Robotic process automation (далее RPA)

Цель данной статьи, развенчать мифы и предрассудки относительно программной роботизации.

- технология автоматизации бизнес-процессов, основанная на программном обеспечении роботов (ботов) и/или работников искусственного интеллекта. Отличительной и основной особенностью RPA является возможность использования пользовательского интерфейса для сбора данных и управления приложениями.

RPA оптимизирует рабочие процессы, что делает организации более прибыльными, гибкими, оперативными. Повышает удовлетворенность сотрудников, вовлеченность и производительность за счет удаления рутинных задач из их рабочего дня.

В традиционных системах автоматизации документооборота разработчик программного обеспечения создаёт список действий для автоматизации задачи и взаимодействия с внутренней системой с использованием внутренних интерфейсов прикладного программирования (API) или выделенного языка сценариев. RPA-системы используют как API так и создают список действий, наблюдая за тем, как пользователь выполняет задачу в графическом пользовательском интерфейсе приложения (GUI), а затем выполняет автоматизацию, повторяя эти задачи непосредственно в графическом интерфейсе.

Это может снизить барьер для использования автоматизации в продуктах, которые в противном случае не могли бы использовать API для этой цели.

Инструменты RPA имеют сильное техническое сходство с инструментами тестирования графического интерфейса пользователя. Такие инструменты автоматизируют взаимодействие с графическим интерфейсом, повторяя набор демонстрационных действий, выполняемых пользователем.

Инструменты RPA отличаются от таких систем, включая функции, которые позволяют обрабатывать данные в нескольких приложениях и между ними, например, получать электронную почту, содержащую счёт-фактуру, УПД и другие бухгалтерские документы, извлекать данные (если требуется, очищать их) и вносить в систему бух-учёта. (например, 1C)

Технология RPA получила такое распространение, по причине широкого спектра применения. Практически любой, управляемый бизнес-правилами, повторяемый процесс является отличным кандидатом на автоматизацию, все чаще это касается когнитивных процессов, требующих навыков искусственного интеллекта более высокого порядка.

Хостинг служб RPA согласуется с метафорой программного робота, каждый робот имеет свою рабочую станцию, схожую с человеком-работником или используются терминальные сервера, где может работать несколько роботов, выполняя различные операции.

RPA использует элементы управления клавиатурой и мышью, чтобы выполнять действия и выполнять автоматизацию. Обычно все эти действия выполняются в виртуальной среде, а не на экране, роботу не нужен физический экран для работы, он интерпретирует экран в электронном виде.

Масштабируемость современных решений, основанных на таких архитектурах, как технологии виртуализации . Без которых большие развёртывания будут ограничены доступной способностью управлять физическим оборудованием и связанными с ним затратами. Реализация RPA на предприятиях показала значительную экономию средств по сравнению с традиционными решениями, не относящимися к RPA.

Так происходит за счёт экономии временных затрат, причем не только работников или компании в целом, но и разработчиков, которые роботов создают, отсюда и уменьшение цены автоматизации.

Почему так происходит? — это следствие того, что в разработке роботов основой служит Low-Code, в основе которого лежит синтаксис какого-нибудь языка программирования, например: C - образные, Python, PowerShell.

В платформе разработки RPA работают с так называемыми блоками, в которых прописываются действия, пути к файлам и т. д.

Чистый же код используется для встраивания дополнительных скриптов или даже целых программ, что расширяет возможности платформ и снимает многие ограничения.

В том числе использование ИИ, для создания сложных программно-роботизированных систем, с принятием решений и/или использованием OCR технологий.

Блоков не хватает? Вы всегда сможете написать свои варианты активностей, для дальнейшего использования в процессе разработки, что опять же приводит к сокращению временных затрат на оную, особенно при роботизации сложных процессов.

Но самая главная изюминка на мой взгляд это совмещение классических стеков технологий с RPA, подобный подход позволяет не только автоматизировать бизнес-процессы, но и создавать быстрые, безопасные, масштабируемые и отказоустойчивые приложения практически для любых нужд, где требуется автоматизация.

Согласно [Harvard Business Review], большинство компаний внедряющих RPA, пообещали своим сотрудникам, что автоматизация не приведёт к увольнению. Вместо этого трудовые ресурсы перераспределяются для выполнения более интересной работы.

В одном академическом исследовании подчёркивалось, что работникам в сфере знаний не угрожает автоматизация: они принимали его и рассматривали роботов в качестве коллег. В этом же исследовании было подчёркнуто, что вместо того, чтобы приводить к более низкой «численности персонала», технология была развёрнута таким образом, чтобы добиться большей работы и повышения производительности при одинаковом числе людей.

С другой стороны, некоторые аналитики утверждают, что RPA представляет угрозу для отрасли аутсорсинга бизнес-процессов. Тезис, стоящий за этим понятием, заключается в том, что RPA позволит предприятиям перевести процессы из удалённых районов в локальные центры обработки данных, используя данную технологию. Эффект, будет заключаться в создании высоких позиций для опытных менеджеров процессов на собственных площадках (и в рамках соответствующей цепочки поставок ИТ-оборудования, управления дата-центром и т. д.), с уменьшением доступных возможностей для низкоквалифицированных рабочих на аутсорсинге. (Пример: многие видели это огромное кол-во вакансий с различным набором текста, рассылки документов, холодных звонков или внесение данных из бумажных документов в 1С, различные ERP системы, в том числе и по ночам, когда организации не работают.)

Исчезновение подобных вакансий и в принципе рынка низкоквалифицированного труда, будет стимулировать интеллектуальное развитие граждан, побуждая их осваивать более человеческие специализации, где требуется интеллектуальная и/или творческая деятельность, а также в больших масштабах сократит человеческий фактор в документообороте и другой рутине.

Академические исследования предполагают, что RPA, среди других технологических направлений, как ожидается, приведёт к новой волне повышения производительности и эффективности на глобальном рынке труда. Оксфордский университет, хотя и не ассоциируется напрямую с RPA предположил, что до 20 % всех рабочих мест, возможно, будут автоматизированы к 2035 году.

На конференции TEDx проходившей в UCL в Лондоне, предприниматель Дэвид Мосс рассказал, что цифровая работа в форме RPA не только может произвести революцию в модели затрат индустрии услуг за счёт снижения цены на продукты и услуги, но и вероятно, повысит уровень обслуживания, качество результатов и создаст возросшие возможности для персонализации услуг.

Между тем, профессор Уилкокс, автор статьи Лондонской школы экономики и политических наук, приведённой выше, говорит об увеличении удовлетворённости работой и интеллектуального стимулирования, характеризующем технологию как способность вывести робота из человека, отсылка на понятие о том, что роботы возьмут на себя рутинные части ежедневной рабочей нагрузки людей, в результате чего они будут перераспределены на более межличностные роли или сосредоточатся на оставшихся, более значимых частях своего времени.

Теперь обсудим более предметно.

В связи с определенными событиями все зарубежные RPA платформы так или иначе ушли с Российского рынка автоматизации, упомяну только UiPath и Blue Prizm, так как в связи с импортозамещением сейчас идет обширная миграция (перевод роботов с одной платформы на другую) с данных платформ на наши Российские и, если вас заинтересует RPA было бы не плохо изучить хотя бы одну из них, это повысит вашу ценность как специалиста перед работодателями.

А что в России, у нас есть свои IDE для роботов?

Есть, не одна и не две, на самом деле их более 10.

Но основную долю рынка сейчас занимают три самые проработанные и клиенто-ориентированные: PIX Robotics, PrimoRPA и Sherpa RPA. (Ссылку указываю только на одну из платформ так как во время написания статьи, в выходной день, я смог получить прямое разрешение на упоминание, от команды данной платформы)

Сравнений в статье не будет, так как у каждой из них есть свои особенности и преимущества, но они уже не уступают мировым лидерам роботизации и где-то даже превосходят их.

К чему был весь этот экскурс?

Я хотел познакомить вас с одной из интересных технологий, которая сейчас развивается семимильными шагами и входит в нашу жизнь, правда есть одно – но, и это малое количество специалистов, как разработчиков так и аналитиков.

Сейчас на каждом углу кричат как легко войти в IT, цитирую неизвестного мне пользователя, “Легко можно выйти, но вот войти вряд ли” и тут он абсолютно прав, учиться и работать нужно в любой сфере, тем более в области высоких технологий. Но. Занять своё место как специалист RPA пока что намного проще, нежели в сфере классической разработки, где благодаря хайпу последнего года, нестройная толпа недоученных специалистов, сменивших специальности, но не имеющих практических навыков ищут своё место под солнцем. Дополнительную информацию или как стать RPA специалистом, вы можете почитать на Портале про RPA.

Здесь вы можете найти много информации по данной тематике.

Выбирай Будущее! Управляй Роботами! Мысли Самостоятельно!

Спасибо за внимание.

44
2 комментария

Достаточно хороший обзор технологии RPA!

Хотел бы прокомментировать тезис о том что RPA может нести угрозу для отрасли аутсорсинга бизнес-процессов. Мне кажется, всё как раз наоборот. То что я сейчас наблюдаю - аутсорсинговые компании сами "нанимают" роботов для ускорения рутинных бизнес-процессов. Учитывая, что они и так проводили большую работу по систематизации и типизации тех услуг, которые они оказывают клиентам, а также подводили под эти услуги инструкции и регламенты - для более чёткого исполнения их людьми, они сейчас находятся в более выигрышном положении по сравнению с большинством компаний, у которых бизнес-процессы пока in-house - там пока всё не так чётко структурировано. Чем более структурирован бизнес-процесс, тем проще и дешевле передать его роботу, тем выше будет отдача.

Ещё одно интересное направление - ОЦО (Общие центры обслуживания). Это когда крупная компания с несколькими филиалами создаёт себе "карманную" аутсорсинговую компанию и выносит туда общие повторяющиеся бизнес-процессы своих подразделений. Обычно это бухгалтерия, кадровый учёт, HR-процессы, иногда логистика, IT-обслуживание, "внутренний" клиентский сервис. Изначально экономия достигается на исключении дублирующихся бизнес-функций на уровне корпорации, но вторым этапом эти бизнес-функции начинают роботизировать. Только у нашей платформы Sherpa RPA в клиента три ОЦО крупных компаний (кстати, спасибо за упоминание). Тренд устойчивый, будет продолжаться.

Так что аутсорсингу нечего беспокоиться, наоборот надо брать технологию на вооружение.

2
Ответить

Насчет аутсорса, так далеко не заглядывал, лишь поверхностный анализ, а ведь вы действительно правы, получается угрожать будет только недальновидным компаниям отказывающимся идти по пути прогресса и пытающимся сэкономить на дешёвой рабочей силе, из отдалённых регионов и/или слаборазвитых стран ближнего зарубежья

Ответить