Хочу стать продакт-менеджером, что делать?

Профессия менеджера по продукту сегодня — одна из самых востребованных в ИТ. Привлекательна она тем, что дарит чувство сопричастности к чему-то ценному и позволяет менять жизнь пользователей к лучшему. Кроме того, работа продакта очень многогранна, что значительно расширяет возможности для входа в профессию. Прежде чем стать продакт-менеджером, я прошел длинный путь, был разработчиком, аналитиком, руководил бизнес-юнитом из 60 человек, но ваша карьера может складываться совсем иначе.

В этой статье я помогу разобраться, кто такие продакт-менеджеры и какими основными знаниями, навыками и образом мышления нужно обладать, чтобы стать продактом. А ещё подскажу, как можно быстро оценить свой опыт и понять, какие важные навыки у вас уже есть, а чему предстоит учиться.

Менеджеры по продукту могут иметь разные специализации, такие как Growth, Marketing или Technical, об этом мы писали в статье с ProductStar. Кроме того, в разных компаниях круг задач продакта или необходимые знания могут отличаться в зависимости от предметной области и специфики продукта. Мы же поговорим об основах профессии и базовых принципах работы, которые будут одинаковыми почти для всех.

Хочу стать продакт-менеджером, что делать?

Кто такой продакт-менеджер

Главная цель продакт-менеджера — сделать продукт, который любят пользователи и который приносит им существенную пользу. Причём понятие пользы, или добавленной ценности, динамическое и изменяется со временем, иначе все классные продукты уже давно были бы созданы. Например, изначально Dropbox создавался как облачное хранилище файлов, а теперь он позволяет редактировать документы, т. е. ценность трансформировалась, и сейчас это — возможность хранить информацию, а не файлы. Создавая крутые продукты, продакт-менеджеры помогают компании достигать стратегические цели и растить ключевые для бизнеса метрики. На пути к заветной цели продакт решает множество задач: отвечает за поиск и «продажу» идеи внутри компании, маркетинг и PR-кампанию после выхода продукта, а затем вновь собирает метрики и предлагает новые изменения. Помогают ему в этом особые навыки и образ мышления.

Считается, что на рынке сильно ценятся T-shaped специалисты. К ним можно отнести, например, программистов, от которых требуется глубокое, профессиональное владение языком программирования и относительно поверхностное понимание ИТ и предметной области.

Продакт-менеджер — △-shaped специалист. Это значит, что продакт должен не только отлично справляться со своими прямыми обязанностями, но и достаточно глубоко разбираться во всех смежных областях, чтобы принимать решения быстро и эффективно.

Ключевые навыки ИТ продакт-менеджера

Кроме предметной области, в которую желательно погрузиться заранее, компетенция менеджера по продукту состоит из трёх основных частей.

Общие и софт-навыки

Это, в первую очередь, навыки взаимодействия с людьми, управления проектами, общего менеджмента. По личному опыту, их лучше всего приобретать на практике, но подспорьем может стать бизнес-литература и курсы.

Кроме этого, чтобы создавать по-настоящему хорошие продукты, нужны ещё и другие навыки, вот несколько из них:

  • Умение ясно определить проблему. Продакт-менеджер должен верно оценить потребности пользователей, а значит и приоритетные функции продукта. Что именно нужно стейкхолдерам: клиентам, заказчикам, поставщикам и т. д.? В чём состоят их интересы и задачи?
  • Здравый смысл и честность. Не всякий продукт будет успешным, а решение — верным. Важно уметь вовремя задать себе вопросы: «Почему нам стоит продолжать делать то, что мы делаем? Не правильнее ли признать, что текущая деятельность утратила смысл и заняться чем-то иным?» А затем честно на них ответить.
  • Лидерство. Очень важный навык, который включает в себя умение выстроить правильную стратегию менеджмента, создать и поддерживать доверие, эффективное взаимодействие и правильную атмосферу в команде. Умеете ли вы вести за собой команду и признавать свои ошибки?
  • Общность. Работая над частью продукта, команды могут забывать о целях компании или не учитывать интересы других подразделений, поэтому важно всегда иметь их в виду. Например, выбирая между способом X или Y для решения задачи, оценивайте эффективность каждого с точки зрения всей организации.
  • Увлеченность. Возьмем директора любой успешной компании: как правило, это – очень энергичные люди, которым «больше всех нужно». Мне нравится изучать мотивацию таких лидеров и копировать их поведение в некоторых ситуациях, проживая этот опыт.

Дизайн ИТ-систем

Разумеется, эти знания нужны лишь тем продактам, кто планирует работать в ИТ. Это самый распространенный выбор, но продакт-менеджеры могут работать и в других сферах тоже и создавать не цифровые продукты. Например, построить дом за три дня :) В любом случае знания предметной области необходимы.

Вот что желательно знать ИТ-продакту:

  • Что такое backend, frontend, и микросервисы?
  • Как работают HTTP-запросы, когда мы открываем страницу в браузере?
  • Что такое REST API и как выглядит JSON?
  • Что такое база данных, как она устроена и как получить из неё данные?

Изучать всё это лучше с кем-то, кто хорошо разбирается в ИТ сфере и может быстро отвечать на вопросы, проверять и объяснять.

Хард-скиллы и образ мышления

Сюда входит всё, что касается работы с аналитикой и данными, анализа рынка. Это знания того, что такое retention, как правильно работать с backlog, проводить А/Б-тесты и многое другое — именно этому обычно учат на курсах по продакт-менеджменту. Важно дополнить, что нужно пользоваться своим продуктом постоянно — это поможет генерировать гипотезы и формировать видение. Также важно развивать особый образ мышления, или Product Mindset. Менеджер по продукту должен быть ориентирован на конечный результат и постоянно задавать себе и команде вопросы, например, «Зачем мы это делаем?» и «Точно ли эти цифры правильные?», что значительно повышает эффективность работы.

Пример: мы улучшили воронку регистрации на 2%. А сколько было? Что значит «улучшили» — теперь пользователи чаще нажимают какую-то кнопку или завершают регистрации? Данные статистически значимы?

Честно оцените себя

Если вы приняли твердое решение стать продакт-менеджером, то для начала важно оценить свои знания. Это поможет составить план обучения и двигаться к намеченной цели структурно.

Оценку можно провести с помощью двух вопросов. При этом хард-скиллы продакт-менеджмента выносим за скобки, исходя из того, что они, вероятно, ещё не изучены.

  1. Опыт менеджмента: у вас есть как минимум год опыта управления командой из 3+ человек в прямом или проектном подчинении?
  2. Опыт в ИТ: вы разбираетесь в технологиях, можете спроектировать условный Dropbox для миллиона пользователей, БД к нему и написать SQL-запрос? Это не обязательное, но желательное условие.

Нет опыта

Начинать с нуля и одновременно осваивать управление командой, ИТ и продуктовый менеджмент — сложно. Если объём работы демотивирует, задачу можно упростить. Например, перейти в ИТ на позицию аналитика или маркетолога, чтобы набраться опыта и понять, как всё устроено. Если у вас был опыт создания своего бизнеса, можно попробовать поработать продактом не в ИТ.

Есть опыт менеджмента, нет в ИТ

Хорошая новость — софт-скиллы помогут вам эффективно решать вопросы за счёт развитых навыков коммуникации. Погружение в ИТ может занять до года, а иногда и больше. Подумайте, возможно, есть другие сферы, в которых вы разбираетесь? Вы можете начать карьеру продакт-менеджера в другой области, параллельно изучая ИТ.

Есть опыт в ИТ, нет в менеджменте

Если вы разработчик или аналитик — отлично! Это значит, вы сможете общаться с командой на одном языке, а ещё, скорее всего, умеете задавать правильные, точные вопросы, способны добраться до сути, и предусмотреть все возможные сценарии и развилки в логике продукта. Теперь же нужно учиться политике в хорошем смысле этого слова. А ещё принять, что любые проблемы — теперь ваши. Вы должны взять на себя полную ответственность за продукт, изучить потребности клиентов, объединить команды и довести проект до конца. Этому непросто научиться, но тренировать необходимые софт-скиллы можно опосредованно, например, выступать на конференциях, активно развивать нетворкинг, заняться наставничеством. Так вы научитесь брать больше ответственности, разовьёте навыки публичных выступлений, коммуникации, лидерства — всё, что так необходимо менеджеру.

Есть опыт

Вероятно, вы проджект в ИТ, состоявшийся тимлид, маркетолог с опытом работы на крупных проектах или имеете другой схожий опыт. В этом случае упор нужно будет сделать только на хард-скиллы. Их много, в них есть свои особенности, но это не rocket science — освоить их может каждый.

Как развивать необходимые навыки

Лучше всего — найти наставника или просто коллегу, который поможет подобрать материалы и проверить знания.

Если вам нужно подтянуть технические знания, в этой роли может выступить знакомый программист, который, скорее всего, с радостью расскажет, с чего начать. При достаточной мотивации можно заниматься самому, изучая материалы, статьи, книги и видео в открытом доступе — их достаточно много. Найти подходящие источники можно, например, по запросу «system design interview».

Опыт менеджмента стоит нарабатывать самостоятельно, наблюдая за вашим руководителем, окружением, а ещё можно пройти бесплатные курсы по лидерству и управлению проектами.

Для изучения продакт-менеджмента также подойдут открытые ресурсы, где собраны отличные статьи. Ну и, конечно, курсы — преподаватель поможет структурировать знания и наглядно расскажет, что и зачем должен знать и уметь менеджер по продукту.

***

Мой профиль в LinkedIn, добавляйтесь!

1010
8 комментариев

толковая статья,разложили все по полочкам,спасибо

2

Отлично!
ПМу еще важно знать как формируются цели и по каким критериям оценивается результат, ка осуществляется планирование, в каком формате удобнее всего хранить и собирать данные.

1

Спасибо! Да, без целей и понятного всем движения к ним действительно никуда.

Спасибо за статью! А подскажите хорошие школы/курсы, где можно отточить скиллы продакта?

1

Могу говорить только относительно того, что проходил сам:
— Нетология (Курс назывался "профессия продакт-менеджер", состояил из 3 больших блоков). В целом подкачать хард-скиллы в 2017-18 было интересно, про CJM и прочее. Сложноватые дипломные работы, которые действительно приходилось делать, думать и тратить много времени. Не знаю как у них сейчас.
— GoPractice. Проходил симулятор управления продуктом на основе данных. В целом хорошо поворачивает мышление в "дотошность", чего мне не хватало местами. Условно: а точно ли можно доверять это метрике, какая-то она сильно положительная, давайте обратный эксперимент теперь попробуем и проверим.

В целом, есть хороший ресурс (не знаю, можно ли делиться в комментах ссылками на внешние сайты), который супер-полезен для оттачивания мышления, хоть там только часть про собеседования, но всё же: https://www.productmanagementexercises.com/interview-questions

По большей части важны не столько даже хард-скиллы, сколько насмотренность и открытый кругозор, способность задавать себе неудобные вопросы и честно на них отвечать)

Отличная статья! Написано очень понятным языком, спасибо! А есть какие-то особенности Продукт Менеджмента в Яндексе? Интересно было бы почитать!

1

Классный вопрос! Если коротко, то можно самому +/- выбирать и подстраиваться за счёт концентрированного количества умных ребят: быть больше контролёром или проектировщиком, но в целом роляет всегда здравый смысл, глубокое понимание продукта и умение тащить на себе много всего сразу :) А вообще интересная тема на подумать, конечно.