Уютно, но одиноко: изучаем плюсы и минусы удалёнки

Анализируем результаты covid-карантина и приводим советы учёных по эффективному менеджменту удалённых сотрудников.

Эффекты удалёнки

Работа из дома — стала повсеместной в последние годы, но появилась она очень давно, ещё до распространения интернета. К примеру, в 1983 году тысячи сотрудников IBM трудились из дома с помощью телефонов и факса. Развитие технологий в последующие десятилетия создавало новые возможности, и к 2019 году в среднем около пяти процентов европейцев было на удалёнке. После пандемии Covid-19 это число выросло в два с половиной раза. В среднем по миру — в полтора раза.

Уютно, но одиноко: изучаем плюсы и минусы удалёнки

Такие резкие изменения в обществе привлекли внимание учёных, сотни исследователей начали изучать последствия пандемии в культуре и бизнесе. Информации про пользу и вред удалённой работы много, но она разнородная, сделать универсальные выводы из неё сложно. Всё-таки даже в рамках одной индустрии компании слишком разные, чтобы приравнивать их друг к другу. Но выделить несколько тенденций всё же можно.

В основном удалёнка полезна

Исследователи обнаружили, что с завершением пандемии большая часть сотрудников была довольна удалённым форматом и хотела продолжить в таком режиме после локдаунов. Особенно понравилось людям от 36 до 45 лет — скорее всего, потому что у многих людей этого возраста есть маленькие дети. Работа из дома позволяет проводить с ними больше времени и не тратить силы на поездки в офис.

Работники старше 45-ти были довольны удалёнкой больше, чем те, кто младше 36 лет. Как считают учёные, опыт и налаженные процессы позволяют старшему поколению легче адаптироваться к самостоятельной работе. Людям до 35 лет приходится сложнее от недостатка знаний и невозможности получить помощь коллег.

При работе из дома повышается и продуктивность. В 2015 году китайское туристическое агентство провело эксперимент, переведя некоторых сотрудников колл-центра на удалёнку. Продуктивность центра выросла на 13%, работники стали испытывать меньше стресса и увеличили свои смены в среднем на 9%. Когда эксперимент закончился, компания разрешила всему колл-центру работать из дома — продуктивность выросла на 22% по сравнению с периодом без удалёнки.

Это значительные результаты, но было бы неразумно экстраполировать их на все бизнесы. Работа колл-центра идеально подходит для удалённого формата: принимать звонки можно где угодно, нет необходимости работать с командой и с кем-то общаться лично.

Главные проблемы — организационные трудности и недостаток общения

Некоторые исследования показывают, что работа из дома скорее вредит бизнесу и сотрудникам, чем помогает, но таких меньшинство, и даже в таких работах упоминают положительные аспекты вроде экономии времени.

Основные минусы удалёнки — недостаток личного общения и плохая адаптация компаний к новому формату. Так, многие сотрудники хотели бы больше совещаний в реальном мире — по рабочим вопросам или просто ради встреч с коллегами.

Некоторые менеджеры отмечали, что рабочая коммуникация стала занимать больше времени, потому что люди привыкли общаться лично. Также при работе из дома сотрудникам стало сложнее получать поддержку и фидбэк, а границы ответственности размылись. Всё это увеличивало стресс и повышало риск выгорания.

Эффект сильно зависит от структуры и корпоративной культуры

То, как именно удалёнка повлияет на продуктивность работника, зависит по большей части от его обязанностей, культуры внутри компании и того, насколько бизнес готов адаптироваться к новым условиям.

Например, колл-центр из описанного выше эксперимента идеально вписывается в удалённый формат, но немногие профессии настолько же соответствуют условиям работы из дома. Если менеджмент не помогает перестроить процессы, то сотрудник наверняка будет испытывать больше стресса, чем при работе в офисе. Становится сложнее получить поддержку коллег, скорость и точность коммуникации снижаются, начинает не хватать личного общения.

Неожиданные результаты

Изучая последствия удалёнки, исследователи нашли много неожиданных изменений. Вот некоторые из них.

Сотрудники, ухаживающие за больными близкими, были более энергичными и меньше стрессовали, когда работали из дома. Этот формат позволял им лучше заботиться о любимых людях.

Методика Скрам плохо подошла для удалённой работы. В своём стандартном виде она хороша в ситуациях, когда команда находится в офисе, но при работе из дома начинает тяготить сотрудников. Им приходится подолгу ждать ответов на сообщения и часто созваниваться по видео, что снижает продуктивность и повышает усталость.

Сидя дома, люди избегают не только респираторных заболеваний. Британские медучреждения зарегистрировали на 77% меньше травм во время локдаунов — в частности, на 83% меньше переломов.

Ещё один неочевидный результат локдаунов — женщинам-учёным было труднее найти время на работу, чем мужчинам. Всё из-за того, что на удалёнке многие бытовые обязательства легли на них, хотя по логике должны были распределиться по супругам поровну. Эффект усиливался, если дома находились дети.

Плюсы удалёнки

  • Люди меньше отвлекаются и лучше фокусируются, чем в офисе. Поводы отвлечься всё равно есть, но их заметно меньше, что улучшает продуктивность.
  • Сотрудникам не приходится тратить время и силы на путь до работы, что делает их более энергичными и улучшает настроение.
  • Работники в среднем чувствуют себя дома лучше, чем в напряжённой обстановке офиса. Даже восемь часов удалёнки в месяц снижают риск развития депрессии. Довольные жизнью сотрудники полезны для бизнеса: недаром 84% менеджеров крупных компаний заботятся о самочувствии подчинённых.
  • Люди получают больше удовлетворения от работы, что уменьшает текучку кадров.
  • Баланс работы и личной жизни выравнивается, а мотивации трудиться становится больше.

Минусы удалёнки

  • Отсутствие личного контакта с коллегами. Людям сложно без привычного общения со знакомыми, это повышает стресс.
  • Рабочая коммуникация занимает больше времени, потому что нельзя подойти к человеку и поговорить — приходится ждать, когда он прочитает сообщение и ответит. Процессы затягиваются.
  • Работники сферы IT, работающие из дома меньше 2.5 дней в неделю, могут испытывать больше напряжения из-за переработок, постоянного онлайн-контакта и созвонов.
  • Если закон обязывает возмещать сотрудникам затраты на обустройство рабочего места, бизнес может потерять деньги на частичной удалёнке, так как придётся содержать и офисы, и домашние кабинеты работников.

Как организовать удалёнку правильно

Наука только недавно начала вплотную изучать феномен и механизмы удалённой работы, и универсальных гайдлайнов по тому, как её организовать, пока нет. Тем не менее во многих исследованиях встречаются советы, которые повышают эффективность работы из дома.

Способствуйте общению между сотрудниками. Поощряйте общение на бытовые темы. Если возможно, организуйте регулярные встречи в реальной жизни — так рабочие вопросы будут решаться быстрее. Иногда приглашайте тех, кто добровольно выбрал работать из дома, провести один день в офисе. Это поможет людям сохранить социальные связи и избежать ощущения одиночества.

Некоторые компании для борьбы с одиночеством используют необычные форматы: записывают видео, ведут подкасты и блоги. Такой контент позволяет работникам лучше узнать компанию и почувствовать, что о них заботятся.

Подготовка менеджмента — ключ к эффективной удалённой работе. Обеспечьте руководителям обучение по организации удалёнки. Они должны уметь выстраивать каналы и правила коммуникации между сотрудниками, чётко определять границы их обязанностей и помогать адаптироваться под новый формат.

Избегайте неопределённости. Работники должны точно знать, когда начинается и заканчивается рабочий день, какие задачи от них зависят, какие у них дедлайны и ожидаемые результаты. Размытые границы — источник напряжения и верный путь к выгоранию.

Уютно, но одиноко: изучаем плюсы и минусы удалёнки

Оплатите подчинённым обустройство рабочего места дома. Предоставить комфортные условия труда — обязанность компании, и к удалённому формату это тоже относится. Как минимум нужен ноутбук, подписка на Zoom, эргономичные стол и кресло. Но будет полезно выдать ещё и аккаунт для VPN, наушники с шумоподавлением, второй монитор, а также и другие устройства и софт, специфические для вашей сферы. Чем лучше обставлен домашний кабинет работника, тем продуктивнее будут выполняться задачи.

Обеспечьте сотрудникам техническую, профессиональную и организационную поддержку. В течение рабочего дня у них могут возникать вопросы по работе, процессам или софту для удалёнки. Чем быстрее они смогут получать компетентные ответы, тем меньше задержек будет испытывать ваш бизнес. Уделите особое внимание тем, у кого небольшой стаж.

Вопреки опасениям многих руководителей, удалённая работа — не катастрофа. Это просто другой формат труда, к которому можно адаптировать большинство компаний. Главное — тщательно продумать, как он будет работать для именно вашего бизнеса, и дать сотрудникам необходимые инструменты.

А вы на какой стороне?
Работаю из дома, тут классно
Сижу на удалёнке, но хочу обратно в офис
Исправно хожу в офис, не хочу на удалёнку
Заставляю себя ездить в офис, но из дома работалось бы лучше
3333
105 комментариев

Вообще классно было чередовать) Мне какое-то время на удалёнке удобно, потом надоедает и хочу в офис, и наоборот.

16
Ответить

Ценное в этом, свобода выбора, удовольствия это осознание бесценно.

4
Ответить

Наверное, стоило гибкий формат тоже в опрос добавить) Действительно удобная тема. К сожалению, применима не во всех сферах, да и издержек на содержание больше

3
Ответить

отличный вариант!

Ответить

да,гибридный метод раоты самый оптимальный и от людей не так устаешь и от четырех стен

Ответить

такая же история

Ответить

это что-то из области фантастики, но было бы идеально

Ответить