Как много читать и всё понимать

Привет, меня зовут Руслан, и я с детства очень люблю читать. Мои предпочтения в книгах менялись вместе со мной: от «Тома Сойера» до «Братьев Карамазовых», от Диснеевской энциклопедии до инвестиционной оценки. Неизменным всегда оставалась любовь к качественной литературе.

Со временем я понял, что даже если с утра до вечера только читать, всех отведенных мне дней не хватит, чтобы прочитать все книги из понравившихся, а лист с каждым годом все больше. Тогда я попробовал читать "взахлеб", буквально проглатывая несколько книг в неделю. Из этого кроме головной боли ничего хорошего не получилось.

Сегодня в книжном клубе я читаю около 70 книг в год и все еще считаю, что могу больше.

На встрече с выпускниками одного колледжа Уорена Баффета спросили, какой супер-способностью он хотел бы обладать. Читать быстрее, не задумываясь ответил он.

Как много читать и всё понимать

И я таки разобрался, как заполучить такую супер-способность - нужно читать в разных стилях в зависимости от целей чтения и типа той литературы, которую читаешь! Как просто, казалось бы, но дьявол как всегда в деталях. Давайте разбираться.

О чем статья?

В общих чертах это попытка настроить свою технику чтения под цели чтения, далее я буду называть это стилями чтения. Тема не нова, источником вдохновения стали две книги с одинаковым названием "Как читать книги" С.И. Поварнин 1924 года и Мортимера Адлера 1942 года! Понимаете, насколько давно тема со стилями чтения актуальна?

В целом на вопрос "Как много читать" есть всего три ответа:

1) Читать больше (чаще и дольше). Как правило речь о разного рода техниках скорочтения, типа мета-ориентирования или развития периферийного зрения. Конечно отлично, но метод сильно ограничен ресурсами мозга, да и в целом доступным временем для чтения.

2) Читать выборочно, т.е. читать только то, что нужно для работы или в пределах интересующей области. В целом правильно, но выбор литературы велик и конечно иногда хочется "отвлечься" на роман, потом переключится на детектив и потом снова нужный нон-фикшн.

3) Читать качественно или другими словами читать в разных стилях, о чем и поговорим.

Известные подходы к чтению

М.Адлер упоминает три способа чтения, в зависимости от требуемой цели:
- Структурное (аналитическое) чтение - наша задача лишь понять основную мысль книги и выделить поставленные автором в ней проблемы;
- Интерпретационное (синтетическое) чтение - после поиска ключевых аргументов и утверждений автора определяем смог ли автор решить поставленные проблемы;
- Критическое (оценочное) чтение - это когда мы не просто читаем, но вступаем с автором в мысленный диалог с критикой и оценкой.

Идея Адлера состоит в том, чтобы научиться сочетать все способы.

Сергей Иннокентьевич Поварнин более консервативен и делит чтение на два способа от целей: низкие (убить время) и высокие (самообразование). Разным способам соответствуют разные механики чтения, запоминания и понимания текста, но в основе разделения - цели.

Стили чтения

Вообще говоря, каждый из нас по умолчанию обладает разными стилями чтения, хотя не всегда и осознает это. Например когда вы читаете инструкцию к лекарству (если вы конечно не медик, химик или фармацевт) вы не читаете всю инструкцию, глаз скользит сквозь текст, пытаясь вычленить ответы на вопросы о противопоказаниях, о способах применениях, о действии и пр. Т.е. перед чтением мы поставили вопрос и читая ищем на него ответ.

С другой стороны, представьте например, что вы читаете детский рассказ? Текст кажется примитивным и простым, для понимания целого абзаца достаточно бегло пройти по тексту, даже не вчитываясь все понятно.

Наконец представьте что читаете письмо от старого друга и эта весточка пришла к вам через много лет. Вы вчитываетесь жадно в каждое слово, перечитываете предложение по несколько раз, боясь упустить важные детали.

Другими словами уже сейчас вы умеете читать в разных стилях, затрачивая при этом разное время и разное количество интеллектуальных усилий для прочтения и понимания текста.

Для того чтобы сформулировать стили я разделил процесс чтения на двух простых шкалах: степень погружения в текст (глубоко/поверхностно) и затрачиваемое время (медленно/быстро). В результате на пересечениях шкал получилась такая матрица с 4 стиля чтения.

Для придания большей образности я добавил стилям нарицательные имена. Разумеется это не связано с реальными людьми.

Как много читать и всё понимать

Читай как Билл

Стиль чтения: читаем медленно, с наслаждением
Что читаем: в основном художественная литература
Цель чтения: удовольствие, развлечение
Усилия, ресурсы: времени много, усилий минимум

Это самое приятное чтение, когда мы читаем медленно, с удовольствием. Здесь "поверхностно" используется косвенно, подразумевая, что у нас нет необходимости вдумываться и вчитываться в каждое слово, обдумывая контекст каждого слова и предложения.

Так мы читаем художественную литературу. Мы никуда не торопимся, текст нам нужен для удовольствия, мы скользим по тексту. Нас поглощает сюжет, читая мы видим образы и художественные описания персонажей или обстоятельств. Нам важен глубинный смысл текста, но мы понимаем его через собственное "прожитие" эмоций героев и их чувств.

Для того чтобы настроить читателя на такой тип чтения автор использует сложные образы, заставляющие работать воображение. Текст снабжается многочисленными оборотами, прилагательными и сложносоставными фразами.

Как много читать и всё понимать

Собственно сам Билл давно проповедует такой стиль чтения (впрочем судя по объему книг читает он все-таки быстро). Я с большим любопытством отсматриваю его списки для чтения, зачастую там очень любопытные экземпляры.

Читай как Эйнштейн

Стиль чтения: глубокое, медленное, вдумчивое чтение
Что читаем: важные документы, учебная и научная литература
Цель чтения: образование, работа
Усилия, ресурсы: времени много, усилий очень много

По степени затраченных ресурсов такой стиль - самый сложный и самый нами нелюбимый. Именно так нужно читать учебник, научную статью или, например, любой текст на иностранном зыке на стадии его изучения. Пожалуй, именно такой стиль М.Адлер называет синтетическим чтением, когда нужно сложный текст не просто прочитать, но и понять.

Обычно автор книги находится значительно выше читателя, последнему требуется много времени и мыслительных ресурсов для того, чтобы понять и осознать материал. Другими словами, чтобы читать книги в таком стиле нужно прикладывать интеллектуальное усилие, что часто очень не просто сделать.

Кроме того, для глубокого и вдумчивого чтения нужны особые условия - тишина, сидячее положение с хорошим освещением и пр.

Как много читать и всё понимать

Читай как Олег

Стиль чтения: читаем быстро, поверхностно, не вчитываясь
Что читаем: аннотации, инструкции, рецепты
Цель чтения: получение ответов на вопросы в моменте
Усилия, ресурсы: времени минимум, усилий много

Так мы читаем аннотации, инструкции, рецепты, разные одноразовые и временные тексты, которые нужно прочитать для решения конкретной разовой задачи: как принимать лекарство? как собрать мебель? как приготовить суп?

Т.е. перед чтением мы формулируем вопрос, для нахождения ответа на который не требуется глубокого чтения, нужно лишь важно вычленить ключевые слова или основные тезисы, которые и приведут к ответу. Текст в таком стиле не читается, а просматривается – глаза «скользят» по буквам, пропуская описательную или не нужную для ответа часть.

Значительная часть текстов новостей с кликбейтными заголовками написана как раз для такого стиля прочтения. С одной стороны это позволяет нам проглатывать в ленте новостей много информации, не особо вчитываясь в текст, порой даже не дочитывая статьи до конца. С другой стороны мы делаем порой не верные выводы после прочитанного - журналисты и копирайтеры ловко научились манипулировать ключевыми словами, которые хватает мозг при беглом прочтении статьи. В итоге мозг формирует на подкорке программируемые тезисы типа "все в порядке", "эти не виноваты, виноваты те", "этот хороший, это плохой" и пр. Эффект клипового мышления, не иначе?

Как много читать и всё понимать

Читай как Илон

Стиль чтения: быстро, но без потери качества чтения
Что читаем: книги (нон-фикшн), любые рабочие материалы
Цель чтения: настраивается под текст
Усилия, ресурсы: времени минимум, усилий минимум

Стиль чтения, предполагающий быстрое прочтение текста без потери качества усвоения. Желаемый стиль чтения, который, впрочем, сам по себе не берется из ниоткуда, его нужно развивать.

Во-первых, скорость чтения достигается применением техник скорочтения. Сегодня известно несколько технологий, особенно на электронных устройствах. Не берусь судить об их эффективности, но некоторые методики заявляют о повышении скорости чтения в 3-4 раза по сравнению со средней.

Однако, одного только скорочтения не достаточно. Поэтому во-вторых, читатель должен соответствовать уровню автора, быть в материале, т.е. на одном интеллектуальном уровне или выше. Даже владеющий всеми известными техниками скорочтения читатель будет явно в ступоре от прочтения органической химии или квантовой физики, если не имеет для этого соответствующей подготовки.

Наконец, в-третьих, нужна практика, начитанность. Часто читающий преподаватель в университете очень быстро читает новинки литературы в своей области, просто потому что общие тезисы, термины и контекст ему близки. Он в состоянии быстро разобраться в вопросе.

Цели такого чтения могут быть самые разные - от образования до чтения длдя

Как много читать и всё понимать

Типичные ошибки

Типичная ошибка, которую все мы делаем - не верно применяем стили. Например читаем большой договор как Олег потом удивляемся, что там были упоминания огромных штрафов или невыгодных условий.

Или лежа на диване, под лампой тусклого света читаем учебник, как если бы это была Донна Тарт или Айн Рэнд.

Большое же заблуждение мы совершаем когда читаем "легкую" литературу через "тяжелые" средства. Ресурс быстро заканчивается, книга становится ненавистной.

Как применять стили

Разобравшись со стилями давайте поговорим о том, как их применять. В первую очередь важно определиться что мы будем читать и для чего. Если это книга сложная и цель образование, к такому чтению нужно подготовиться - нужны особые условия. В общественном транспорте, между делом за кофе, во время прогулки и пр. - цели не будут достигнуты.

Чтение таким стилем - трудная работа, так читать нужно в тишине, за письменным столом, с карандашом в руках, медленно и, вероятно, несколько раз перечитывая. Ресурс такого чтения быстро исчерпаем, однако только такой способ сулит достижение целей в образовании или желании действительно овладеть чем-либо через текст.

Очень ценным умением будет стиль "Читай как Олег". Будучи не затратным по ресурсу и времени, он позволит достаточно быстро оценить книгу или статью - стоит ли ее читать средствами "Эйнштейна" или пробежаться глазами и забыть?

В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля на другой. Например в течение дня мы много читаем сидя за столом с карандашом и это нужно для нашего бизнеса или дела. Придя же вечером домой, садимся в уютное кресло и никуда не торопясь, читаем интересный роман.

Я создал книжный клуб MBA YOURSELF, где мы читаем и обсуждаем деловую и нон-фикшн литературу, а также около-бизнесовый контент. Присоединяйтесь, развиваем стили чтения вместе!

3333
14 комментариев

О таких вещах надо рассказывать в школе, на уроках по обучению работе с информацией.

10
Ответить

Мне кажется, что "тип чтения Илона Маска" не существует. Я сам очень много читаю с детства и изучал различные техники скорочтения. Большинство приëмов скорочтения имеют серьёзные ограничения и, как правило, нацелены на поверхностное чтение, которое позволяют осуществлять действительно на высокой скорости. Но используя эти техники натыкаешься на определëнный баланс скорость - вдумчивость, а определëнный тексты (научную литературу, сложную философию, справочные данные) и вовсе невозможно читать с использованием скорочтения. Хотя, читал про уникумов, которые реально полностью запоминали содержание быстро перелистываемых страниц, но во-первых, это скорей индивидуальные особенности мозга и не каждому дано, во-вторых, есть подозрение, что у этих людей развито не традиционное чтение с мгновенным извлечением и запоминанием смысла прочитанного, а фотографическая память и первоначальное запоминание визуального образа с последующим - отложенным извлечением смысла, только когда им задают по содержанию вопрос (что-то вроде ленивой инициализации в программировании).

3
Ответить

Спасибо, автор.
Ещё раз убедился что чудес не бывает. Чтобы информация осталась в голове в систематизированном виде - надо вчитываться

1
Ответить

на самом деле очень люблю читать, но к сожалению на это практически нет времени

1
Ответить

Могу прочесть шикарную вдохновляющую книгу, но уже через год забыть даже ее сюжет. Да, можно сказать, что возраст и все-такое, но у меня так было еще с юных лет

1
Ответить

С юных лет не запоминаю анекдоты ;)

Ответить

Очень интересно подмечено про стили. За собой замечаю, что если сажусь с книгой за стол под лампу, то совсем по другому идет, нежели лежа на диване читать. Но никогда не пыталась это осмыслить, просто интуитивно читаю учебную литературу за столом (а все остальные - как получится).

1
Ответить