Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

Прошли заочный акселератор ФРИИ, едва не умерли, изменили стратегию и нацелились на Product Hunt.

Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

Тысяча и одна напоминалка

Есть три этапа взаимодействия с приложениями для увеличения личной продуктивности:

  1. Ты ставишь несколько программ на смартфон, больше половины сразу удаляешь — не то.
  2. Неделю-две планируешь, составляешь и отмечаешь. В какой-то момент перестаешь понимать, что и где у тебя записано. Путаешь Todoist с Wunderlist. Возвращаешься к листочку и ручке или «Заметкам».
  3. Bingo! Ты понимаешь, что миру, наконец, нужна нормальная, удобная напоминалка! И начинаешь разработку своего (1001-го в App Store) приложения.

Изначально Tappsk задумывался как таск-менеджер с акцентом на UX и UI: максимально интерактивный интерфейс, идеально простая фиксация задач. Про кастдев мы тогда не слышали. На то, что простоту интерфейса считает своей фишкой несколько сотен таск-менеджеров, не обращали внимания.

Осенью 2017 года команда пополнилась дизайнером и разработчиком, мы сняли офис. Через полгода так и остались с прототипом. Минус — потратили 1 млн рублей на некомпетентных программистов. Плюс — узнали, как не нужно руководить командой.

Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

В тот момент мой друг и партнёр по другому проекту Артур Шимко проходил акселерацию во ФРИИ, я пригласил его стать сооснователем, чтобы закрыть отсутствие компетенций в lean-методологии стартапов

Матвей Кондаков,

основатель

Мы сделали работу над ошибками: теперь в команде был сооснователь, сильные iOS- и fullstack-разработчики, дизайнер (всё тот же). Настроение прекрасное — делаем приложение со всеми задуманными функциями! На выходе должен получится удобный таск-трекер с системой мотивации — получаешь различные плюшки, если постоянно пользуешься приложением.

Теперь нужно было выбрать методологию и с нуля построить процесс разработки. У нас был прототип, но не было данных от пользователей. Спустя пару месяцев мы наконец-то начали кастдев, а также решили обратиться за консультацией к одному из трекеров ФРИИ Диме Торшину.

Обратная связь от людей о процессе ведения дел, опыте использования инструментов для планирования:

  • не все задачи фиксируются и поэтому забываются;
  • разные типы активностей фиксируются в разных местах и приложениях и поэтому теряются;
  • интерфейс даже лучших приложений неудобен, возврат к запискам на коленке.

Обратная связь от Димы по нашему прототипу:

  • еще один таск-менеджер, удобство — понятие субъективное и не может являться UVP;
  • система мотивации это всего лишь вишенка на торте, но где торт?
  • лучшая напоминалка и таск-менеджер — «Леночка», круче живого секретаря ничего быть не может.

«Леночка»

В августе 2018-го мы остановились на концепции личного помощника и сфокусировались на двух гипотезах:

1. Люди забывают не о выполнении задачи, а о самом её существовании (цветы гибнут от того, что задача не была осознана и зафиксирована).

Мы классифицировали задачи, регулярно появляющиеся у большинства людей, по сферам жизни. Сделали это в стиле Apple Music. Предлагаем выбрать интересы, внутри них показываем самые распространенные задачи, даём настроить периодичность. Например, нажал «Дела по дому» — получил в примерах «Оплатить коммуналку», настроил напоминание пятого числа каждого месяца.

2. Задачи забываются и теряются, потому что ведутся в разных местах.

Наша идея заключалась в объединении дел, заметок, списков покупок и привычек в одном приложении. Существующие UX и UI позволяли сделать это действительно удобно (как нам кажется), в нём было всё: любые перетаскивания, множественное редактирование, голосовой ввод и так далее. Мы хотели создать единое пространство для разгона личной продуктивности. Но, к сожалению, эти функции мы выпустили только через четыре месяца.

Поворот не туда

12 октября 2018 года первая версия Tappsk появилась в App Store. Приложение никак не рекламировалось, настроили только ASO. Обратная связь от пользователей была положительной. Мы увидели, что регулярные задачи активно создаются, а дизайн нравится людям.

Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

На этом позитиве 1 ноября мы идем на Harvest от ФРИИ и нас отбирают в «Мастерскую старта продаж» (ранее «Заочный акселератор»).

Мастерская длится два месяца полных противоречий. С одной стороны, мы получаем ряд инсайтов, касающихся поиска ЦА, важности кастдева и отказа от собственного мнения. С другой — «погружение в клиента» дало нам гипотезы, которые впоследствии не подтвердились.

Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

В числе прочих мы получили очень убедительную (как нам показалось) обратную связь от одной девушки с кучей проблем, связанных с планированием времени: дети, муж, работа и прочее. На этой почве мы решили протестировать нашу ЦА на потребность в семейном органайзере.

Без значимой статистики от пользователей мы реализуем в Tappsk списки покупок и возможность делиться задачами, надеясь, что гипотеза подтвердится. Увы, никому такие «семейные» функции в органайзере не понадобились (по крайней мере, в России).

К этому времени деньги заканчивались уже несколько раз, команда сжигала до 500 тысяч рублей в месяц, на носу Новый год. Мы своими силами переводим приложение на английский, чтобы начать собирать хоть какую-то статистику за рубежом. Распускаем команду, оставшись только с iOS-разработчиком с полным рабочим днём и дизайнером на аутсорсе.

Как оказалось, меня очень любят банки. Я три раза получал смс с предодобренным кредитом и сразу бежал за ним

Матвей Кондаков, основатель

В начале 2019 года становится понятно: в новых странах приложение висит вне видимости, на тысячных позициях в App Store. О какой-либо статистике и аналитике речи быть не может.

Привычки

После нелегких раздумий рождается следующий план:

  • достать из ящика концепт трекера привычек и реализовать его;
  • подключить к проекту маркетологов, которые имеют опыт вывода продуктов с нуля на зарубежный рынок.
Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

К идее трекера привычек нас подвел и кастдев, и близость уже реализованной в Tappsk механики регулярных дел. К задаче нам осталось лишь добавить возможность многократного повтора за день и учёт статистики. В существующий дизайн мы добавили привычки с элементами, напоминающими «Истории» в Instagram.

Параллельно размещаем вакансию на vc.ru, знакомимся с ребятами из Jent Lab, начинаем разрабатывать маркетинговую стратегию.

Наша ближайшая цель — подготовить проект к запуску на Product Hunt, попасть в выборку Apple и максимально подсветить его в зарубежных СМИ. Сейчас приложение уже обзавелось функцией трекера привычек и промороликом, а также переведено носителем языка.

За четыре месяца мы проверили несколько способов монетизации и хотим поделиться опытом. Мы используем freemium-модель — приложением можно пользоваться бесплатно, премиум-функции требуют подписки.

Первые два месяца такой функцией были «Регулярные задачи»: без них приложением вполне можно пользоваться, но с ними удобнее. Увы, статистика продаж не вдохновила. Мы решили быть смелее и установить ограничение на количество напоминаний, одну из базовых функций.

Сделали интересное годовое предложение c пробным периодом, и выручка удвоилась. При этом заработали всего пару негативных отзывов (куда же без них). В феврале сократили пробный период с двух недель до семи дней и наконец-то добавили привычки.

Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

Пока мы не потратили ни копейки на продвижение приложения, пользователи находят Tappsk только через поиск App Store. Сейчас у нас в среднем 60 установок в день — преимущественно из России (мы находимся в верхней десятке всего лишь по двум запросам: «Список дел» и «Планировщик дел»).

Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

В следующем сезоне

В русской философии мудрость отличается от истины. Мудрость — это истина, которую ты прожил.

Да, мало просто познакомить программиста с дизайнером, командой действительно нужно руководить (кажется, сейчас мы научились понимать друг друга на уровне мыслей). Да, необходимо уметь отказываться от собственного мнения в нужный момент. Да, кастдев не только нужно проводить, но и правильно интерпретировать. Нам потребовалось более года, чтобы понять реальный смысл этих идей.

vc.ru, у кого был похожий опыт, расскажите, что ждёт нас в ближайшие месяцы!

 Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
3939
119 комментариев

не нашел каких-то полезных выводов в статье.
вы пытались зайти на рынок с еще одной напоминалкой, зашли, гниете в канаве.

надо было вложить половину от этих шести миллионов в маркетинг, хоть юзеров бы привлекли.

ну и как напоминалка, до ListBox не дотягивает

20
Ответить

Привет, Константин!

Большое спасибо за совет, так и надо было сделать. Жаль, что теперь придется гнить в канаве, плак ((

10
Ответить

Где такие щедрые инвесторы? Дайте контакт у меня работающий бизнес на подъеме))

По сабжу - спи ок покупок должен быть голосовым, буду платить за такое приложение.

Купите рекламу для приложения в Google uac, и будет 1000 установок в день, рост позиций в сторах и вот это все

7
Ответить

Цель - не собрать большое количество установок, а продолжать общаться с пользователями и получать фидбек, чтобы показать такие ретеншн и конверсию, при которых останется только, как вы говорите, купить рекламу и увеличить инсталлы. Конечно же перед эти еще нужно будет посчитать unit-экономику и бла-бла-бла.. :)

2
Ответить

так то сири может читать стандартные напоминалки.
Я вижу что часто людям не нужен новый сервис, а нужно тупо научится пользоваться тем что уже есть.

1
Ответить

Нам самим бы тоже не помешала такая информация :D Пока все своими силами тянем, это же касается и продвижения, сейчас налегаем только на бесплатные каналы и фокусируемся на зарубежный рынок.

Ответить

Крутое приложение, лучшее что юзал в AppStore. Однако мне тоже было непонятно откуда взялась идея списков покупок, наверное я не ЦА. Добавление привычки супер фича!

7
Ответить