Коммерческое давление в классическом искусстве

Салют! Как дизайнеры, мы часто говорим о художниках и скульпторах прошлого как о независимых творцах. Хотя на самом деле, на протяжении всей истории деятели искусства находились под влиянием своих покровителей и канонов того времени. Может быть, различие между искусством и дизайном не так однозначно, как может показаться на первый взгляд?

Античность

Древние скульптуры чаще всего создавались для храмов и святилищ и почитались как олицетворение богов и богинь. Например, статуи Венеры (Афродиты) Милосской, богини Ники или одно из древних чудес света – статуя Зевса в Олимпии, сделанная из слоновой кости и золота. Эти и многие другие скульптуры были символами духовного благоговения и преданности. Как сейчас христианские иконы, распятия и прочая религиозная атрибутика.

Еще скульптуры устанавливались во дворцах, садах или на площадях чтобы оживить пространство или отпраздновать победы в сражениях.

Ренессанс

В эпоху Возрождения многие известные художники создавали фрески, картины, гравюры и эстампы по заказу религиозных учреждений. На них изображались христианские сюжеты и герои, обеспечивая важное визуальное сопровождение веры и укрепляя влияние церкви в обществе.

Некоторые заказчики руководствовались политическими или социальными мотивами и заказывали произведения искусства для своих дворцов, вилл и общественных мест, чтобы произвести впечатление на посетителей и продемонстрировать богатство и вкус покровителя. Даже великий Микеланджело, известный своими скульптурами и фресками, не был застрахован от коммерческого давления. Ему было поручено создать для семьи Медичи скульптуры, которые служили целям повышения статуса и власти семьи.

Другие патроны желали самовыражения и заказывали портреты себя, своей семьи или предков. Эти работы часто использовались для передачи статуса, идентичности и родословной мецената. К примеру, Рубенс получил заказ на создание серии картин для эрцгерцога Австрии, которые должны были прославить династию Габсбургов и продвинуть их политическую программу.

Наконец, некоторые меценаты руководствовались желанием содействовать развитию искусства и заказывали произведения как способ поддержки и поощрения художников, а также продвижения и распространения новых стилей и техник.

Во всех случаях функция произведений искусства заключалась в удовлетворении конкретных потребностей и желаний покровителей. Так что никаким «Я художник, я так вижу» там и не пахло. Классическое искусство было скорее ремеслом для зарабатывания денег, а не творчеством для самовыражения. Были даже строгие гайдлайны, только назывались они канонами. Такие дела.

~~~
Я совсем не искусствовед, поэтому с радостью выслушаю критику историков и экспертов в этой области и дополню пост или внесу правки. Спасибо.
~~~

22
2 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Евгений, спасибо вам за полезную обратную связь! Учту :)

2
Ответить