Всеобщую «мобилизацию» уже не остановить. Хватит мыслить десктопом

Откройте свой сайт в телефоне и протестируйте его как обычный пользователь. Быстро? Удобно? Понятно? Красиво? Если нет, вы живете в прошлом и явно зря сливаете деньги на полировку дизайнов и фич под ПК. Рассказываем, почему пора перестраивать сознание на тренд mobile first.

Привет! С вами Евгений Чуранов, директор по маркетингу WebCanape, эксперт Яндекса по обучению. Я заметил, что практически перестал пользоваться компьютером для онлайн-покупок: ищу товары, читаю отзывы, оформляю заказы и оплачиваю их только с мобильного. Исследования доказывают, что так делают больше половины покупателей, а по моим ощущениям и статистике клиентов — все 80%.

Всеобщую «мобилизацию» уже не остановить. Хватит мыслить десктопом

Люди вообще проводят в смартфоне треть бодрствующей жизни — в среднем 5 часов в день, как показывает отчет State of Mobile 2023 data.ai. Но почему-то до сих пор каждый второй заказчик в малом и среднем бизнесе все еще ориентируется на десктоп! Чтобы не повторить судьбу динозавров, пора начать думать в парадигме mobile first. Рассказываю, как это сделать.

О чем говорят цифры

Для начала немного данных из глобального исследования по диджиталу, которое провели DataReportal, Meltwater и We Are Social (самые важные выводы, цифры и инфографики — в этом материале).

  • На начало 2023 года мобильные телефоны есть у 5,44 млрд человек — почти у 70% населения планеты.
  • Количество уникальных юзеров мобильных телефонов за последний год выросло на 3,2%, или 168 млн человек.
  • Доля пользователей, которые выходят в сеть с компьютеров и планшетов, упала на 7,9%.
  • Сплит экранного времени между смартфонами и ПК, ноутбуками и/или планшетами сместился в сторону мобайла. Люди проводят в среднем 56,9% времени в интернете в день с мобильных устройств, с компьютеров — 43,1%. Кое-где — в Индонезии, Таиланде, Индии, Китае — доля смартфонов больше 60%.
Мобайл VS Десктоп по версии Global Digital 2023<br />
Мобайл VS Десктоп по версии Global Digital 2023

В России, по данным Global Digital 2023, у мобайла 46,1%. Хотя тут я больше верю Яндекс.Радару: сервис показывает, что за последний год доля мобильного трафика колебалась от 62 до 70%.

Распределение трафика по типам устройств в РФ (Яндекс Радар)<br />
Распределение трафика по типам устройств в РФ (Яндекс Радар)

И хотя пока в мобайле больше трафика, чем конверсий, частота покупок с мобильных гаджетов растет. Еще в 2017 году российские потребители делали 7 из 10 покупок с помощью компьютеров, а уже в 2021 году все было наоборот: 6 из 10 покупок пришлись на смартфоны. Такую статистику приводят Яндекс.Маркет и GfK Rus.

Да и вообще, почти 80% населения нашей страны уже совершают онлайн-покупки через смартфоны! Об этом говорят в Ipsos, а я убежден, что через несколько лет цифра приблизится к 100%, ведь большинство сервисов фактически умерли на десктопе. Вспомните, когда последний раз вы заказывали такси или пиццу с компьютера? В конечном итоге ПК нам будет нужен только для работы.

Что касается ниши, то, по моим наблюдениям, мобайл безоговорочно побеждает в b2c. Вот живое доказательство того, как изменился трафик одного из наших заказчиков — интернет-магазина мебели. Казалось бы, такие габаритные товары проще разглядывать и сравнивать на компьютере, но все равно сейчас на сайт чаще заходят со смартфонов, а доля десктопного трафика за десятилетие упала с 90 до 40%.

Динамика изменения мобильного трафика за 10 лет<br />
Динамика изменения мобильного трафика за 10 лет

Еще несколько свежих примеров, как у наших клиентов (и b2c, и b2b) соотносятся мобильный и десктопный трафик.

Распределение трафика mobile/desktop в разных тематиках по данным WebCanape<br />
Распределение трафика mobile/desktop в разных тематиках по данным WebCanape

Мобильный трафик не доминирует только в одной сфере — промышленности, довольно сложном сегменте, где основная аудитория сайтов — закупщики с рабочими ПК.

Наверняка кто-то скажет, что b2b навсегда останется за десктопом и не будет в этой нише никакой мобилизации. А я скажу: взгляните на цифры. Пусть мобильный трафик там пока отстает, зато конверсия выше на смартфонах.

Доказательство — тот же кейс промышленной компании, где только треть трафика на сайт идет через мобильные устройства, остальное приносит ПК. Но конверсия у десктопа ниже — всего 1,48%, тогда как у смартфонов — 1,61%, у планшетов — 2,08%.

Распределение трафика, тематика «промышленность»<br />
Распределение трафика, тематика «промышленность»
Распределение конверсий, тематика «промышленность»<br />
Распределение конверсий, тематика «промышленность»

После всех этих цифр и скринов у меня остается только один вопрос: зачем вы все еще тратите время и деньги и копаетесь с десктопом?

Что мы делаем в WebCanape

Мы в студии давно следим за ростом мобильного трафика, а несколько лет назад начали изучать и внедрять принцип mobile first. Но дело шло медленно: многие из команды продолжали работать за десктопом и, соответственно, «думать десктопом». Чтобы наконец изменить это, 2023 год в WebCanape мы объявили годом тотальной мобилизации. Теперь все, что делаем для себя и для клиентов, учитывает сначала требования смартфонов, а уже потом десктопа.

Как это выглядит в процессе разработки сайта

  • Перед началом работы над сайтом обязательно анализируем текущие показатели мобильности трафика в Яндекс.Метрике. Если проект новый и данных нет, ищем у себя похожие проекты и смотрим, какая статистика у них.
  • Там, где победа мобайла над десктопом очевидна, предлагаем клиенту начать работу именно с мобильных макетов, уделяем им больше внимания при разработке дизайна.
  • Обязательно внедряем мобильные фишки и убираем десктопные вроде pop-up элементов. Используем разные возможности телефона, которые упрощают взаимодействие с сайтом — даже очевидные фичи вроде автопереключения клавиатуры с буквенной на цифровую в форме для ввода телефона.
  • Тестируем сайты с учетом mobile first, используем для этого специальные расширения и браузеры.
  • Вместе с тестировщиками выборочно проверяем сайты не только на эмуляторах, но и на реальных устройствах под iOS и Android.

Как это выглядит в процессе продвижения и рекламы

  • Анализируем статистику рекламы, SEO и позиции сайта в выдаче в разрезе мобайла/десктопа.
  • Отдельно оцениваем рекламные показатели и проверяем, как выглядят мобильные объявления в Яндекс.Директе, а сниппеты — в мобильной выдаче.
  • Настраиваем специальные цели в системах аналитики для мобильных, например «клик по номеру телефона».

Что стоит сделать вам

Чтобы рынок не отставал от тренда на мобайл, недостаточно ориентированных на смартфоны разработчиков и сервисов аналитики. Нужно, чтобы поменялось мышление заказчиков — предпринимателей, маркетологов и сейлзов. А оно пока остается устаревше-десктопным. Причем чаще эту ошибку допускает малый и средний бизнес, с которым мы в основном и работаем, тогда как крупные игроки давно осознали важность мобилки (поэтому у всех есть приложения).

Вот рядовой пример

К нам обратился владелец сервиса эвакуатора с просьбой повысить онлайн-конверсии. Первым делом мы изучили мобильный сайт, ведь очевидно, что эвакуатор в 99% случаев вызывают не из офиса или дома, а с дороги, срочно. Все оказалось плохо: скорость низкая, номер телефона некликабельный, да и тот спрятан под несколько скроллов экрана. А потом открыли список задач клиента с идеями его рекламщика по улучшению сайта: все предложения были про десктопную версию, про мобильную — ни слова.

Юлия Краснова, аккаунт-менеджер

Еще одна похожая история

Для клиента, который продает оборудование для горной промышленности, мы четыре месяца перерисовывали промослайдер на главной странице — маркетологу было важно, чтобы он красиво работал на Маках. Заказчик несколько раз менял концепцию, тратил деньги на фотосессии, просил сдвинуть элемент на 10 пикселей вверх и «поиграть шрифтами». Потратил время и деньги, притом что на главную страницу с десктопа заходили меньше 5% посетителей сайта. И такие кейсы я могу перечислять еще долго.

Алексей Богомолов, менеджер проектов

Что хочу сказать: если в Яндекс.Метрике вы до сих пор смотрите только общие цифры по трафику, вы точно отстали от жизни, и этот чек-лист жизненно необходим.

Итак, чтобы не терять лиды, которые уже живут в мире mobile first, нужно, как минимум:

  • при разработке дизайна сайта больше внимания уделять мобильной версии;
  • оценивать статистику сайта и анализировать трафик и конверсии в разрезе мобайла/десктопа;
  • тестировать работу основных страниц сайта с телефона: смотреть на скорость, верстку, тексты, формы;
  • проверять, есть ли на сайте мобильные способы связи вроде Whatsapp и Telegram;
  • анализировать эффективность рекламных каналов с учетом мобайла/десктопа.

«Если вы предлагаете пользователю смартфона десктопную версию — это дерьмово»!

Еще 10 лет назад сказал один из вице-президентов Google Джейсон Сперо.

Полностью с ним согласен — и статистика тоже: по данным Google, 61% пользователей вряд ли вернутся на мобильный сайт, с которым у них возникли проблемы. Так что самое время изучить юзабилити своего сайта с учетом мобильного трафика — и инвестировать в мобайл вместо бесконечной полировки десктопа.

Можете в комментариях поделиться статистикой своих проектов. Думаю, это будет многим интересно.

А если хотите получить данные по другим сферам бизнеса, тоже пишите в комментариях. Я попробую поискать статистику среди наших проектов.

Хотите проверить сайт или заказать его реконструкцию? Пишите нам в телеграм или по почте rop@web-canape.com.

Было полезно и интересно?

Делитесь этой статьёй с вашим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье маркетинга». Здесь только актуальные исследования и реальные кейсы.

3333
35 комментариев

ааа, вы не про ту мобилизацию говорите, ну ладно

4
Ответить

Про ту мобилизацию лучше молчать🫢

3
Ответить

% трафика это следствие. Причина - характер использования. Если он естественен для человека в движение или дома на диване, тогда да, глазеть и принимать решения через окошко телефона комфортнее. Представить линейного сотрудника в офисе комфортно и производительно работающего через телефон нереально.

2
Ответить

Валентин, вы правы, что десктоп в мире офисного сотрудника никуда не исчезнет. Но анализируя статистику клиентов, видим, что все больше покупок делают с телефона.

1
Ответить

Да, недавно даже Тильда увеличила кол-во экранов для вёрстки в нулевом блоке под разные размеры моб и декстопов. Что стало гораздо удобнее интегрироваться под пользователя

1
Ответить

Тильда в этом плане в тренде!

Ответить

Цитата: "Я заметил, что практически перестал пользоваться компьютером для онлайн-покупок".
У меня как был десктоп так и остался на первом месте, смартфоны только там где разработчики по каким-то своим внутренним псевдо-принципам, нарочито делают десктоп версии неполными и просто заставляют пользоваться смартфоном. Не может большой комфортный экран заменить смартфон. Кому не понятно, что у любого приложения должны быть версии для разных устройств, так это у кого и десктоп версии не пользуются спросом.

1
Ответить