Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»
Прошли заочный акселератор ФРИИ, едва не умерли, изменили стратегию и нацелились на Product Hunt.
Тысяча и одна напоминалка
Есть три этапа взаимодействия с приложениями для увеличения личной продуктивности:
- Ты ставишь несколько программ на смартфон, больше половины сразу удаляешь — не то.
- Неделю-две планируешь, составляешь и отмечаешь. В какой-то момент перестаешь понимать, что и где у тебя записано. Путаешь Todoist с Wunderlist. Возвращаешься к листочку и ручке или «Заметкам».
- Bingo! Ты понимаешь, что миру, наконец, нужна нормальная, удобная напоминалка! И начинаешь разработку своего (1001-го в App Store) приложения.
Изначально Tappsk задумывался как таск-менеджер с акцентом на UX и UI: максимально интерактивный интерфейс, идеально простая фиксация задач. Про кастдев мы тогда не слышали. На то, что простоту интерфейса считает своей фишкой несколько сотен таск-менеджеров, не обращали внимания.
Осенью 2017 года команда пополнилась дизайнером и разработчиком, мы сняли офис. Через полгода так и остались с прототипом. Минус — потратили 1 млн рублей на некомпетентных программистов. Плюс — узнали, как не нужно руководить командой.
В тот момент мой друг и партнёр по другому проекту Артур Шимко проходил акселерацию во ФРИИ, я пригласил его стать сооснователем, чтобы закрыть отсутствие компетенций в lean-методологии стартапов
Мы сделали работу над ошибками: теперь в команде был сооснователь, сильные iOS- и fullstack-разработчики, дизайнер (всё тот же). Настроение прекрасное — делаем приложение со всеми задуманными функциями! На выходе должен получится удобный таск-трекер с системой мотивации — получаешь различные плюшки, если постоянно пользуешься приложением.
Теперь нужно было выбрать методологию и с нуля построить процесс разработки. У нас был прототип, но не было данных от пользователей. Спустя пару месяцев мы наконец-то начали кастдев, а также решили обратиться за консультацией к одному из трекеров ФРИИ Диме Торшину.
Обратная связь от людей о процессе ведения дел, опыте использования инструментов для планирования:
- не все задачи фиксируются и поэтому забываются;
- разные типы активностей фиксируются в разных местах и приложениях и поэтому теряются;
- интерфейс даже лучших приложений неудобен, возврат к запискам на коленке.
Обратная связь от Димы по нашему прототипу:
- еще один таск-менеджер, удобство — понятие субъективное и не может являться UVP;
- система мотивации это всего лишь вишенка на торте, но где торт?
- лучшая напоминалка и таск-менеджер — «Леночка», круче живого секретаря ничего быть не может.
«Леночка»
В августе 2018-го мы остановились на концепции личного помощника и сфокусировались на двух гипотезах:
1. Люди забывают не о выполнении задачи, а о самом её существовании (цветы гибнут от того, что задача не была осознана и зафиксирована).
Мы классифицировали задачи, регулярно появляющиеся у большинства людей, по сферам жизни. Сделали это в стиле Apple Music. Предлагаем выбрать интересы, внутри них показываем самые распространенные задачи, даём настроить периодичность. Например, нажал «Дела по дому» — получил в примерах «Оплатить коммуналку», настроил напоминание пятого числа каждого месяца.
2. Задачи забываются и теряются, потому что ведутся в разных местах.
Наша идея заключалась в объединении дел, заметок, списков покупок и привычек в одном приложении. Существующие UX и UI позволяли сделать это действительно удобно (как нам кажется), в нём было всё: любые перетаскивания, множественное редактирование, голосовой ввод и так далее. Мы хотели создать единое пространство для разгона личной продуктивности. Но, к сожалению, эти функции мы выпустили только через четыре месяца.
Поворот не туда
12 октября 2018 года первая версия Tappsk появилась в App Store. Приложение никак не рекламировалось, настроили только ASO. Обратная связь от пользователей была положительной. Мы увидели, что регулярные задачи активно создаются, а дизайн нравится людям.
На этом позитиве 1 ноября мы идем на Harvest от ФРИИ и нас отбирают в «Мастерскую старта продаж» (ранее «Заочный акселератор»).
Мастерская длится два месяца полных противоречий. С одной стороны, мы получаем ряд инсайтов, касающихся поиска ЦА, важности кастдева и отказа от собственного мнения. С другой — «погружение в клиента» дало нам гипотезы, которые впоследствии не подтвердились.
В числе прочих мы получили очень убедительную (как нам показалось) обратную связь от одной девушки с кучей проблем, связанных с планированием времени: дети, муж, работа и прочее. На этой почве мы решили протестировать нашу ЦА на потребность в семейном органайзере.
Без значимой статистики от пользователей мы реализуем в Tappsk списки покупок и возможность делиться задачами, надеясь, что гипотеза подтвердится. Увы, никому такие «семейные» функции в органайзере не понадобились (по крайней мере, в России).
К этому времени деньги заканчивались уже несколько раз, команда сжигала до 500 тысяч рублей в месяц, на носу Новый год. Мы своими силами переводим приложение на английский, чтобы начать собирать хоть какую-то статистику за рубежом. Распускаем команду, оставшись только с iOS-разработчиком с полным рабочим днём и дизайнером на аутсорсе.
Как оказалось, меня очень любят банки. Я три раза получал смс с предодобренным кредитом и сразу бежал за ним
В начале 2019 года становится понятно: в новых странах приложение висит вне видимости, на тысячных позициях в App Store. О какой-либо статистике и аналитике речи быть не может.
Привычки
После нелегких раздумий рождается следующий план:
- достать из ящика концепт трекера привычек и реализовать его;
- подключить к проекту маркетологов, которые имеют опыт вывода продуктов с нуля на зарубежный рынок.
К идее трекера привычек нас подвел и кастдев, и близость уже реализованной в Tappsk механики регулярных дел. К задаче нам осталось лишь добавить возможность многократного повтора за день и учёт статистики. В существующий дизайн мы добавили привычки с элементами, напоминающими «Истории» в Instagram.
Наша ближайшая цель — подготовить проект к запуску на Product Hunt, попасть в выборку Apple и максимально подсветить его в зарубежных СМИ. Сейчас приложение уже обзавелось функцией трекера привычек и промороликом, а также переведено носителем языка.
За четыре месяца мы проверили несколько способов монетизации и хотим поделиться опытом. Мы используем freemium-модель — приложением можно пользоваться бесплатно, премиум-функции требуют подписки.
Первые два месяца такой функцией были «Регулярные задачи»: без них приложением вполне можно пользоваться, но с ними удобнее. Увы, статистика продаж не вдохновила. Мы решили быть смелее и установить ограничение на количество напоминаний, одну из базовых функций.
Сделали интересное годовое предложение c пробным периодом, и выручка удвоилась. При этом заработали всего пару негативных отзывов (куда же без них). В феврале сократили пробный период с двух недель до семи дней и наконец-то добавили привычки.
Пока мы не потратили ни копейки на продвижение приложения, пользователи находят Tappsk только через поиск App Store. Сейчас у нас в среднем 60 установок в день — преимущественно из России (мы находимся в верхней десятке всего лишь по двум запросам: «Список дел» и «Планировщик дел»).
В следующем сезоне
В русской философии мудрость отличается от истины. Мудрость — это истина, которую ты прожил.
Да, мало просто познакомить программиста с дизайнером, командой действительно нужно руководить (кажется, сейчас мы научились понимать друг друга на уровне мыслей). Да, необходимо уметь отказываться от собственного мнения в нужный момент. Да, кастдев не только нужно проводить, но и правильно интерпретировать. Нам потребовалось более года, чтобы понять реальный смысл этих идей.
vc.ru, у кого был похожий опыт, расскажите, что ждёт нас в ближайшие месяцы!
не нашел каких-то полезных выводов в статье.
вы пытались зайти на рынок с еще одной напоминалкой, зашли, гниете в канаве.
надо было вложить половину от этих шести миллионов в маркетинг, хоть юзеров бы привлекли.
ну и как напоминалка, до ListBox не дотягивает
Привет, Константин!
Большое спасибо за совет, так и надо было сделать. Жаль, что теперь придется гнить в канаве, плак ((
Где такие щедрые инвесторы? Дайте контакт у меня работающий бизнес на подъеме))
По сабжу - спи ок покупок должен быть голосовым, буду платить за такое приложение.
Купите рекламу для приложения в Google uac, и будет 1000 установок в день, рост позиций в сторах и вот это все
Цель - не собрать большое количество установок, а продолжать общаться с пользователями и получать фидбек, чтобы показать такие ретеншн и конверсию, при которых останется только, как вы говорите, купить рекламу и увеличить инсталлы. Конечно же перед эти еще нужно будет посчитать unit-экономику и бла-бла-бла.. :)
так то сири может читать стандартные напоминалки.
Я вижу что часто людям не нужен новый сервис, а нужно тупо научится пользоваться тем что уже есть.
Нам самим бы тоже не помешала такая информация :D Пока все своими силами тянем, это же касается и продвижения, сейчас налегаем только на бесплатные каналы и фокусируемся на зарубежный рынок.
Крутое приложение, лучшее что юзал в AppStore. Однако мне тоже было непонятно откуда взялась идея списков покупок, наверное я не ЦА. Добавление привычки супер фича!