Во что инвестирует Эштон Кутчер?

Airbnb, Uber, Shazam, Skype — далеко не полный список удачных вложений Эштона Кутчера. Да, он не только снимается в фильмах и ведет Twitter аккаунт на 18 миллионов подписчиков, но управляет крайне успешной инвестиционной компанией. Рассказываем, как так получилось.

Во что инвестирует Эштон Кутчер?

Как все начиналось: Эштон Кутчер, 50 Cent и целебная вода

В 2006 году известный интеллектуал американской музыкальной индустрии рэпер 50 Cent подписал рекламный контракт с компанией Glaceau, которая производила (и производит) «улучшенную, витаминизированную и насыщенную электролитами» воду. По условиям сделки рэперу досталось акций этой чудесной организации на 4,5 миллиона долларов. Еще через полтора года корпорация Coca-Cola решила, что ей для полного счастья не хватает в своей продуктовой линейке именно улучшенной воды с электролитами, и купила себе Glaceau. В результате пакет акций 50 Cent подорожал до 100 миллионов долларов. Об этом совершенно случайно узнал актер кино и телевидения Кристофер Эштон Кутчер, с чего, собственно, и началась его карьера инвестора.

Целесобразность инвестиций я оцениваю по двум параметрам: вероятность возврата вложенных денег и вероятность того, что я почувствую счастье. Критически важны оба показателя.

Предыстория: карьера биохимика и модели

Согласно официальным источникам, юность Кутчера прошла в страхе за жизнь своего брата-близнеца, который страдал от ДЦП и врожденного порока сердца, он мечтал ему помочь, создав лекарство. Но с карьерой инженера-биохимика не сложилось, зато внезапно сработало участие в городском конкурсе красоты, где томный юноша был замечен агентами ведущих домов моды и быстро стал амбассадором Versace и Calvin Klein.

Правда, ненадолго, так как Кутчер явно не был девушкой и определенно не являлся гомосексуалистом, а для карьеры модели, по его словам, это почти обязательные требования. Зато Эштон прошел кастинг на свою первую роль в сериале, с чего и началась его актерская карьера, а спустя несколько лет и десяток ролей он основал продюсерскую компанию Katalyst, куда взял на работу Сару Росс, переманив ее из TechCrunch, одного из самых успешных западных сетевых изданий, посвященных высоким технологиям.

Узнав из сплетен музыкально-киношной тусовки, что денег, полученных 50 Cent за контракт с Glaceau, через полтора года чудесным образом стало в 20 раз больше просто потому, что рэпер получил оговоренную сумму акциями, Кутчер, который как раз собирался подписать похожее соглашение с Nikon, взял паузу и начал разбираться, как, собственно говоря, устроен рынок инвестиций в акции.

Доходность компании не является эквивалентным понятием ее ценности. Ценная компания может приносить небольшой доход — и наоборот.

Что дальше: полезные связи

Нужными для дела контактами сильно помогла Сара Росс, которая, благодаря своей прошлой работе, знала немало влиятельных и богатых товарищей из Кремниевой долины и охотно знакомила их с новым работодателем. Среди них оказался Марк Андриссен — создатель браузера Mosaic и одноименной компании, профессиональный инвестор в высокотехнологичные проекты.

В то же время Кутчер начал тесно общаться со старым знакомцем — Гаем Озери, патологически успешным продюсером/музыкальным агентом/издателем, который заведовал концертной деятельностью Мадонны. Как оказалось, последний тоже живо интересовался возможностями куда-нибудь поинвестировать, поскольку к тому моменту обладал уже и ресурсами, и опытом — как отрицательным (крах пузыря доткомов в 2000 году унес с собой немало его денег), так и положительным. Изучая венчурный рынок высокотехнологичных стартапов, Озери нашел там только одного человека из привычной ему музыкально-голливудской тусовки — Кутчера, в связи с чем они и задружились. А еще Озери с начала 2000-х поддерживал хорошие отношения с Рональдом Берклом,человеком, который находится где-то в середине третьей сотни самых богатых людей мира по версии Forbes.

Как и во всех остальных историях про серьезный финансовый успех, основанных на рассказах участников, в этой тоже есть момент, где ощущается некоторая недоговоренность. Этот момент находится здесь. В остальном хронология становления Кутчера как мегаэффективного инвестора достаточно линейна.

A-Grade Investments: Airbnb, Uber и активы на 100 миллионов долларов

Как бы там ни было, в 2010 году Беркл, Кутчер и Озери зарегистрировали инвестиционную компанию A-Grade Investments, сложили в общую кубышку 10 миллионов долларов (8 принес Беркл, по миллиону скинулись Гай и Эштон), и начали работать.

Правда, еще до этого знаменательного события, Кутчер и Марк Андриссен вовремя занесли денег в Skype, аккурат незадолго до приобретения его Microsoft. Злые языки в интернете утверждают, что у Андриссена была какая-то инсайдерская информация, и что этой сделкой тесное сообщество венчурных инвесторов проверяло Кутчера на адекватность и умения вести себя как надо, — но слухи есть слухи, доверять им не сильно стоит, но все же знать полезно.

A-Grade Investments начала свою деятельность. Сначала партнеры вели себя сдержанно, их инвестиции в конкретный проект обычно не превышали 100 тысяч долларов, но средний чек для очередного стартапа быстро увеличивался. До 2013 года компания в общей сложности инвестировала в 27 технологических стартапов, из которых только три потерпело крах.

Помимо этого Кутчер, независимо от A-Grade Investments, занес денег в BlackJet, компанию, пытавшуюся «уберизировать» авиационные бизнес-перевозки. Но идея не сработала, запоздало выяснилось, что создатели проекта промахнулись с бизнес-моделью: клиентам была интересна возможность приобретать одиночные перелеты при наличии возможности, а маркетологи BlackJet пытались продавать абонементы.

Но отдельные промахи на ситуацию принципиально повлиять не могли, так как с остальными инвестициями все было либо нормально, либо хорошо, либо очень хорошо. Очень хорошо — это про Airbnb, Uber и Shazam, рост цен на акции которых в десятки раз перекрыл убытки партнеров от неудачных инвестиций. В связи с этим в 2012 году, видимо, насмотревшись на то, как у A-Grade Investments идут дела, в нее занесли денег еще несколько серьезных инвесторов.

В результате вышеперечисленных событий 1 мая 2013 года в интервью TechCrunch партнеры подтвердили бродившие к тому моменту уже несколько месяцев по рынку слухи: стоимость активов под управлением A-Grade Investments превысила 100 миллионов долларов. «Ух ты!» — удивленно сказали многие на венчурном рынке.

В этом же году на экраны вышел художественный фильм «Джобс: Империя соблазна», где главную роль сыграл Кутчер. Фильм оказался не особенно успешным и, как это не странно, видимо в том числе потому, что Кутчеру эта роль действительно удалась, среди голливудских актеров, наверное, никто не понимал Джобса так хорошо, как он. А Джобс в реале и Джобс в розовых фантазиях поклонников бренда Apple — это, мягко говоря, разные люди. Создателям фильма надо было экранизировать городские легенды про легендарного руководителя из Купертино, тогда был бы коммерческий успех, но они, судя по всему, решили попробовать снять достоверное кино, которое автоматически не могло понравится фанатам компании.

Если у основателя компании нет яркой харизмы, и мне не хочется пойти к нему на работу после встречи — инвестиций не будет.

Sound Ventures: актер сериалов и менеджер Мадонны становятся финансистами

В 2015 году Кутчер и Озери регистрируют еще одну инвестиционную компанию Sound Ventures специально для того, чтобы управлять 100 миллионами долларов, которые им выдала Liberty Media — та самая контора, которая в 2016 году купила Formula One Group. Беркла туда не пригласили, и свои деньги Кутчеру с Озери тоже вкладывать не разрешили, в проект их взяли исключительно на роли управленцев за процент от прибыли и всякие сопутствующие бонусы.

Liberty — контора довольно ортодоксальная, поэтому многие удивлялись, из каких соображений она вручила деньги таким необычным финансистам, как актер сериалов и менеджер Мадонны. Генеральный директор Liberty Media Грег Маффей высказался в том смысле, что, дескать, парни нетривиальные, результаты показывают выдающиеся, пусть дерзают, нам интересно, а если им будут нужны еще деньги, мы дадим.

Когда у Кутчера спрашивают, каким образом ему удается достигать таких результатов, он, как и полагается умному человеку, знакомому с дипломатией, дает очень интересные и совершенно ни о чем не говорящие ответы. Получается приблизительно как если бы Карнеги написал «Квадрант денежного потока» — то есть он за все хорошее и против всего плохого, а еще за высокую доходность инвестиций.

Но при этом, несмотря на его привычку использовать очень обтекаемые формулировки, все равно как-то очень отчетливо ощущается, что человек он крайне умный и с весьма нетривиально устроенной головой. Реализация поговорки «талантливый человек — талантлив во всем» в реальности встречается гораздо реже, чем это принято считать, но, если оценивать деятельность Кутчера строго по результатам, вполне возможно, она как раз про него.

Я считаю, что работа инвестора выходит за рамки задачи по обеспечению компании наличными деньгами. Речь идет о том, чтобы обеспечить компанию знаниями, умением и связями.

Голливуд Кутчер не бросил и продолжает сниматься, хотя и заметно реже, чем раньше. Он очень публичный персонаж, владелец гиперпопулярного Twitter-аккаунта, самых разных источников доходов у него полно и, судя по всему, он не врет, утверждая, что все эти инвестиции ему нужны «для души и чтобы делать мир лучше». Так и живет.

Эштон Кутчер в Y Combinator
Эштон Кутчер в Y Combinator

P.S. Согласно открытым данным, к началу 2019 года Sound Ventures привлекла уже три миллиарда долларов инвестиций.

P.P.S. Инвестиции почти как у Кутчера — у United Traders.

1919
7 комментариев

Комментарий недоступен

1

витаминизированную и насыщенную электролитами водупоражаюсь инногда на сколько же америкосы тупые)))

1

Интересненько. Вот кстати да. Топ-3 актеров в плане публичной жизненной позиции, которые мне нравятся - Ривз, который Киану, Бейл, который Кристиан и Катчер, который Кутчер.)

Так он Катчер или Кутчер?

Кристофер Эштон)

Calvin Clein. ошибка в тексте