Офис vs Пофис

О том, как не случилась офисная история, зато случилась пофисная.

Офис vs Пофис

В самом начале пути нашего агентства «Целиком», когда еще ничего не было, и я толком не понимал с чего стартовать - не случилась у меня история с инвестором.

Мы встретились, поговорили, договорились и ударили по рукам. Я думал, если не знаешь с чего начать - то надо снять офис, нанять трех-четырех умных-бодрых, и вместе с ними понять куда двигаться, и соответственно двигаться. Таким был мой первоначальный план. Я выдвинул его инвестору, предполагая получить под этот прекрасный план первые деньги. Инвестор мне возразил: «нафига тебе офис?»

И это была лучшая инвестиция с его стороны в трех словах. Я все выходные думал над этими волшебными словами. И потом решил: «пофиг на офис». (И заодно решил, что тогда и инвестор мне не нужен на первом этапе, и мы отложили эту историю)

Так я начал строить Пофисную историю (когда тебе «пофиг на офис»)

По первости было тяжело. У меня начались ломки офисного руководителя. Я привык: все люди под руками, все под глазами, всё под контролем. Всех можешь вдохновить своим видением и оптимизмом, тут же собрать планерку, увидеть потухшие глаза, тут же снова вдохновить своим оптимизмом и так по кругу. Просто, понятно, вольготно.

В пофисе немного по-другому. Людей видишь только на назначенных встречах. И не вживую, а в основном, через экран монитора. Пока был скайп - было совсем грустно. Но потом мы перешли на zoom и стало повеселее. А спустя два-три месяца я уже привык к такому способу ведения бизнеса.

Здесь я хотел описать плюсы и минусы пофиса, как я их вижу на данный момент. На ДАННЫЙ МОМЕНТ.

7 плюсов и 4 минуса пофиса

1.

- вроде, как минус: ты не видишь людей и их настроение.

+ вроде, как плюс: ты не видишь людей и их настроение. Поэтому обсуждаешь только профессиональные вопросы. Сложнее строить нездоровые созависимые связи. Как, пример, частенько, в моей прошлой офисной жизни в офисе - стажер пришел, месяц поработал. На аттестации не очень понятно, чего добился, но руководитель за месяц работы сотрудника уже успел его «полюбить» - ведь все время на глазах, чего-то пыхтел, старался, показывал рвение, успел рассказать, как трудно жить, и как он умрет без нашей работы. В итоге решения, основанные на созависимости. И это только стажер, а если человек давно работает...

2.

- вроде, как минус: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте, появляются новые идеи, мысли, «лайфхаки». В пофисе такого нет.

+ вроде, как плюс: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте и появляется огромное количество транзакционных офисных издержек. Куча разговоров не по делу, кто-то отвлек, кто-то вслух задал вопрос и понеслась.

Я подобное наблюдал в нашем мини-офисе в Красноярске, когда приехал недавно на встречу. Собрались вместе, что нужно обсудили. Потом каждый занялся своим делом. Но вдруг кто-то: «а что-то у меня вот это не получается (банальная вещь)…» и 4 человека дружно отвлеклись и давай ему помогать советами. Через пять минут снова что-то подобное. Когда от таких офисных издержек отвыкаешь - они бросаются в глаза.

В умных книжках пишут, да и по опыту - люди в офисе тратят до 3-х часов в день на такие отвлечения. И далеко не всегда это создание новых идей. В пофисе таких издержек - мало.

В тоже время, мы завели более жесткие требования к коммуникациям - чтобы компенсировать отстуствие офлайн столкновений. На zoom-собрании присутствие всегда с видео. Деймитинг обязательно, потому что это не только про задачи, но и про формирование общего креативного пространства, команды и т.д.

3.

- вроде как минус: сложно всех собрать на общее собрание.

+ вроде как плюс: сложно всех собрать на общее собрание, поэтому проводишь только важные. Кроме того, собрание всегда можно записать (в zoom это очень удобно), кому надо - могут посмотреть позже.

4.

- вроде, как минус: если у человека нет внутренней дисциплины, то без офиса он не сможет решать задачи.

+ вроде, как плюс: не надо работать с теми, у кого проблемы с внутренней дисциплиной. Еще один плюс: спокойно отвечаешь на собеседовании на желание кандидата: «ну, вообще я не очень люблю офис, и люблю путешествовать по миру, и хотел бы работать из разных стран» - «да не вопрос»

5.

+ «плюс»: если встреча начинается в 6.30 утра (потому что в Красноярске, где часть команды - уже 10.30) или начало встречи через 15 минут после твоих переговоров с клиентом в центре Москвы = ты точно знаешь, что успеешь. Варианты, типа «ребят, пробка» - не проходят. Зашел в ближайшее кафе (сел за рабочий стол дома) и подключился ко встрече.

6.

++ «большой плюс»: если у тебя офис в Москве и даже на старте (через полгода-год), когда у тебя 12-15 человек - расходы только на офис+зп+налоги_зп = 1,6-2 млн (при средней зп 80-100 на специалиста), распределяя пофис по стране = расходы на такого же уровня команду составят 0,8-1 млн (средняя зп 40-50 т.р.). Получаем выгоду 0,5 - 1 млн в мес. То есть реально можно сделать цену в два раза дешевле рынка и быстро расти. Ну или получать большую прибыль - что больше нравится. Если ценность офиса отсутствует для клиента, то почему он должен за него платить?

7.

+++ «очень большой плюс»: он личный. Хочется сразу строить бизнес, в котором нет зависимости от меня, как от руководителя, который обязан где-то быть и куда-то приходить, чтобы все работало. Бизнес не должен страдать, если мне приспичит уехать и пожить полгода в Питере, в Испании, в Таиланде или в Марокко и поработать оттуда.

ВЫВОДЫ

Пофис - это не хоум-офис или там коворкинг или полное отсутствие офиса. Это выбор самого удобного смешанного варианта, эффективного сейчас и в данном контексте. Просто важно понять, что офис это далеко не единственный вариант и это самый дорогой вариант.

Я понимаю, что строить пофисную историю сложнее и непривычнее. И для некоторых бизнесов невозможно (например, для пекарни).

В тоже время я понимаю, что принципиально подходы ничем не отличаются. Офис ПРЕДПОЛАГАЕТ прямые коммуникации, но не ГАРАНТИРУЕТ их. (помню, в офисной жизни, приходит ко мне, например, маркетолог - и жалуется на продавцов, что они чего-то не делают. «А ты с ними говорил?» - спрашиваю. - «Нет, я им е-мейл отправил», «А ничего, что они с тобой на одном этаже?» )

Пофис не ОТМЕНЯЕТ прямые коммуникации. Но подразумевает, что их надо СТРОИТЬ. Поэтому здесь больше требований и усилий для их организации.

Просто создаешь потихоньку виртуальный офис - с чатами, корпорталами, дей-митингами, автоматизацией и периодическими оф-лайн тусовками.

Ну и… людям надо доверять конечно.

Звучит все просто. И в тоже время, понимаю, что лично я сам вряд ли бы решился, если бы у меня не было двух-летнего перерыва от офиса. Нашел бы 100 аргументов, почему это не взлетит.

Ну и несколько зарисовок напоследок:

Встреча в Москве. Сильный эксперт, работает в большой компании:

не хочу работать в офисе, реально работаю 3-4 часа. Остальное время тусуюсь. Но руководству важно, чтобы я был в офисе. Ему так спокойней. Оно так думает, что меня контролирует. Поэтому полтора часа в дороге и 9 на работе, ради трех часов реальной пользы. А смысл?

Встреча в Москве. Основатель стартапа (с готовым продуктом и продажами):

слушай у нас был офис, сейчас отказались. Даже не из-за денег. Реально час на дорогу туда и час обратно. Все это время можно работать - представляешь + 2 часа на каждого сотрудника. Толку больше

Как-то Андрей Кривенко приехал в офис в понедельник около 13:00. В офисе было собрание и люди гудели. Андрей пробормотал: «многолюдненько сегодня» Собственник компании удивился, что люди приехали в офис работать! Нам действительно никогда не приходило в голову ввести график работы для сотрудников. Какая, к черту, разница, где и когда работает человек, если при этом он эффективен, не срывает сроки, придумывает и реализует новые проекты. Все равно, приезжает ли он в офис или предпочитает работать дома / в кафе / на пляже. Рутина и однообразие, как ничто другое, способны убить творческий настрой

книга «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так»

Современный офис работает по принципу фабрики начала двадцатого века: если рабочий на месте, конвейер работает. Если сотрудник в «кубике», вероятно, он занят делом из страха проверки. Начальник не доверяет подчинённому, подчинённый — ребёнок. Если не следить за ребёнком, он перестанет делать уроки. Если сотрудник под рукой, его всегда можно о чём-то спросить. Но это самообман. Современные средства связи (интернет, вайфай, почта, Скайп, Бейскемп, Дропбокс) не требуют присутствия в «кубике» или вообще за рабочим столом — продуктивно можно поработать и в кафе, а взрослому человеку не нужен надсмотрщик и воспитатель.

С сайта Бюро Горбунова

Вам даже не нужен офис. Сегодня вы имеете возможность работать из дома и взаимодействовать с людьми, которые живут в тысячах километрах от вас. Пришло время изменить подход к работе

Книга «Rework: бизнес без предрассудков»

Ну так и что?

Завтра в офис? Или таки пришло время изменить подход к работе? 🙂

4141
40 комментариев

Стиль вольный и интересный, и это вроде как плюс. Стиль уж больно вольный и часто автора заносит, и это вроде как минус. Некая смесь получилась как коктейль Молотова. Думаю вот, что мне под статьём поставить: пофиг или хорошо? Не решил. Тогда пока просто похор.

39
Ответить

Автор верно говорит, что офис для определённых видов деятельности нужен не всегда. Более того, офис может быть вообще не нужен. Я 7 лет работал удалённо, офиса не было, но работать из дома в конце концов меня зае##о. Отсюда вывод, или работайте частично в офисе или работайте вне офиса и одновременно путешествуйте.

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Я выбираю вариант не работать и путешествовать

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Сергей, поскольку мы маленькие, то у нас пока детские способы.
Мы сознательно на старте отказались от внедрения сложных сервисов, потому как процессы строятся и меняются каждую неделю.
Сейчас все в гуглдоксах + телеграм + zoom.
KPI клиента в Гугл таблице.
Скрам технология в гул Презентации🙂. Главная страница - цель проекта и его стратегия. Дальше цель спринта. И сразу видишь как она соотносится с целью проекта. Отдельный слайд на задачи на день. Поставили задачи.
Поскольку каждое утро дей митинг, то РП открыл презентацию, транслирует ее в зум: все вспомнили цель проекта, цель спринта и посмотрели вчерашние задачи.
Пока такого контроля хватает. Все люди ответственные: либо задачи делают, либо в чате по проекту пишут, что есть сложности.
Дальше посмотрим. Как раз находимся в процессе выбора: trello, wrike, jira и ещё несколько вариантов.

7
Ответить

ставите задачу, определяете дедлайн. этого не достаточно?

Ответить