€300 тысяч только на парковку: сервис с российскими корнями My Sky помогает контролировать расходы на частный самолёт

Сооснователь компании Кирилл Ким — о том, сколько стоит содержание бизнес-джета, за что платят владельцы самолётов и как их пытаются обмануть поставщики услуг.

Основатели My Sky: Кирилл Ким (слева) и Кристофер Марич
Основатели My Sky: Кирилл Ким (слева) и Кристофер Марич

Продукт

С помощью My Sky владельцы частных самолётов могут контролировать расходы на содержание воздушного судна.

В конце каждого месяца (и в конце года) сервис формирует несколько финансовых и аналитических отчётов:

  • сколько полётов совершил владелец;
  • сколько он потратил на каждый рейс;
  • какова стоимость обслуживания;
  • сколько стоит час полёта в зависимости от продолжительности рейса и так далее.
Интерфейс сервиса
Интерфейс сервиса

Сервис получает данные о расходах благодаря инвойсам — платёжным документам, которые выписывают поставщики услуг (аэропорты, агенты по наземному обслуживанию, кейтеринговые компании, топливные компании и другие).

Представители владельца загружают их в систему, и она с помощью технологии OCR и машинного обучения распознаёт текст и соотносит данные с разными категориями — расходы на услуги аэропорта, топливо, экипаж, навигацию и так далее.

Получается привычная круговая диаграмма — как в банковском приложении.

Данные о годовых расходах на эксплуатацию самолёта Bombardier Global Express 6000. Стоимость судна — $50 млн
Данные о годовых расходах на эксплуатацию самолёта Bombardier Global Express 6000. Стоимость судна — $50 млн

Статистику можно детализировать и увидеть распределение расходов в каждой категории. На примере «услуг аэропорта» это:

  • наземное обслуживание судна;
  • кейтеринг;
  • парковка;
  • таможенные сборы;
  • авиационная безопасность;
  • обеспечение полёта.
Детализация расходов Bombardier. Владелец только на парковку потратил €375 тысяч в год — это чуть больше €1000 в день
Детализация расходов Bombardier. Владелец только на парковку потратил €375 тысяч в год — это чуть больше €1000 в день
Калькулятор: на сколько часов парковки бизнес-джета хватило бы вашей зарплаты?

Кроме того, пользователь может посмотреть статистику по отдельному рейсу: какое расстояние преодолел борт, сколько денег и топлива было потрачено, кто управлял судном.

€300 тысяч только на парковку: сервис с российскими корнями My Sky помогает контролировать расходы на частный самолёт

Одна из самых полезных функций My Sky — это аудит. Благодаря сравнительному анализу расходов разных пользователей система определяет бенчмарки — сколько стоят те же услуги альтернативных поставщиков (либо того же самого поставщика) и какие наилучшие предложения существуют на рынке.

Проще говоря, благодаря бенчмаркам владелец судна может узнать, переплачивает он за обслуживание или нет.

Например, в конце месяца владелец самолёта получил счёт за наземное обслуживание и заправку самолёта в аэропорту «Тетерборо» на $39 тысяч. По данным My Sky, средняя цена этой услуги — $29,2 тысяч.

Но если сменить поставщиков (например, заказывать топливо у компании AEG, а обслуживание — у компании Meridian), то стоимость услуг можно опустить до $23,9 тысяч, что позволит экономить до $15 тысяч в месяц только на обслуживании и заправке.

€300 тысяч только на парковку: сервис с российскими корнями My Sky помогает контролировать расходы на частный самолёт

Аудиторы сервиса изучают статистику и готовят для клиента пошаговую инструкцию — какие именно действия нужно совершить, чтобы сократить издержки в будущем.

Проблема

Раньше владельцы не могли посчитать точную сумму затрат на обслуживание частного самолёта, рассказывает сооснователь My Sky Кирилл Ким.

Он столкнулся с этим в 2014 году, когда работал в одном из крупных московских банков, и собственник поставил ему задачу — проанализировать и проконтролировать траты на содержание двух бизнес-джетов.

Когда владелец покупает самолёт, он передаёт его посреднику (оператору или управляющей компании), который организует полёты. Вернее, он подбирает поставщиков услуг, которые нанимают экипаж, заправляют топливо, обслуживают и ремонтируют судно.

В конце каждого месяца управляющая компания отправляет владельцу инвойсы — документы о том, какие услуги были оказаны и на какую сумму.

При этом владелец не может проверить, справедлива ли выставленная цена — информации о стоимости литра топлива или часа парковки в аэропорту чаще всего в открытом доступе нет.

Её получение и анализ — трудоемкая задача, которая требует специальных компетенций.

Представьте, что я — ваша менеджмент-компания. В конце месяца говорю вам: «Вот счёт за заправку в аэропорту Зимбабве на $15 тысяч».

У вас наверняка возникнет вопрос: «А как понять, это много или мало? А сколько стоил литр топлива, почему мы залили именно такое количество?»

На эти вопросы никто не ответит, кроме человека, который выбрал поставщиков.

Кирилл Ким

Кроме того, инвойсы поступают с задержкой: например, самолёт заправили в марте, а инвойс за эту заправку поставщик подготовил и отправил только в июне.

Из-за этого владелец не мог однозначно сказать, во сколько ему обходился каждый перелёт, почему он должен заплатить в конце месяца ту сумму, которую просит оператор.

Ким решил разобраться, как формируются цены, и как устроен этот рынок. Он познакомился с представителем одного из швейцарских операторов Кристофером Маричем.

Они выяснили, что из-за неэффективной работы операторов владельцы частных самолётов зачастую переплачивают за обслуживание до 25% больше реальной рыночной стоимости услуг.

Тогда они решили создать сервис, который позволил бы владельцам провести независимый аудит расходов, а заодно оценить работу своего оператора и оптимизировать расходы в будущем.

Bombardier Global Express 6000
Bombardier Global Express 6000

От офлайна к ИТ-сервису

Партнёры понимали, что у них на руках нет достаточного количества данных для анализа. А без них они не могли рассчитать бенчмарки — то есть сравнить рыночные ставки поставщиков услуг.

Чтобы их собрать, они решили сперва открыть офлайн-агентство и сфокусироваться на независимом аудите расходов. Им помогли Марк и Алексей Гарбер, которые стали первыми инвесторами My Sky (в то время — My Jet). В конце 2015 года они познакомили предпринимателей с несколькими владельцами самолётов.

Ким и Марич работали как детективы-аналитики: получали инвойсы и искали «аномалии» — в одном платеже появился подозрительный контрагент, в другом оператор пытался дважды списать деньги за услугу, третий платёж прислали по ошибке и так далее.

Мой любимый пример, когда клиент прилетел во французский аэропорт, ему пополнили запасы и загрузили 1000 пластиковых стаканчиков.

А через два месяца ему пришёл инвойс на сумму в €6000. Оказалось, что в аэропорту нечаянно поставили несколько лишних нолей.

Кирилл Ким

Накапливая данные, партнёры параллельно начали разрабатывать ИТ-платформу — чтобы визуализировать результаты аудита и статистику для клиентов. У них не было опыта в программировании, поэтому они наняли UI-, UX-дизайнера, продуктолога и разработчиков.

Первая версия ИТ-системы My Sky появилась осенью 2016 года. Функциональность сервиса была ограниченной — аудиторы вручную вводили данные из инвойсов, а платформа рассчитывала стоимость лётного часа и месячные расходы на обслуживание борта.

Однако этого уже было достаточно, чтобы потенциальные клиенты могли точнее оценивать свои расходы, поясняет Ким.

Богатые люди оперируют большими числами: «Я летаю 300 часов в год, трачу $10 тысяч за лётный час, значит в год выйдет $3 млн». Но это неправильные расчёты: стоимость лётного часа отличается на разных маршрутах.

Кирилл Ким

В качестве примера он приводит рейс на Bombardier Global 6000 из Москвы в Санкт-Петербург и из Софии в Лос-Анджелес. Первый займёт час и будет стоить $15-18 тысяч, а второй — 13 часов, будет стоить $36-40 тысяч. В первом случае владелец за час в воздухе заплатит $15-18 тысяч, а во втором — около $3000.

Трудности роста

По словам Кима, рынок обслуживания частных самолётов очень закрытый и непрозрачный — операторы не заинтересованы в том, чтобы владельцы могли контролировать свои расходы. После запуска первой версии My Sky предприниматель столкнулся с угрозами.

Ругались матом, угрожали. Приглашали на встречу и говорили: «А вам не страшно ходить по улице?»

Им не нравилось, что мы делаем с рынком. До рукопашной дело никогда не доходило, но было близко к этому.

Кирилл Ким

Предприниматели почувствовали, что создали продукт, который помогает делать рынок прозрачнее. Это дало им стимул продолжить работу.

К концу 2017 года они накопили достаточно данных, чтобы доработать систему, и разработали алгоритм для расчёта бенчмарков, а также детализированной статистики — вплоть до расходов на парковку в конкретном аэропорту мира.

Фрагмент из месячного отчёта о расходах на парковку для Bombardier Global 6000. Стоимость — в предпоследней колонке, суммы в евро.
Фрагмент из месячного отчёта о расходах на парковку для Bombardier Global 6000. Стоимость — в предпоследней колонке, суммы в евро.

Часть данных (например, рыночные котировки авиационного топлива и сведения о перемещении бортов) компания покупает у сторонних сервисов. Предприниматели не разглашают их названия.

Благодаря новым функциям My Sky смог эффективнее ловить за руку недобросовестных поставщиков услуг и операторов, рассказывает Ким.

Как-то раз наш клиент заправился в южноамериканском аэропорту. Потом получил инвойс от топливной компании на 21 тысячу литров.

А наша система может контролировать остатки: мы знаем ёмкость бака самолёта и сколько там осталось топлива после полёта. В итоге 3000 литров получились лишними.

Мы занимаемся не только проверкой рыночной стоимости, закупочной цены, но также смотрим, сколько и в какой локации заправили пилоты: зачем заправили в локации А, если могли дешевле в локации Б.

Получается многофакторный анализ, который позволяет экономить и принимать более правильные решения в будущем.

К концу 2017 года на My Sky были подписаны около 50 самолётов. Поскольку сотрудники сервиса по-прежнему перепечатывали данные из инвойсов и вручную вносили их в систему, сервис столкнулся с проблемой масштабируемости.

«Мы не могли набирать клиентов — ставили их в очередь. Понимали, что не можем нанимать сотрудников пропорционально росту количества самолётов — это неэффективно», — рассказывает Ким.

Предприниматели поняли, что необходимо автоматизировать ввод информации. Они потратили на это около года: благодаря OCR система автоматически распознаёт текст инвойса и с помощью алгоритмов машинного обучения «понимает», к каким категориям относятся расходы и автоматически разносит их по соответствующим позициям.

Сотруднику сервиса требуется только загрузить документ в систему. По оценке Кима, автоматизация позволила увеличить скорость обработки документов в 30 раз.

Продажи, инвестиции, рынок

По данным компании Bombardier, общий объём рынка обслуживания частных самолётов составляет €28 млрд, а всего в мире — 22 тысячи бизнес-джетов (из них в России около 500 бортов).

Сейчас на платформе зарегистрировано 90 самолётов. По словам Кима, конверсия продаж составляет 90% — из 10 встреч с собственниками 9 заканчиваются подписанием контракта.

My Sky работает по модели SaaS — стоимость подписки для одного борта составляет около €4000 в месяц и зависит от типа и размера самолёта. Приблизительная выручка сервиса — около €360 тысяч (точную сумму Ким не раскрывает, но отмечает, что компания прибыльна).

За четыре года компания привлекла €1,5 млн инвестиций. В команде My Sky — 80 человек. Офисы находятся в Швейцарии (где зарегистрирована компания) и в Москве.

В России сосредоточена команда, которая отвечает за разработку продукта, а в Европе — команда, которая отвечает за продажи и поддержку пользователей.

Большинство клиентов сервиса — из-за рубежа. 50% приходится на Европу, 30% — на Россию, 10% — на Азию и Африку, 10% — на США. В будущем Ким планирует упрочить позиции на американском рынке (и сейчас ведёт переговоры о новом инвестиционном раунде).

Кроме того, Ким собирается расширить взаимодействие с производителями самолётов. Сейчас My Sky сотрудничает с двумя компаниями (Ким не разглашает названия): по условиям соглашения, сервис передаёт производителям обезличенные статистические об использовании их самолётов, а производители — рекомендуют My Sky своим клиентам.

Стоимость бизнес-джета варьируется от $300 тысяч (за 30-летний Learjet или Cessna) до $130 млн (новый Airbus или Boeing в пользовательской комплектации).

«Перед покупкой самолёта нормальный человек спросит: "Сколько я буду тратить на его содержание?" Тот производитель, который сможет точно ответить на этот вопрос, получит нового лояльного клиента», — заключает Ким.

3333
40 комментариев

Как много незанятых узких ниш без конкуренции открывается взгляду, если искать их, стоя на собственной горе из бабла...

45
Ответить

Захотелось взять фразу в качестве эпиграфа

4
Ответить

Хорошая статья под дошик.

27
Ответить

Хоть бы кто лайфхак написал, как не рвать носки, пока на вертолёт копишь.

6
Ответить

В качестве примера он приводит рейс на Bombardier Global 6000 из Москвы в Санкт-Петербург и из Софии в Лос-Анджелес. Первый займёт час и будет стоить $15-18 тысяч, а второй — 13 часов, будет стоить $36-40 тысяч. В первом случае владелец за час в воздухе заплатит $15-18 тысяч, а во втором — около $3000.Калькуляция уровня: если я войду в метро на Парке Культуры и выйду на Киевской, то проехать одну станцию будет мне стоит 38 рублей, а если я войду на Парке Культуры и поеду до Киевской против часовой стрелки, то проезд каждой станции мне будет стоить всего 3,8 рубля!

Можно ещё поcчитать сколько будет стоить обслуживание самолёта, если за год всего 10 часов летать, а потом сравнить с налётом в 1000. Ясен красен, что ангар, страховка и прочие обязательные расходы размазываются по часам в независимости от того, сколько самолёт провёл в небе.

8
Ответить

Калькуляция уровня: если я войду в метро на Парке Культуры и выйду на Киевской, то проехать одну станцию будет мне стоит 38 рублей, а если я войду на Парке Культуры и поеду до Киевской против часовой стрелки, то проезд каждой станции мне будет стоить всего 3,8 рубля!- Дурак ты, за такси надо было бежать! Больше бы сэкономил! :)))

Ответить

Всем читателям vc срочно пересесть на самолеты

4
Ответить