Фокусы начинающего ui ux дизайнера

Начинающему специалисту сложно понять за что хвататься. Стратегии развития чаще всего нет: самому определить её сложно, а курсы этого не дают. Поэтому я предлагаю определить важные фокусы на ближайшие полгода и по ним двигаться.

Система фокусов работаем там, где сложно в моменте затрекать достижения. При этом важно само движение по направлению, а не конкретные цифры.

Я выстроила фокусы на основе продуктового процесса разработки и разложила работу дизайнера на навыки и задачи. Таким образом вы сможете ознакомиться с тем, что вас ждёт в реальных задачах и начнёте нарабатывать основные навыки, не распыляясь на 10 лучших книг по дизайну или детали тестирований, когда вы даже не собрали ни одного прототипа.

Список полученных навыков ляжет в основу будущего резюме. А эту статью можно использовать для оценки программы курсов или менторства.

Кому будет полезно

Статья для начинающих ui ux дизайнеров, которые не понимают, в правильном ли направлении они двигаются. Для тех, кто хочет понять как оценивать программы в курсах и понять, что в конечном счете будет на выходе.

Чего в статье не будет

Это статья не про быстрые шаги, а скорее про направление. Вы начнёте видеть линию горизонта, к которой стремитесь. Она станет для вас точкой отчета в карьере ui ux дизайнера.

Процесс продуктовой разработки

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Алиса в стране чудес (Льюис Кэрролл)

Для того, чтобы понять из чего будут строиться фокусы, нужно обратиться к процессу продуктовой разработки. Рано или поздно большинство ux дизайнеров придут в продукт, так давайте сразу выясним что там.

Продуктовая разработка фичи строится на итеративности (лат. iteratio — повторение), изучении пользователей и обратной связи, на проверки гипотез и метриках. То есть основное отличие ux-дизайнера от product в том, что второй понимает паттерны и потребности пользователей продукта. В своих решениях он опирается не на собственные представления (галлюцинации) о пользователе, на на количественные и качественные исследования, понимает стратегию бизнеса, понимает "дыры" в пользовательском пути и учится их латать. На моем нанале на ютубе есть полезное видео про разницу ux и product дизайнера.

Весь остальной набор навыков един: создание прототипов, дизайн-концепций, работа с дизайн-системами или создание UI китов, презентации, передача в разработку макетов, дизайн-ревью и тд.

Для каждого уровня (джуниор, мидл, синьор) необходимо определенное погружение в каждый из навык. Например, джуниор дизайнеру важнее погрузиться в изучение гайдлайнов, основных принципов ux-дизайна и паттернов пользователей, чем в проведение исследований. Или важнее разобраться с сетками и вёрсткой экрана вместо дизайн-систем. Связано это с зоной ответственности и развитием специалиста.

Что влияет на определение фокусов развития начинающего дизайнера

За основу я взяла матрицу компетенций дизайнера и задачи, которые выполняет дизайнер на уровне джуниор:

  • работа с референсами, создание мудбордов и их анализ;
  • разработка блоков или небольших экранов в рамках флоу;
  • разработка иконок или мелкой графики по эскизу и с учетом дизайн-принципов;
  • построение вёрстки экрана в рамках дизайн-концепции;
  • поиски ui и ux решений (разработка нескольких интерфейсных решений);
  • базовое знакомство с анимациями (физикой объектов и принципами);
  • адаптация макетов под разные разрешения;
  • построение линейного сценария с описанием способов достижения цели;
  • создание простых линейных прототипов;
  • выдвижение базовых гипотез по улучшению продукта на основе данных;
  • тестирование собственных прототипов простыми методами коридорного тестирования или опросами;
  • посещение или прослушивание записей глубинных интервью;
  • работа с обратной связью после коридорных тестирований, наблюдений и проведённых ux-тестов;
  • базовая работа с метриками;
  • работа с гайдлайнами ios/android;
  • проведение дизайн-ревью;
  • работа с нейросетями;
  • анализ прямых и непрямых конкурентов на выявление сильных и слабых сторон;
  • чтение документации и умение создать небольшой понятный документ с описанием фичи/компонента для команды;
  • анализ полученной информации, аргументация, системность в мышлении;
  • активное слушание и формирование вопросов на всех этапах;
  • коммуникация с менеджером, старшим дизайнером (ментором), разработчиками, аналитиками.

В списке жирным выделены навыки, которые относятся к ui ux. Без этих навыков тестирование прототипа, работа с данными и знакомство с процессами и ритуалами команды не будет ничем отличать вас от менеджера или исследователя. А работа дизайнера заключается в том, чтобы на этом этапе собрать в голове сотни разных паттернов и возможных решений пользовательских задач, чтобы найти идеальный для конкретной проблемы, или разработать свой собственный. Всё это является следствием работы с дизайн-принципами. Вы как дизайнер должны уметь разобрать на атомы каждую дизайн-концепцию и объяснить себе из чего она состоит: типографика, сетки, композиция, вёрстка, иллюстрации, анимации, паттерны и тд. Только в этом случае вы начнёте путь как дизайнер.

Вместе с этим хочется отметить второй фактор развития фокусов — этап трудоустройства. По опыту проведения консультаций могу сказать, что многие дизайнеры уверены, что знание теории недостаточно для подтверждения навыка. Поэтому на собеседовании на прямой вопрос сразу отвечают "не знаю", вместо открытого ответа. Первое или даже второе трудоустройство не гарантирует работу со многими задачами: проведение AB (ABCD) тестов, сбор метрик и ориентация на них, общение с пользователями и тд. Нанимающие менеджеры это понимают, поэтому при найме джуниор дизайнеров им достаточно информированности кандидата и желание научиться этому навыку, при условии, что основной навыки ui ux развит на достаточном уровне.

Поэтому в фокусы войдёт изучение теории для понимания общего контекста разработки продукта, при этом акцент будет всё же на практике.

Фокусы развития

Теперь рассмотрим основные фокусы развития начинающий дизайнеров в порядке убывания. Сначала пойдут самые важные, в конце те, наличие которых, скорее всего, не повлияет на принятия решения о вашем трудоустройстве.

Многие дизайнеры со мной могут не согласиться в том, что ui ux важнее, чем другие навыки (проведение исследований или работа с данными). Но по опыту найма своего и знакомых арт-директоров могу сказать, что дизайнера без портфолио не рассматривают вне зависимости от того, как хорошо он умеет общаться с пользователями. Дизайнер в первую очередь дизайнер, все остальные навыки накладываются поверх. Проще научить дизайнера работать с обратной связью и генерировать гипотезы, чем обучить всем паттернам и дать опыт работы с разными платформами.

Поехали к фокусам.

Изучать рынки, приложения, читать отзывы от пользователей

Это поможет наработать базу ui ux приёмов (оценки, графики, списки, переходы и тд.), которые встречаются у разных продуктов. Очень важно проходить путь пользователя самому, отмечая для себя удачные и неудачные решения в данном кейсе.

Отзывы пользователей помогут привыкнуть к работе с обратной связью, а также подскажут какие основные боли есть у продуктов в каких сферах. Анализируя боли вы будете невольно генерировать гипотезы по улучшению. Ведь в продукте важно не придумывать фичи, а решать реальные боли пользователей.

Задавать себе вопросы, критически относиться к решениям, перепроверять, генерировать несколько решений

Проектирование — это не рисование. Поэтому начинайте с создания гипотез, их может быть сколько угодно. Далее необходимо спроектировать каждую из них, пока вы будете это делать, часть отпадёт сама собой, а часть перейдёт на следующий этап — тестирование.

Критическое отношение к ситуации, данным, отзывам и собственным решениям помогут не соглашаться на первое придуманное решение, а искать дальше. Хороший ux дизайнер должен уметь предложить несколько разных вариантов и выбрать лучший в данной ситуации, далее его протестировать и убедиться в правильности решения (или нет, но это тоже хорошо).

Тестировать прототипы

Вам предстоит протестировать прототип и на основе обратной связи скорректировать его. Для этого нужно собрать кликабельный прототип в фигме и попросить друга его пройти. Также можно отправить ссылку на прототип и вместе с ним отправить опросник.

Всегда лучше услышать и увидеть как используют ваш дизайн, так будет понятно, где вы допустили ошибки. Тестировать нужно каждый собранный прототип, так навык войдёт в привычку.

Попробовать создать дизайн-концепцию, а не раскрашивать прототип

Самое больное место начинающий дизайнеров: сначала нарисовать серые кубики, а потом просто раскрашивать их без дополнительных визуальных поисков. Если вы так делаете, (а, наверно, делаете) то попробуйте после этапа проектирования перейти в другой чистый файл фигмы и начать с нуля собирать экран, попутно скринить визуальные референсы и повторять их. Так вы начнёте работать с визуальной концепцией.

Так теперь нужно делать всегда. В каждом проекте и экране. Пока навык не отточится до автоматизма.

Прокачивать ui

Нужно начать каждый день рисовать по шоту. И позаниматься этим в течение месяца. 30 шотов у вас, скорее всего, не получится, но штук 20 сделать реально. Потом выберите из них 10 самых лучших и оставьте в портфолио.Что это даст? Вы соберете в голове разные трендовые ui решения, которые останутся с вами. Вы научитесь рисовать мягкие красивые тени, градиенты, smooth скругления и тд.

Такое упражнение можно повторять бесконечное количество раз. И каждый раз это будет ощущаться, как качественный скачок вперед.

Качать насмотренность

Насмотренность — это навык, без которого дизайнер не будет развиваться. Накачать до конца его не получится, поэтому каждый день час смотрите на дрибл, беханс или любой другой сайт с референсами и примерами хорошего дизайна.

Но следует научиться анализировать чужой дизайн, критически к нему относиться: что реально в разработке, а что стоит воспринимать как визуальный концепт и не более; как формируются тренды и стоит ли им следовать. Ответы на эти вопросы сформируется постепенно, важно качать навык регулярно.

Изучить готовые дизайн-системы и собрать ui-кит

Пока вы начинающий дизайнер, вы можете начинать собирать ui-киты и знакомиться с действующими готовыми дизайн-системами. Тут подключается теория, потому что без работы в продукте невозможно запустить разработку ДС. Поэтому достаточно изучить чем одно отличается от другого и собрать несколько ui-китов для проектов.

Поэтапно погружаться в теорию

Теория отлично работает только при наличии практики. Книги по вёрстки отлично заходят после создания нескольких дизайн-концепций; видео по дизайн-системам классно смотреть после создания первого ui кита и тд.

Выше я писала о том, что не все навыки можно получить в теории, но понимания базы важно. Именно на этом этапе начинайте читать про AB тесты, различные способы проведения ux-тестов, про конверсию, продуктовые процессы и аналитику. Потому что сначала дизайнеру нужно разобраться с основным доминантным навыком ui ux, а всё остальное остальное отлично ляжет на базу. Так развиваются Т–образные специалисты. Такой специалист обладает глубокими знаниями в области дизайна продукта, а также имеет навыки в смежных областях: исследования, аналитика, разработка, маркетинг, копирайтинг и т.д. То есть он прокачен максимально в своём направлении, а в остальные погружён на столько, на сколько это требует компания и рынок.

Фокусы кратко

Если подытожить, то фокусы помогут вам определить приоритеты в задачах. Выполняя задачи по проектированию, анализу рынка, визуальному дизайну и прокачивая насмотренность, вы быстрее наработаете базу ui ux дизайнера и далее сможете перейти к следующему этапу понимания продуктовых процессов, дизайн систем и сложных метрик.

Почему стоит использовать систему фокусов

Потому, что можно потратить целый год или больше на изучение всего вокруг, но не наработать базовое портфолио. Такие дизайнеры есть в сфере и даже берут заказы на фрилансе, но не могут устроиться в продукт. Этот факт обычно очень фрустрирует, но мало кто может признаться себе, что дизайнером он так и не стал.

В среднем в течение года начинающие дизайнеры находят первую работу, если в достаточной степени прокачиваются и приходят с подготовленным портфолио под продукт. Если процесс затягивается, то это свидетельствует о том, что способы достижения цели не работают.

Курсы или менторство

Начинающему дизайнеру нужен ментор, если ему не повезло быстро и без проблем устроиться стажёром в компанию, где есть программы развития дизайнеров. Или это могут быть курсы с хорошей обратной связью, а не со скриптованными ответами таких же джунов.

С помощью этой статьи вы можете оценить какой из фокусов включен в программе. Остальные важно будет прорабатывать самостоятельно.

Заключение

Надеюсь, эта статья поможет сформировать причинно следственные связи: навыки должны исходить из задач, а не видения локальных курсов. Очень важно видеть общую картину и иметь конкретную цель.

В каждом из учебных кейсов проходить все этапы разработки продукта, попутно изучая теорию. Так вы выработаете условный рефлекс и процесс станет частью вашего способа решать задачи. Плюсом будет то, что вы всё глубже будете понимать почему процесс именно такой: почему сначала исследуется рынок, а потом формируются гипотезы; почему нельзя просто раскрасить прототип, а нужно создать визуальную концепцию отдельным этапом.

На статью вдохновили дизайнеры, которые приходят ко мне на консультацию за стратегией развития. Именно об этом мой блог Дизайн тащит. В канале публикую посты о процессе трудоустройства дизайнеров и жизни продуктовой дизайн-команды. Раз в месяц делаю прожарки резюме и портфолио. Буду рада видеть вас на канале.

2323
11
4 комментария

Очень полезная статья! Как раз сейчас плаваю и цепляюсь за требования в вакансиях на начальные позиции, а тут готовая стратегия: бери - да следуй! Спасибо!

1

Спасибо за обратную связь!)

По сути после универа или курсов нужна "живая" практика, чтобы опыт набрать. Кому не повезло, делайте за бесплатно проект, зато скиллс будет.

Боже мой, это просто невероятно ценно!! У меня даже сразу всплыло в голове несколько решений того, как можно работать с навыками, которых мне на курсе не хватает.
- Прокачивать ui, кажется, классно с ребятами из memorisely.
- изучать приложения - мне показалось классным на BuiltForMars. Mobbin (.com) сейчас при оформлении любой подписки даёт в подарок доступ к BFM на полгода.