каждого своя линейка. Живут , не голодают.

Ответить
1

вероятно, питаясь одним рисом)))

Ответить
0

Наша задача сделать так, чтобы очень хорошие специалисты получали очень хорошие деньги

Ответить
1

Пофис - хороший термин.
Как раз наступил 4-ый год моего пофиса.
Первые год с половиной точно также как и автор думал сниму офис, вся работа взлетит.
Но после 1,5 года засиживания в офисе (почти один) сделал расчёт, увидел перспективу и сдал обратно офис.
Сейчас компания только растёт, и офис тут вообще не к месту.
Хотя работа из дома тоже начинает доставать.
В прошлом году начал ещё один проект с новой командой, пока тоже пофисимся, но думаю в конце придём к тому что это будет сочетание офиса и пофиса.
Автору спасибо за читабельность!

Ответить
1

Хотя работа из дома тоже начинает доставать.

Вот и я про тоже уже писал, и чем дальше тем сильнее начинает доставать. Нужно из дома куда-то выбираться, например в коворкинг или путешествовать.

Ответить
1

Статья выглядит как утешения себя самого
Если есть деятельность, которую можно вести без офиса - ее можно вести при желании

Примеров же популярных и успешных компаний без офиса же только нет при этом даже на уровне ошибки выжившего?

Ответить
1

Столько раз zoom упоминается, что похоже на рекламу)

Ответить
–1

Нет😊 Просто реально крутая штука. И на мой взгляд мастхев при любой удаленной работе. Даже если у тебя офисная история и конференция с филиалами.

Ответить
0

пнхофис

Ответить
0

Всё зависит от компании и сферы деятельности.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }