Как бизнесу оплачивать услуги самозанятых

Как бизнесу оплачивать услуги самозанятых

Плюсы сотрудничества с самозанятыми для бизнеса давно стали очевидны. Заказчик не обязан оборудовать плательщику налога на профессиональный доход (НПД), рабочее место, предоставлять оргтехнику или любые другие инструменты. Оплатив самозанятому оговоренный объем работ или услуг, юрлицо ничего не перечисляет за него в бюджет и в фонды. Все платежи находятся в зоне ответственности исполнителя. По некоторым подсчетам экономия при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми достигает 30% и экономит миллионы рублей.

При всей легкости найма самозанятых и простоте расчетов с ними, есть детали, которые находятся под пристальным вниманием фискальных органов. О том, какие правила следует соблюдать при оплате работ и услуг самозанятых, чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов и банков, рассказывают эксперты платформы Наниматель.

Проверка статуса самозанятого

Прежде чем принять решение о сотрудничестве с плательщиком налога на профессиональный доход (НПД) следует убедиться, что у исполнителя такой статус есть. Это имеет смысл делать при каждой выплате. В быстро меняющихся обстоятельствах самозанятый может в одночасье выбыть из категории плательщиков НПД, и просто не поставить об этом в известность заказчика. У самозанятого обязательно нужно попросить справку о постановке на учет в ФНС и наименование налоговой инспекции, паспортные данные и ИНН. По последнему документу в процессе сотрудничества на сайте ФНС можно проверять наличие статуса плательщика НПД у исполнителя.

К примеру, бухгалтер Н. прошел проверку при найме и работает с заказчиком юридическим лицом 8 месяцев. Но статус потерял еще полгода назад, и решил скрыть этот неприятный эпизод. Заказчик при этом почему-то не озаботился проверками и аккуратно оплачивал его услуги все эти 6 месяцев. А вот недремлющая налоговая инспекция факт утери статуса обнаружила и вполне законно взыскала с юрлица страховые взносы и 13% НДФЛ за каждый месяц сотрудничества с самозанятым. Не избежать заказчику и штрафа, который может доходить до 100 тыс. рублей.

Заключение договора с самозанятым

По закону договор с плательщиком НПД заключается, если сумма вознаграждения за работу или услугу превышает 10 тысяч рублей. Составляется договор ГПХ, в котором не должно быть даже намека на трудовые отношения. У налоговых служб есть скоринговая система, способная по некоторым признакам выявить таковые и отнести нарушителя к группе риска.

Форма договора с самозанятым стандартная, как и для ООО и ИП. В нем, кроме предмета договора, условий его исполнения, гарантий и ответственности сторон, следует прописать пункт о том, что самозанятый, в случае потери статуса, сообщит об этом заказчику. И обозначить, что если такой факт будет скрыт, то нарушитель должен будет возместить все налоговые и социальные выплаты. В договоре следует прописать способ расчётов: наличными или безналичным способом, сроки оплаты. Если требуется, то оговорить предоплату или постоплату. Все пункты должны быть прописаны совершенно однозначно. Это поможет избежать конфликтных ситуаций в процессе сотрудничества с плательщиками НПД.

Принимая решение привлечь к работе самозанятого, важно помнить, что им не может быть бывший работник, с момента увольнения которого не прошло двух лет. Нарушение этого пункта обернется для заказчика-юрлица штрафом.

Счет на оплату услуг самозанятого

Так как все расходы бизнес должен подтверждать соответствующими документами, то просто перевести деньги за сделанную работу или оказанную услугу на карту самозанятого исполнителя он не может. Для оплаты необходимо знать следующие реквизиты: номер расчетного счета, имя и фамилия получателя, наименование банка, БИК, корреспондентский счет, адрес и код подразделения банка. Эту информацию самозанятый должен предоставить заказчику, а получить он ее может или в банке, или в интернете.

Платить можно и наличными. При такой форме важно внести операцию в бухгалтерскую отчетность и подтвердить чеком от самозанятого. Никто не застрахован от варианта, при котором исполнитель получил оплату и не дал чек. Что еще хуже, он может утверждать, что не получил никаких денег и потребовать повторный платеж. И это не будет противоречить закону. Поэтому при оплате самозанятому исполнителю наличными необходимо требовать чек.

Заказчику-юрлицу нужно знать, что самозанятые имеют право получать оплату за свою работу без выставления счета. Но, чтобы не создавать проблем бухгалтерии, бизнесу лучше договориться, чтобы счет все-таки выставлялся. В приложении «Мой налог», через которое самозанятый работает, нет такой опции. Но он может воспользоваться шаблоном, принятым в компании заказчика. В счете должны быть стандартные реквизиты: дата и номер документа, ФИО исполнителя, наименование плательщика и его ИНН, список всех работ и их цены, сумма к оплате, подпись самозанятого.

Для бухгалтерии заказчика при переводе денег самозанятому важно точно указать назначение платежа. Если оплата проходит без выставленного счета, то лучше подробно описать все работы. При заполнении платежного документа должны быть исключены такие термины, как «премия» и «зарплата», явно говорящие о трудовых отношениях. Налоговые органы такие слова могут насторожить, и дело может закончиться штрафом за неуплату страховых взносов и налогов. У банков на этот случай тоже есть наказание – блокировка счета заказчика.

Строгое следование трем пунктам дорожной карты сотрудничества с самозанятыми, не создаст проблем при оплате их работ и услуг и поможет избежать пристрастного внимания налоговых органов.

1212
2 комментария

Все к этому и идет, скоро практически не останется физических офисов

1

как бизнесу оплачивать стронг эндепендит сел-инплоид