Как управлять командой на удалённой работе: 10 практик в формате «бери и делай»

Создаём эффективную модель коммуникаций для менеджмента на расстоянии.

Привет! Мы в True Education очень заморочены на коммуникациях. Сейчас мы собираем собственную модель human2human коммуникации и рады поделиться десятком практик. Все они прижились у нас, в довольно творческой и разнородной команде. Участники живут в разных странах и часовых поясах, а ещё то и дело переезжают, особенно в 2022 году. Для нас умение общаться, доверять и договариваться первично. Без прозрачной коммуникации в команде любой тайм-менеджмент остаётся на бумаге, а эффективность идёт лесом.

Итак, наша модель коммуникации, естественно, называется TRUE и содержит 4 кластера: Trust (доверять), Reset (обновлять), Unite (объединять) и Enjoy (наслаждаться). Вашему вниманию — сама модель и практики из каждого кластера. Запасайтесь ручкой-бумагой и делайте пометки по ходу прочтения.

Как управлять командой на удалённой работе: 10 практик в формате «бери и делай»

В слове «контрол-фрик» ключевое — фрик. Начальник, который любит заглядывать в ваш монитор или следить за вами удалённо явно имеет особенные вкусы, согласитесь. Люди ценят уважительное отношение и всегда оправдывают ожидания, поэтому мы стараемся доверять и делегировать. Да и вообще, удалённая работа подразумевает самостоятельность, профессионализм и этичность каждого участника команды.

Практика №1. Доверять нельзя контролировать

Продолжим тему доверия. Вам как руководителю пригодится эта практика, если есть сложности с чрезмерным контролем команды. А всем сотрудникам эта практика поможет сделать выводы, почему на самом деле важны все эти трекеры, статусы по задачам. И почему инструменты контроля создают больше доверия, хотя кажется, что это как раз про паранойю босса.
Рисуем матрицу доверия:

Как управлять командой на удалённой работе: 10 практик в формате «бери и делай»

1. Нарисуйте в онлайн-сервисе такую матрицу (мы обычно используем Miro). Пусть каждый сотрудник отметит точку, где, по его мнению, находятся его отношения с руководителем.

2. Все участники по очереди отвечают на три вопроса:

  • устраивают ли меня такие отношения?
  • если нет, то куда хотелось бы сдвинуть точку в матрице?
  • что для этого нужно сделать по оси доверия и оси контроля?

Собирайте ответы и планируйте действия. Допустим, человек хочет больше прозрачности от руководителя. Нет проблем: организуйте для него регулярную обратную связь, где отмечайте его успехи, давайте фидбэк по ошибкам и рассказывайте о его вкладе.

Тру стори: у нас бывают такие стрессовые моменты, когда я включаю гиперконтролёра. И команда даёт мне обратную связь об этом. Для меня такие ситуации — всегда сигнал, что мне (и команде, возможно, тоже) не хватает прозрачности. Мы смотрим в свою матрицу контроля и доверия, восстанавливаем ежедневный пересмотр задач в чате, более пристально начинаем отмечать задачи в трекере — и вуаля. Субъективное чувство, что всё под контролем возвращается, а с ним возвращается и ощущение полнейшего доверия команде. И мы снова с лёгкостью парим над задачами и проектами :)


Перезагрузка нужна постоянно. И мы не про обновление участников команды :) Важно постоянно мониторить, что у кого на уме и на сердце. И синхронизироваться, обновляя ритуалы и договорённости. Пете теперь неудобно проводить чекины в 10 утра, у него репетиция? Начинайте в 9 утра. Маша хочет новых задач? Дайте их! Инга устала отвечать клиентам по воскресеньям, хотя работа это подразумевает? Выделите для Инги день тишины — в воскресенье она не отвечает, отвечает Павел.

Практика №2: Синхронизация по времени

Мы работаем в Москве, Петербурге, Красноярске, Новосибирске, Челябинске, Алмате, Хайфе и даже в Баре. Да нет, не в баре, в Баре. Довольно сложно сохранять единый рабочий ритм, когда вы живёте в разных часовых поясах, разном климате и культурах. Одни уже отдыхают, а другие ещё смотрят утренний YouTube. А некоторые никогда не отдыхают, потому что после их рабочего дня трудовой день команды продолжается — ну как не ответить? К счастью, в удалённой команде можно договориться о гибком графике и границах личного-рабочего. Или их отсутствии, если участникам так удобно. Но за подобные преференции нужно платить: например, с уважением относиться к «отключке» участников от коммуникации, если они обычно на связи 24 часа в сутки.

Синхронизация: три правила.

Договоритесь о графике, когда у вас есть перекрытие рабочего времени со всеми участниками команды не менее 4 часов в день.

Определите график совещаний, удобный всем. Причём не просто «в это время мне норм». А чтобы он был действительно комфортный, а не когда ваше «мне норм» заключается в том, что вы параллельно собираете трёхлетнего ребенка в садик или бежите по улице, меняя локацию между встречами. Такое «норм» приводит только к выгоранию.

Выберите предпочтительные методы коммуникации и время ответа на сообщения и письма. Договоритесь, когда нужно писать в личку, когда в рабочий чат, когда на почту, а когда надо звонить на мобильный*.

*Совет: никогда не звоните, если вас об этом не попросили специально.

Предложите участникам команды добавить в статусы их временные границы для коммуникации: отвечаю в течение часа, на связи с 7 до 19 и тому подобное. Эх, где же обещанный камбэк ICQ с цветочком «Отошёл»...

Практика №3: Обновление клятв

Синхронизация по целям и ролям так же важна, как и синхронизация по времени. Цели, роли и потребности в команде меняются. Важно заново передоговариваться кто что делает и чего вы ждёте друг от друга.

1. Каждый участник заранее делает стикер. На стикере вы пишете главную свою цель как человека в команде: «как редактор я слежу за чистотой и ясностью любого нашего текста». Можно оформить как клятву: «Обещаю следить за ясностью и чистотой любого нашего текста».

Далее на стикере нужно написать 3 главные задачи, которые участник выполняет о своей роли. «Редактировать, давать комментарии, сокращать лишнее».

А ещё — нужно написать, что человек обещает делать как звено в команде — для коллег и клиентов: «делать вовремя», «делать хорошо», «быть внимательным».

2. Все созваниваются, изучают стикеры друг друга и дописывают к стикеру каждого участника свои ожидания от него. Так получается многомерная картинка.

3. В конце обсуждаем стикеры без ожиданий других — ни у кого нет личных ожиданий или всем не ясна роль участника? И наоборот: почему к этому участнику у всех столько ожиданий (наверно это проджект или собственник)? Он берёт всё на себя? Ему нужно делегировать? Никто не знает, к кому ещё пойти?

Практика №4: Чек-ин и чек-аут

Синхронизация по состоянию — коучинговая история. Когда вы сидите на разных концах континента, ещё сложнее понять, кто в каком состоянии сейчас. Быстрый неформальный чек-ин помогает понять настрой до встречи, а чек-аут — увидеть, кто с чем уходит.

Тру стори: состояние влияет на стиль коммуникации, качество обсуждения, скорость принятия решений. Можно пять минут потратить, чтобы обсудить, кто в каком состоянии, быть в курсе дел другого человека. А потом двигаться по задачам быстро и легко. Это лучше, чем сразу бежать галопом по задачам, а потом вязнуть в каждой мелочи.

Чек-ин (сонастройка перед онлайн-встречей)

Ожидания по результатам: «В течение одной минуты расскажи, что ты ожидаешь получить по итогу встречи»

Состояние: «Поделись своим состоянием одним словом (чудесно, тяжело, собран, устала)»

Настрой: «С какими двумя мыслями вы пришли сегодня на встречу?»

Неформальный чек-ин: «Какая ты сейчас погода?», «Если бы ты был героем фильма, то что это был бы за герой?»

Чек-аут (сонастройка по итогам встречи)

Ожидания по результатам: «С чем я ухожу с созвона? С какими задачами и в каком состоянии?»

Состояние: «Поделись своим состоянием одним словом (чудесно, тяжело, собран, устала)»

Неформальный чек-ин: «А какая теперь ты погода?», «Каким киногероем ты сейчас ощущаешь себя?»

Когда вы сидите в офисе вместе, вы едины физически. Но гораздо важнее быть в одном процессе, быть одним организмом, сонастроенной командой. В онлайн-работе есть формула оптимального соотношения синхрона и асинхрона: примерно 30% к 70%. То есть большую часть дня каждый занимается своими задачами, но важно периодически стыковаться и обмениваться результатами, мыслями, тревогами.

5 причин провести синхронизацию (собраться на онлайн-встречу)

  • Критичен личный контакт: представляем команде нового участника, возникла проблема, конфликт, непонимание, неоднозначность
  • Сложная задача с высоким уровнем неопределённости, требуется мозговой штурм
  • Проще объяснить голосом и всем сразу. Например, индакшен в проект
  • Проблема требует оперативного вмешательства
  • Пора собраться, обсудить итоги недели, месяца, года, наметить стратегию, выдохнуть и порефлексировать

Практика №5: День тишины

Парадокс, но удалёнка часто не даёт отдохнуть, выйти из рабочей атмосферы. Люди втягиваются, мониторят чаты. По статистике Slack, за рабочий день люди проводят в мессенджере до 9 часов, размазанные практически на весь период бодрствования. И переодеться в пижаму не помогает. Это не дело.

А ещё бывает, что созвоны и переписки занимают всё время и сжирают когнитивный ресурс. И когда ты садишься за свои задачи, голова уже не варит. Из опыта работы в издательстве МИФ я вынесла практику «дней тишины». Если сотруднику нужно заняться чем-то, требующим включённости, он сообщает о дне тишины, где у него не будет созвонов и он не будет заходить в чаты. Так можно сдвинуть с места задачу-камень и даже съесть того самого слона по кусочкам.

Тру стори: у нас, кстати, это называется «рыбный день». Это название означает, что сегодня кто-то из команды минимально доступен для связи и ему не назначают созвоны. Потому что он отправляется ловить свою большую рыбу — делать самые важные, крупные задачи, для которых нужно спокойное, нераздерганное внимание и максимум когнитивного ресурса. У авторов это тексты большие, сложные тексты. У дизайнеров — концептуальные, творческие разработки.

Практика №6: Борьба с коммуникативной перегрузкой

Даже хорошей коммуникации бывает много. Выплыть из лавины сообщений и ожиданий помогает разграничение каналов и обозначение правил: что куда мы пишем и когда ждём ответа. Если соблюдать эти простые договорённости, можно значительно снизить коммуникативную нагрузку в команде.

Как управлять командой на удалённой работе: 10 практик в формате «бери и делай»

Практика №7. Правила каналов общения

Правила нельзя просто взять и озвучить сверху. Для удалённой команды с недирективным управлением очень важно всем вместе утвердить комфортные для всех договорённости — их проще придерживаться.

Проведите по каждому каналу один круг обсуждения. Пусть высказываются все по очереди. В конце каждого круга обобщите и зафиксируйте правила для канала.

Правила нужно пересматривать, если появились новые обстоятельства, новый участник или просто кто-то хочет внести предложения.

Практика №8: Пересмотр процессов

Пересматривать нужно и святая святых — рабочие процессы. «Работает — не трогай!» — хороший принцип для простых процессов. В творческом коллективе нужно обновляться и делать процессы лучше, а не запихивать всех в прокрустово ложе однажды принятых регламентов.

Например, мы недавно выросли в два с лишним раза по составу участников, и заметили, что наши пятничные демо стали больше «выступлением на стульчике», чем искренним обменом успехами и неудачами недели. Изменили формат в сторону не отчётов о задачах, а такого себе мини-ретро. И вернули такой ценный для нас вайб маленькой команды.

Шаг 1. Запишите регулярные рабочие процессы и события в команде.

— Обновление статуса задач.

— Совещания по проектам.

— Внесение правок в предыдущую итерацию.

— Планирование будущей недели.

— Ретроспектива прошедшей недели.

— Неформальное общение в чате.

— Получение обратной связи от других отделов.

— Формальные разговоры в чате (обсуждаем в течение дня рабочие мелочи).

— Обучение и обмен знаниями.

— Презентация завершённой части проекта.

Шаг 2. Посмотрите на каждый процесс и ответьте на несколько вопросов:

— Оптимально делать это синхронно или асинхронно?

— Оптимально делать это офлайн или онлайн?

— Каким кругом людей оптимально это делать?

— Что в этом процессе служит синхронизации по времени, целям-ролям, состоянию и информации? Что можно добавить, чтобы это больше служило синхронизации?

И, наконец, поговорим об удовольствии, без которого удалёнка, да и любая работа, бессмысленна. И сама работа, и коммуникации с коллегами, партнёрами, клиентами должны доставлять радость.

Практика №9. Формула экологичной обратной связи

Обратная связь, как написано на одном из наших командных стикеров, тоже подарок. Без ОС нет взаимодействия, нет доверия, нет мотивации. Мы стараемся использовать две вещи: искреннее желание помочь человеку и особые фразы для безопасной комфортной ОС. Вот 3 такие формулы.

1. Когда ты сделал(а) или сказал(а) это… — описываем конкретный факт, действие, поступок.

2. На меня (или на ситуацию) это оказало такое влияние… — описываем, что я почувствовал (а) и как изменилась ситуация в реальности.

3. И я бы предпочел(ла) — описываем, какие действия другого человека были бы подходящими с моей точки зрения.

Практика №10. Взаимная обратная связь

Лучше ОС только 2ОС (как дубль ГИС). Это когда вы не только даёте фидбэк сотруднику, но и просите его поделиться ОС с вами.

Алгоритм двойной ОС:

  • начните с позитивных эмоций и синтонов (слов, выражающих радость, восторг, интерес);
  • давая ОС, используйте только факты, не оценивайте человека;
  • совместно ищите решения;
  • обязательно спросите, чем вы можете помочь;
  • обсудив задачу и решение, запросите у сотрудника обратную связь по поводу вашей ОС — как он себя чувствует, как относится к услышанному. Помогаем человеку отрефлексировать свои эмоции и высказаться;
  • завершите общение позитивными эмоциями и синтонами (супер, вау, горжусь тобой, мы красавчики), поблагодарите человека за ОС и готовность решать проблему; укажите, что именно вам понравилось в его словах и действиях.

Наша модель коммуникации ещё далека от совершенства, поэтому будем рады, если вы поделитесь опытом и практиками в комментариях. С другой стороны скажу без ложной скромности: внедрите пару этих практик сегодня, и команда скажет вам спасибо уже завтра. Хотите больше огня от меня и True Education? Велкам в мой телеграм-канал. Хорошей вам коммуникации, зайцы!

1414
4 комментария

Хорошая статья! Тяжело, конечно, организовать команду без единой платформы для работы по типу CRM. Важно, чтобы был виден весь процесс:) Такие инструменты очень нужны

1
Ответить

Спасибо за коммент, это такой вариант типа нативки? ))

Ответить

Очень классная статья! Спасибо большое что делитесь!
Подписан в телеграме тоже)

Ответить

Влад, как приятно, спасибо, что вы с нами :-)

1
Ответить