«Твой продукт фигня, и сам ты идиот» — как справляться с хейтом в комментариях

«Не хочу ничего писать на VC.ru, потому что в комментариях меня закидают какахами и испортят настроение» — если вы ловили себя на подобных мыслях, эта статья для вас.

«Твой продукт фигня, и сам ты идиот» — как справляться с хейтом в комментариях

Привет! Я Паша Молянов из «Сделаем».

Когда я спрашиваю у коллег, почему они не хотят делиться опытом на VC, самая частая причина — хейтеры в комментариях. Людям неприятно читать о себе гадости, поэтому они предпочитают не писать ничего, не отсвечивать, не рассказывать про свой продукт.

Не могу их винить, порой в комментариях действительно творится дичь.

Решил собрать советы от людей, которые часто пишут на VC. Как они справляются с хейтом, как у них получается не расстраиваться, читая очередное «автор дебил», как они реагируют на негатив.

Ну и свои советы тоже напишу.

Алексей Марков
автор книги и канала «Хулиномика»

Меня обижают только те комментарии, где обо мне пишут нечто, абсолютно несоответствующее действительности. Типа, «чего вы хотели, он же продаёт курсы», а я никаких курсов никогда не продавал. Таким я всегда отвечаю.

Конкретных гадостей мне пишут мало, максимум 1-2 на статью/пост/видео. Таких людей я просто баню без особых переживаний. Если кто-то пишет всем очевидную чепуху, я обычно отвечаю шуткой или интересуюсь его образованием.

Если же комментарий правдив, и мне от него почему-то вдруг стало обидно (это редко), я начинаю размышлять, что мне в нём не нравится и почему. Скорее всего, это означает, что я либо где-то оказался неправ, либо человек не обладает полнотой информации. С такими я пытаюсь дискутировать.

Боязни комментариев у меня никогда нет и не было — я не могу представить человека, который производит контент, и боится его публиковать из-за страха получить негатив. Скорее наоборот — я всегда жду фидбэк и почти все комментарии во всех соцсетях читаю без опасений испортить себе настроение.

основатель Hooglink.Agency

Когда мы только начинали движение «Антимаркетплейс», на vc.ru негатива было очень много. Убеждения большинства читателей было отличным от моих. Как то раз одна статья получила более 140 дизлайков (тогда еще дизлайки были видны на vc.ru) и пару сотен негативных комментариев.

И знаете что? Она попала в обсуждаемое и набрала более 92000 прочтений и + около 1000 подписчиков в чат в телеграм и несколько заказов услуг. Представляете?

Тогда я понял что негатив на vc.ru не является лакмусовой бумажкой и оценкой вашего труда. Всегда будут люди которые самовыражаются с помощью едких комментариев. У меня до сих пор есть личные хейтеры, которые каждую статью приходят и пишут слово «г*вно», о чем бы я не писал.

Недавно мы выпустили материал про самого ненавидимого бизнесмена на VC — Вадима Бокова. Его тоже хорошенько задизлайкали. Но с этого материала наше агентство получило 2 заказа по работе с контекстной рекламой. Поэтому я выбираю быть богатым го*ном, а не еще одним скучным маркетологом, которого никто не читает.

Все просто, есть люди которые поддерживают ваши взгляды, они подпишутся на ваш телеграм канал и купят ваши услуги. Работайте на них. И с благодарностью относитесь к остальным.

Дмитрий Беговатов

Ненавижу «молчаливый негатив», когда просто ставят дизлайк. Какая причина? Тебе не понравилась идея статьи? Не нравится авторский стиль или сам автор? Ты просто не хочешь видеть подобные материалы?

И с другой стороны я обожаю, когда люди выплескивают свои мысли в комментарии. Даже если комментатор пишет токсично в режиме «я д’Артаньян, а вы все — пи…» — это все равно полезно, так как вы лучше узнаете свою аудиторию и вещи, которые ее волнуют.

Если ваша публикация не вызывает эмоций, значит в ней нет драмы, нет конфликта, она скучная и не задевает важных тем.

Под моими статьями всегда много комментариев и мнений, я ничего не удаляю.

P.S. Если хотите видеть больше позитивных комментариев, оставляйте в тексте призыв к этому действию, потому что приблизительно 0% читателей умеют читать ваши мысли 😊

Павел Комаровский
автор проекта @RationalAnswer

Любая публичность ведет к появлению вокруг тебя массы странных персонажей. 97% адекватных читателей прочитает твой текст и промолчит, 3% неадекватов пойдут строчить хамские комментарии – в результате создается ощущение, будто вокруг тебя одни только злобные тролли. Со стороны это не кажется проблемой, но человеческая психика заточена эволюцией на то, чтобы очень болезненно реагировать на «порицание толпы» (ведь это может повлечь за собой «изгнание из стаи» и смерть) – так что ощущения возникают не из приятных.

Опять же, на автомате активируется биологическая реакция «бей или беги»: очень хочется любому хаму в комментах популярно рассказать – где конкретно ты видел его ценные мысли, и что ему с ними нужно сделать. Так сказать, «переиграть его и уничтожить». Несмотря на то, что любой иногда поддается этому соблазну, нужно стараться побороть эти позывы. Потому что для большинства окружающих читателей это будет выглядеть не как «зарвавшегося хама в комментариях ставят на место», а как «срач двух неадекватов». Один из которых – ну, вы, получается.

Я стараюсь (когда получается держать себя в руках) делать так:

  • Откровенные оскорбления и кидания какашками – просто молча зарепортить и забыть, пусть там дальше модераторы разбираются.
  • Любые комментарии с альтернативной точкой зрения / указанием на ошибки (настоящие или мнимые), даже если они сформулированы слегка по-хамски и «не в границах» – изо всех сил предположить, что автор исходил из благих побуждений, и максимально вежливо поддержать дискуссию по фактам.

Мой опыт говорит о следующем: я практически никогда не жалею о том, что ошибся в сторону излишнего дружелюбия в онлайн-общении с комментаторами. А вот о том, что ответил колкостью на хамство и в итоге влез в срач – жалею регулярно.

Кстати, недавно Линор Горалик у себя на канале публиковала табличку про подходы к работе с негативными комментариями – есть над чем подумать.

Мульти-фаундер (Orchestra, Zerocoder, Rocketslides, Content Hero)

Комментарии на VC славятся своим негативом и токсичностью, при этом мы все читаем Виси. Почему? Потому что:

  • 97% людей читают статьи, кликают на ссылки в тексте, но не комментируют её
  • и есть токсичное ядро, которое живёт в комментариях, местные тролли

Тролли — санитары Виси, они несут классную пользу: если статью много комментируют, то есть высокий шанс, что она залетит в охват и его увидят те, для кого написана статьи. другими словами, я захожу в комментарии, только чтобы «прикурить» динамику охвата статьи :)

Что мне помогает:

  • Психотерапия помогает держать себя в правильном состоянии, когда тебе важна обратная связь только от тех людей, которые мне важны (они, как правило, не комментируют виси, а пишут мне в личку или ставят реакции в чате сообщества). Здесь важен внутренний локус контроля: насколько мне важно вообще то, что думают другие случайные люди?
  • Нет плохого пиара — белый он или черный, не суть важно. Если ваша статья задевает за живое, создаёт любую эмоцию — это всегда лучше, чем статья со 100 просмотрами и 0 комментариев. Значит вы что-то нашли, и это хороший знак. Лучше вызывать хоть какую-то эмоцию, чем встречать безразличие.
  • Намерение на публикацию: если вы пишете статью, чтобы получить социальное одобрение от комментаторов на Виси — это уже проблема. Статья нужна, чтобы ваш продукт получил охват и его заметили нужные люди, чтобы вы получили заявки или регистрации в свой продукт. Это всё, чем вы должны оценивать результат.
  • Я разделяю себя и свою личность от своих действий и проектов. Я — не мои проекты и продукты. Если кому-то мой продукт не нравится, это не хорошо и не плохо, ко мне лично это отношения не имеет.
учредитель clickfraud.ru

Исхожу из принципа глубокого уважения к чужому мнению. Чем дольше живешь, тем яснее понимаешь, что прелесть нашего мира как раз в разноплановости суждений. К статьям на VC зачастую получаю довольно много негативных комментариев. Последняя статья про то, как мы стали резидентом Сколково удивительно отличалась их количеством :)

Всегда читаю, стараюсь отвечать, только если люди не грубят откровенно в комментариях. Но более всего интересно разобраться в посыле комментатора - это его взгляд из опыта или это просто, простите, «балабол», который профессионально хейтит, так как не смог себя реализовать в жизни?! И если человек негативно пишет из опыта — самое ценное, так как позволяет взглянуть на ситуацию с другой стороны. Как только я для себя принял такую парадигму мышления, стало сразу легче «переваривать» негатив :)

В чём меня только не обвиняли: шизофрении, безделье, и даже в мужеложестве. Всё это на основе моих статей. Если вы считаете, что на vc.ru исключительно объективная и справедливая аудитория, которая даст вам честный фидбек, вы ошибаетесь. Здесь хватает троллей, и диванных экспертов, которые могут накидать логичных аргументов, но не более того. Это интернет, он так устроен.

Если вы сделали продукт: крутой, или не очень, не нужно бояться его показать. Если это нужно людям, его оценят. Лично видел случаи, как стартап с ног до головы поливали в комментах, но при этом он находил клиентов и партнёров. Потому что люди делятся на два типа: те кто говорит, и те кто говорит и делает.

Я написал статью-шутку, а в итоге получил кучу клиентов и хорошую подработку в местном агентстве. Познакомился с крутыми людьми, с тем же Пашей Моляновым, и просто потому что не побоялся писать.

Но даже здесь, будьте уверены, люди напишут: «Что? За счёт этой ахинеи? Не убедительно»

Не надо никого ни в чём убеждать: на vc проще всего игнорировать хейтера, потому что он ждёт вашего ответа.

Есть тот же Дима Беговатов, которого как тут только не хаяли: при этом он топ-блогер, и его востребованность всегда растёт. Дима не обращает внимания на хейт, и я беру с него пример.

Поэтому пишите сколько влезет — и авторы, и хейтеры.

управляющий директор интегратора KOTELOV

Главной целью написания статей на vc.ru для меня это найти «своих» заказчиков, будущих сотрудников и партнеров. Пусть будет много негативных комментариев, но изложите свою мысль честно, и люди с общими интересами к вам потянутся, а на других забейте.

Так что делать с хейтом-то?!

Давайте систематизируем. Во-первых, научитесь видеть в хейтерах пользу.

Хейт продвигает вашу статью. Чем больше людей пишут гадости под статьей, тем скорее она попадет на главную и тем дольше там задержится. О вас и вашем продукте, узнает больше людей, вы получите больше переходов на сайт и клиентов, мощь вашего пиара возрастет.

Воспринимайте хейтеров как своих помощников — своим негативом они приносят вам практическую пользу и продвигают статьи.

Когда я это осознал, то стал по-другому относиться к оскорбительным комментам. Меня даже забавляет тот факт, что люди хотят своим мнением сделать мне неприятно и навредить, а на самом деле помогают зарабатывать больше денег.

Хейт не отваживает от вас клиентов. Большинство людей вообще не читают комментарии к статьям. А те, кто читают, далеко не всегда согласны с хейтерами или прислушиваются к ним.

Часто бывает так, что под статьей десятки гневных комментариев, но с нее исправно приходят клиенты и подписчики. Вик Довнар как раз рассказал о таком примере в своей истории — прочитайте, если пропустили.

Да и у нас были десятки аналогичных ситуаций — когда клиент сначала переживал из-за гадостей в комментах, а потом радовался десяткам лидов.

В критике скрыто много пользы. Конечно, в разы приятнее, когда критику пишут конструктивно и уважительно. Но даже за неприятными словами может скрываться ценное мнение, которое поможет вам улучшить продукт.

Некоторые люди платят большие деньги за консультации, чтобы им сказали, где и что они делают не так. Среди потока хейта иногда попадается достаточно ценная критика. Поэтому как минимум их полезно читать с «открытым» умом и готовностью принимать новые идеи.

А иногда авторы действительно где-то ошибаются — и критика позволяет быстро увидеть эту ошибку и исправить ее. Лучше получить десяток гневных комментов, чем иск в суд.

Не ругайтесь с хейтерами. Не надо отвечать оскорблениями на оскорбления и пытаться «поставить кого-то на место». Во-первых, так вы покажете хейтерам, что они вас задели — а есть категория людей, которые именно этого и добивались. Во-вторых, стороны это выглядит не лучшим образом — будто автор такой же неадекват и хам, как и хейтеры.

Я советую так:

  • Оскорбления в лоб — черный список и жалоба модераторам, пусть успокаивают буйного пациента.
  • Неадекватная критика — попытаться в увидеть в ней рациональное зерно, а комментатору ответить нейтрально или с юмором.
  • Конструктивная критика — поблагодарить и мотать на ус. Адекватные критики — ваши бро.

Можно просто не читать комментарии. У нас было несколько клиентов, которые очень бурно реагировали на любой негатив в комментариях. У них портилось настроение, было тяжело сдержаться и не вступить в дискуссию, и даже поток лидов из статьи не радовал.

Но совсем не приходить в комменты тоже плохо — там могут задавать хорошие вопросы или предлагать сотрудничество. Ну и статья дольше висит на главной, когда автор общается с комментаторами, а не игнорит их.

Таким клиентам мы предлагали отправить на общение с комментаторами кого-то другого, а самим даже не открывать статью. Кто-то из сотрудников компании читает комменты и отвечает на них. Если не знает, что ответить, передает вопрос куда надо, собирает инфу, а потом пишет ответ. А собственник спит спокойно и не видит того ада, который разверзся под статьей о его бизнесе.

Отделяйте себя от своего бизнеса. Постарайтесь настроиться, что ваш продукт — это не вы. Если кому-то не нравится ваш сайт, компания, логотип, команда, сервис, и он кроет все трехэтажным матом — это не оскорбление вас лично.

Вы не становитесь плохим человеком из-за того, что кому-то не нравится то, что вы делаете. Дистанцируйтесь от негатива, не пропускайте мысли в духе «блин, наверное, я хреновый специалист, раз статья все так не нравится».

Помните, что хейтеры не отражают общую картину мира. Большинство людей, которым понравилась статья, не будут писать вам комментарии. Они просто пойдут дальше по своим делам. Или молча подпишутся на вас. Или сохранят ваши контакты, чтобы потом обратиться за услугами.

Положительные эмоции обычно не такие сильные, как негативные, и у людей меньше потребности их выражать на публике.

А вот негатив держать в себе сложно. Плюс всегда есть люди, у которых сегодня плохое настроение, которые вам завидуют, или просто тролли, у которых хобби такое — гадить в комментах.

Поэтому может быть так, что статья понравилась 99% людей, но они ничего не написали. А 1% оставшихся сдерживать себя не стал — в итоге, в комментариях сплошной негатив. Значит ли это, что статья плохая? Конечно нет.

Оценивайте эффективность своих статей по охватам, переходам по ссылкам, подпискам и лидам. Комментарии не говорят об эффективности ничего.

Буду рад, если вы подпишетесь на авторов, которые помогли в подготовке статьи и поделились своими советами. Они крутые.

Ну и на меня подписывайтесь, я много рассказываю о том, как бизнесу и экспертам привлекать клиентов с помощью контент-маркетинга: соцсетей, блогов, СМИ, телеграмканалов и так далее.

А на случай, если захотите оставить хейтерский комментарий, я заранее подготовил для вас несколько шаблонов. Пользуйтесь на здоровье:

  • Какое же днище, виси опять скатился
  • Прям все инфоцыгане вц собрались в одной статье!
  • очевидные бесполезные советы, ничего нового
  • и сколько тебе заплатили за этот недопиар?
  • И конечно же ссылку на свой телеграм не забыл вставить, да?
  • Засрали VC своими говностатейками, тут вам не Пикабу!
232232
384 комментария
1000 ₽

Чувак, как же вовремя ты это написал. На самом деле чего бы я не добивался - всю жизнь кажется, что это не то о чем стоит как-то публично рассказывать. 11 лет назад создал медиа, которое к 2023 разрослось до 4х изданий и крупнейший по объему выпускаемого контента подкаст студии. Но каждый раз когда об этом надо рассказать - у меня жуткий страх негатива и каждый раз несмотря на масштабы я крайне болезненно реагирую на негатив в отзывах и комментариях. Вроде смотришь - 200 человек работает и тут оп отзыв, от того кого вообще на работу не взяли "фирма гавно, платят мало, рассказывают на собеседованиях про какие-то подкасты" и всё, на неделю в трансе. Хотя головой то понимаю что не гавно и что платим нормально и отзыв этот вообще от обиженного человека и отрабатывается он легко. В прошлом сентябре я волосы на голове рвал, когда у тебя в группе vk "подслушано копирайтинг " увидел какой-то негатив в нашу сторону от человека который вообще к нам отношения не имеет, при этом там просто какая-то безумная вакханалия написана и снова понимаю что у человека явно с кукухой проблемы, но нет же, не зацикливаться на этом не могу.
Мне кажется, есть корреляция между реакцией на этот негатив и тем как сильно ты прикипел к тому что ты делаешь. Когда ты живешь в проекте, не спишь ночами, переодически переходишь на доширак с водой из под крана чтобы только не задержать ЗП сотрудникам, а потом видишь подобный негатив - конечно он ранит и деморализует. Это как если какой-то прохожий пнет твоего пса, невозможно не отреагировать морально. Я искренне восхищаюсь закалкой людей которые могут пройти мимо негатива к ним или к их трудам.

32
Ответить