Сооснователь и гендиректор Doc+ Руслан Зайдуллин: как построить мобильную клинику и при чём тут медитация

С Русланом Зайдуллиным беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

О Руслане Зайдуллине

  • В 2012 году окончил Московский физико-технический институт по специальности прикладная математика и физика и оценка инвестиционных проектов.
  • С 2013 года работал в международной консалтинговой компании The Boston Consutling Group. Участвовал в стратегических и операционных проектах почти во всех индустриях и функциональных направлениях.
  • Руководил созданием образовательного благотворительного проекта «Учитель для России».
  • С 2015 года сооснователь и генеральный директор компании «Новая медицина» (Doc+). К 2018 году компания получила в общей сложности $20 млн инвестиций. По данным компании, выручка Doc+ в 2018 году составила 200 млн рублей.

Ниже — выдержки из интервью.

Об опыте в консалтинге

Допустим, вы выпускник технического вуза, и вы знаете заранее, что не будете заниматься программированием или наукой. Вы хотите попасть в топ-менеджмент компании или делать свой бизнес. Тогда консалтинг — это очень интенсивный MBA, где вас обучат азам всего.

У вас получится за несколько лет поработать во всех индустриях над стратегией, над операционкой, над маркетингом, над чем угодно, это всё будет галопом по Европам, но это будет такое бизнес-образование, за которое вам ещё будут платить хорошие деньги.

Консалтинговые компании массово нанимают выпускников топовых вузов, платят им хорошую зарплату и ожидают, что они будут работать днём и ночью.

О модели Doc+

Рынок к нашему появлению был устроен так: был бесплатный вызов участковых врачей, самый большой плюс которых в том, что они бесплатные, но за их качеством мало следят.

У частных клиник похожая ситуация, но не потому, что они не могут организовать работу на вызове, а потому, что это непрофильная для них услуга. Частная клиника заинтересована в другом — взять клиента внутрь клиники и продать ему максимум услуг.

Мы с партнёром посчитали на салфетке, что если сделать компанию, которая будет фокусироваться только на вызовах, и оптимизировать затраты, то можно сделать вызов врача с быстрым приездом и не ограничивать время на приёме.

У всех конкурентов врач проводит на приёме минут пять–десять. У нас полчаса. И при этом мы сможем держать цену ниже рыночной. Средняя цена вызова врача на дом в Москве на тот момент была 4500 рублей. У нас тогда было 2000 рублей, сейчас 2900 рублей.

Это была изначальная идея, мы с ней запустились в августе 2015 года. Мы ждали умеренно негативную обратную связь от клиентов, но у нас были повально восторженные отзывы. NPS был 90%, рейтинг по всем консультациям 4,9 из 5. Мы начали хорошо расти.

О том, как родилась идея Doc+

Изначально идея не моя, а моего кофаундера. Я последний год занимался не консалтингом, а запускал благотворительный фонд. Есть такой проект «Учитель для России». Я был его первым сотрудником, запустил фандрайзинг, собрал команду, нашёл гендиректора, перевёз команду из Санкт-Петербурга в Москву.

После этого я понял, что делать с нуля что-то своё гораздо более весело и прекрасно, чем консультировать крупные компании о том, как им больше зарабатывать. И начал всем друзьям говорить, что если увидите какой-то хороший стартап, идею, или кто-то из ваших знакомых ищет сооснователя, рассказывайте мне.

После нескольких месяцев таких разговоров ко мне на почту прилетел очень базовый deck, просто чёрный текст на белом фоне. Это был стартап Doc+, хотя он тогда даже так не назывался. Была просто идея сделать вызов врача на дом классным, быстрым и качественным. Я познакомился с моим партнёром и через неделю уволился.

О развитии компании

Изначально мы делали только первичный осмотр — терапия и педиатрия. После этого примерно трети наших клиентов нужна вторичная медпомощь от узких специалистов, обследования, анализы. Мы им никак в этом не помогали и теряли клиента на следующем шаге customer journey. И клиенты нам постоянно писали: «Вот вы нас осмотрели, что нам делать дальше? Мы хотим, чтобы вы курировали наше лечение».

Значимая часть клиентов не пользовалась нашими услугами, потому что понимала, что это тупиковый путь. Мы поняли, что нам нужно не только первичный осмотр делать, а оцифровывать весь customer journey и давать возможность клиентам получать доступ к любой медуслуге через наше приложение.

Так мы превратились в мобильную клинику. По аналогии с мобильным банком: раньше нужно было идти в банк, чтобы менеджер что-то для вас сделал. Сейчас всё можно сделать в приложении, включая инвестиции, всё что угодно. И это быстрее, надежнее и дешевле.

Мы похожие вещи делаем в медицине. Сейчас приложение Doc+ — это вызов врача, онлайн-консультации, запись в клиники, букинг лекарств в аптеках и анализы. Клиники нам дают онлайн-расписание и обратно возвращают медданные.

Все данные с каждой консультации и наших врачей, и сторонних сохраняются в медкарту. Она нужна для нескольких вещей. Первая — человек, у которого медданные хранятся в нашем приложении, менее склонен его удалять. Это маленькая меркантильная цель. Более интересная цель — это использование данных для машинного обучения.

О машинном обучении

В какой-то момент мы поняли, что будет сложно поддерживать качество услуг на том объёме, до которого мы хотим вырасти — нам просто не найти столько хороших врачей. И даже хорошие врачи между собой не согласны по диагнозам и лечению. А мы хотим, чтобы всё было более структурировано и точно. Поэтому решили, что надо реализовать машинное обучение.

Сейчас мы делаем алгоритм Symptom checker — это чат-бот, который собирает в чате с пациентом всю информацию о симптомах. Если вы пишете нам в чате, что у вас болит живот, горло и кашель третий день, то бот понимает, что кашель бывает мокрый и сухой, и он спросит вас, какой именно кашель.

Бот знает, что такие симптомы часто сопровождаются температурой, а вы про неё не написали, и тоже спросит вас о ней. Это такая байесовская сеть, которая связывает все медданные между собой, и пытается строить вероятностные модели того, что с вами происходит, автоматически.

То есть, это чат-бот в помощь врачу, который собирает весь анамнез. Консультацию можно провести и текстом, и голосом, но большая часть клиентов выбирает текст. Где-то 80%. Это повышает и процент утилизации врача, и качество услуги, потому что бот ничего не забывает спросить.

О медитации

Впервые медитировать я попробовал лет в 12. Брат привёз книжку про дзен-буддизм, и я её прочитал. Мне тогда казалось, что это что-то магическое, а дети любят такое.

Я из маленького посёлка, там не то чтобы много развлечений, нужно было придумывать, как избавляться от провинциальной действительности.

Потом прекратил, долгое время не медитировал, интенсивно начал несколько лет назад, интенсивность с тех пор только растёт. Как минимум час в день, в среднем часа полтора. Чему в ущерб? Меньше Netflix, меньше социализации — той, которая и так надоела.

Медитация позволяет управлять своим вниманием. Большая часть бед, расстройств, негативных эмоций и так далее возникают, когда ты не можешь сконцентрироваться на том, на чём хочешь, навязчивые негативные мысли приходят к тебе в голову, забирают твоё внимание и держат его неограниченное время.

Медитируя, ты становишься от этого свободен, краски становятся ярче, на работе я сконцентрирован гораздо лучше.

Подробнее о планах на развитие бизнеса Doc+, инвестициях и медитации — в полной версии интервью на канале.

1313
4 комментария

Респект тёске... тоже медитирую... но системности не хватает

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Какие ветви не тупиковые на ваш взгляд?

Ответить

О, а я-то думал, кем это такое безответственное и откровенно опасное для общества г*но было слеплено. Почитал бэкграугд "предпринимателя" - вопросы отпали. "Лечат" у них, по моему опыту, безграмотные, набранные по объявлению "врачи", которые легко способны пропустить симптомы самых опасных, в прямом смысле слова смертельных заболеваний. Док+ же потом будет вам рассказывать, что они ни при чем, их услуга носит информационный характер и т.п. туфта, рассчитанная на прекраснодушных идиотов. Надеюсь, стартап сгорит в аду, и чем скорее это случится, тем лучше.

Ответить