Как мы вдвоем делаем аналог PowerPoint, программируя по вечерам после работы и на выходных

В 2020 году мы закрыли нашу студию по разработке сайтов. Накопленные компетенции и ресурсы ,решили потратить на разработку редактора презентаций, аналога PowerPoint. Денежная подушка закончилась через год, продукт не запустили, команда разбежалась, а я устроился на работу.

Как мы вдвоем делаем аналог PowerPoint, программируя по вечерам после работы и на выходных

С 2013 по 2019 год мы с товарищем занимались созданием сайтов на заказ. Делали сайты и дизайн, выигрывали рейтинги и конкурсы в различных номинациях. За это время у нас не получилось построить сверх прибыльный и масштабируемый бизнес. Одна из причин, это конкуренция. Около 2000 студий, агентств и огромное количество фрилансеров. Чтобы получить хорошего клиента в портфолио, нам приходилось демпинговать в коммерческих предложениях, потом делать проект себе в убыток, так как не закладывали в стоимость риски. В итоге проект, который планировалось сделать за 4 месяца, делался в лучшем случае за 5 месяцев.

Слайд с наградами из нашего коммерческого предложения.
Слайд с наградами из нашего коммерческого предложения.

Много ошибок было сделано за этот период ведения бизнеса, но это тема для отдельной статьи. Денег зарабатывали мало, хватало на маркетинг, заработную плату нам и бухгалтеру, оплату коворкинга и налогов.

Спустя 6 лет работы в заказной разработке, мы решили уйти из этого бизнеса. Было сложно принять это решение, было тяжело признаться себе, что у тебя не получилось и ты не смог, ведь кажется, что еще чуть-чуть и удача повернется к тебе лицом. Особенно тяжело дается решение, когда это твой первый бизнес и относишься к нему, как к своему детищу. Чтобы не погибнуть, нужно сбросить груз, который тянет на дно. Впоследствии я ни разу не пожалел об этом решении. Нужно было это делать еще раньше.

В будущем, мы хотели разрабатывать сервис, быть продуктовой командой. В течение нескольких лет, мы собирали идеи для запуска стартапа. Хотели сделать, что-то действительно масштабное и смелое. После обсуждения перспектив накопленных идей остановились на редакторе презентаций. Улучшенной копии PowerPoint, с удобным интерфейсом, без избыточного функционала, который позволял бы пользователю быстро создавать презентацию.

В 2020 году закрыли студию, продолжая работать с текущими клиентами, стараясь передать их надежным коллегам по рынку и начали вдвоем делать редактор презентаций по вечерам и на выходных в свободное время. Позднее взяли в найм одного разработчика, так как было много задач и нужно было программировать ядро редактора презентаций.

Первый запуск

Через год, в 2021 году, выпустили первый релиз редактора презентаций SlideLab. Решили протестировать в нескольких странах и запустили Google Ads на небольшие бюджеты в Италии, Японии и США. Через 3 недели, после запуска рекламной кампании, занялись анализом презентации, которые пользователи делали в нашем редакторе. В основном это были презентации сделанные учителями, преподавателями, школьниками, студентами и стримерами. На школьных форумах и сайтах учителя и школьники размещали ссылки на свои презентации с нашего сервиса. Другая часть клиентов преимущественно из США, делали вместо презентаций, фотоальбомы с фотографиями, возможно пользователи путали наш сервис с другим.

Редактор презентаций SlideLab. Функционал встраивания презентации на сторонний ресурс.

Мы понимали, что надо развивать продукт дальше, так как видели потребность в продукте, но возникла одна проблема, с которой ничего не смогли сделать. Закончились деньги, благодаря которым, наша команда жила и разрабатывала продукт. Ничего не оставалось, как пойти в найм, а в свободное от работы время заниматься продуктом. Мы устроились на работу в разные продуктовые компании. Решили, что так будет лучше, заодно посмотрим, как работают и развивают свои сервисы состоявшиеся компании, это будет положительный опыт, так как никто из нас раньше не работал в продуктовых компаниях.

Один в поле не воин

По вечерам и выходным у меня было свободное время, чтобы заниматься проектом. У друга так не получалось. Видел, как было тяжело ему заниматься проектом. Через 6 месяцев состоялся разговор. Друг сказал, что перегорел, не верит в успех проекта, у него не хватает времени и хочет выйти из проекта. На мой взгляд, скорее всего в процессе работы над продуктом, друг увидел прогресс конкурентов и появившиеся новые продукты, над которыми работают большие команды с финансированием и сильной командой. А мы пытаемся сдвинуть вдвоем с места железнодорожный грузовой состав.

Так я остался один с сырым MVP (англ. minimum viable product — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями) большого проекта. Тогда, я и почувствовал, какой огромный проект и сколько требует ресурсов, как давит на меня всей своей массой. На тот момент у меня возникали сильные переживания, что остался один. Не понимал что делать дальше Где найти надежного и сильного разработчика, который сразу погрузиться в проект и начнет над ним работать. Чтобы человек не перегорел, через несколько месяцев работы. Как мотивировать? Чем оплачивать работу? Денег у меня нет. Понимал, что нужен новый надежный партнер, которого можно было бы пригласить в проект на равных условиях. Я познакомился с таким человеком на текущей работе, который заинтересовался проектом и готов был даже заниматься проектом ради удовольствия и опыта. Но в итоге, мы стали равноправными партнерами сервиса SlideLab. Перед тем, как продолжить работу над проектом, нужно было провести работу над ошибками и спланировать работы.

Рефлексия и анализ

Когда я остался один на проекте, у меня было много времени подумать, что произошло и почему так получилось с первым партнером. Как не допустить такие же ошибки и не сгореть на этом проекте? Удалось выделить следующие ошибки.

Лишний функционал

Потратили много времени на запуск MVP. Сразу делали и веб-версию и desktop offline приложение, которые можно было бы установить на все популярные операционные системы. Пытались охватить сразу все и для всех. Много времени уходило на поддержку всех устройств, тестирование и правку багов. Размывали свой труд и время на ненужный на начальном этапе функционале.

Перфекционизм

Вылизывали продукт до идеала. Детально прорабатывали каждую часть функционала, тратили много времени на причесывание. Подбирали шрифты и обсуждали UI по несколько недель. В моменте доходило до того, что казалось уже надо переделывать дизайн, так как он старый и не современный. В общем, перфекционизм — это болезнь, которую необходимо лечить. Для запуска MVP не нужна детальная проработка, нужно делать быстро и функционально.

Без маркетинга

Не делал маркетинг, не думали о нем и не хотели им заниматься, откладывая на потом, так как никто из нас не умеет заниматься маркетингом и этому нужно учиться. Как разработчикам, нам нравится программировать, создавать новое. Это комфортная среда для нас и в процессе создания, кажется, что мы двигаемся вперед. На самом деле мы никуда не двигаемся в окружающем мире, о продукте никто не знает и мы никому не рассказывали, над чем работаем. Не думали о продвижении, SEO, маркетинге и первых пользователях. Мы просто сидели в темном, сыром углу и писали код.

Отсутствие позиционирования

Не выделили преимущества над конкурентами. Единственным своим преимуществом, считали современный дизайн редактора и его удобство. Это все субъективно и спорно. Слепо делали все возможные фитчи и функционал, не понимали нужен ли он нам на данном этапе или нет. Пытались повторить удачный функционал от конкурентов, чтобы не быть хуже. В итоге это все вылилось в потраченное время и ненужный функционал на данном этапе жизни проекта. Не определились с клиентами и аудиторией. Думали, что наша аудитория — это все люди на Земле, которые делают презентации. Оказалось, что это не так. Для тех, кто делает отчеты, нужен удобный функционал для работы с графиками, таблицами, гистограммами. Для менеджеров, необходима командная работа над презентацией. Государственному учреждению, необходимо, чтобы выгружать можно было в PPTX формат и данные хранились на их серверах. У каждой группы пользователей, свои требования к продукту и функционалу. Без четкого понимания для кого мы делаем продукт, мы не могли сфокусировать на задачах и целях, которые нужно было делать в первую очередь.

Второй запуск

Чтобы подготовить проект ко второму релизу, нам необходимо было провести работу над ошибками.

  • Пересмотрели уже реализованный функционал. Выбросили ненужный и тяжелый, который не дает преимуществ, но отнимают много сил и времени на поддержку и доработку.
  • Убрали бажный функционал из проекта, который требует долгих доработок и тестирования.
  • Перебрали список задач, который остался не реализованным и список идей. Какие-то идеи отложили в долгий ящик, а некоторые взяли в работу, так как их можно быстро реализовать и получить хороший результат.
  • Перебрали баговые тикеты и определили критичные, которые необходимо устранить в первую очередь, чтобы проект не выглядел сырым.
  • Подумали над тем, кто наша аудитория и позиционированием. Наша аудитория — это школьники, студенты, преподаватели. Исходя из этого, мы начали формировать список задач и идеи, которые будут полезны пользователям.
  • Маркетинг и продвижение. Стараемся регулярно публиковать статьи, связанные с сервисом SlideLab.
  • SEO. Занимаемся внутренней поисковой оптимизацией.
  • Сделали баговый Telegram-канал, куда пользователи могут приходить с проблемами или багами, чтобы мы могли оперативно устранить баг.

В сентябре 2022 мы сделали второй запуск редактора презентаций SlideLab. Пока мы готовили продукт к перезапуску, произошло много событий в мире. Сервис для создания презентаций Canva стал недоступен для пользователей из России. В свою очередь, Microsoft продолжает приостанавливать все новые продажи продуктов и услуг в России. Одним таким продуктом является и пакет офисных программ Office, куда входит Microsoft PowerPoint для работы с презентациями. Часто поднимается вопрос о будущем Google сервисов, в их числе и Google Slides. Наш продукт может подойти для импортозамещения офисных программ для создания презентаций в средних образовательных и высших учебных заведениях.

Что нового?

Сделали каталог публичных презентаций “Банк презентаций”. Это презентации сделанные пользователями, которыми они поделились со всеми другими пользователями. Можно скопировать готовую презентацию себе в личный кабинет, отредактировать ее под свои требования и получить за несколько минут готовую презентацию. Это может быть очень полезным, если надо сделать презентацию по учебе по конкретной теме.

Редактор презентаций SlideLab. Функционал "Банк презентаций".

Добавили возможность встраивать презентацию, сделанную в редакторе SlideLab на другие сайты и страницы. Так теперь можно вставлять свои презентации в статьи или блоги.

Редактор презентаций SlideLab. Функционал встраивания презентации на сторонний ресурс.
Редактор презентаций SlideLab. Функционал встраивания презентации на сторонний ресурс.

Сделали выгрузку презентации в PDF. Временно убрали загрузку и выгрузку в PPTX, так как функционал оказался сырой и не протестирован до конца, с ним было много багов. Решили отложить в долгий ящик, когда будут свободные ресурсы.

Редактор презентаций SlideLab. Выгрузка презентации в PDF формат.
Редактор презентаций SlideLab. Выгрузка презентации в PDF формат.

Подведем итоги

Работая в найме, можно создавать и запускать собственные проекты. Чтобы ни случилось, не опускайте руки и верьте в свои проекты, даже если близкие люди перестают верить в ваш проект. Возьмите паузу, взгляните на проект под другим углом, займитесь анализом и исправлением ошибок. Важно уметь признавать ошибки и не бояться исправлять их. Ищите единомышленников и партнеров среди коллег. Общайтесь с коллегами, делитесь идеями, развивайте навыки общения. Старайтесь общаться с коллегами на различные темы, не только по рабочим моментам, так вы лучше узнаете друг друга.

Выходит, что вдвоем можно сделать аналог PowerPoint. В нашем случае, это PowerPoint на минималках и вытекает уже в другой продукт, банк готовых презентаций с редактором. Основная ценность остается — это редактор, с помощью которого можно делать презентации.

Мой Telegram-канал, где я делюсь идеями и процессом работы над сервисом.

4040
53 комментария

Благодарю за статью и то, что поделились своей историей.

Вопросы задаю по ходу чтения:
1. Как пришли к самой идее презентаций? На рынке же уже есть достаточно конкурентов, с большими и бюджетами и командами. На что вы делали ставку запуская продукт?
2. Как планировали монетизировать проект? Предлагали платные опции пользователям?
3. Какое количество постоянных пользователей у вас было, что вы решили делать десктоп версию и настолько усложнять себе жизнь не имея монетизируеммый продукт?
4. Ответ на 3 вопрос увидел дальше - разрабатывать это здорово и вы в этом и утонули. Вы делали проект в удовольствие и не для продаж.
5. Почему выбрали именно такую аудиторию - школьников, студентов и учителей? Наименее платежеспособную.

Накидаю пару идей:
- маркетплейс презентаций, где можно будет купить готовые презентации по различным тематикам и стилистике; комиссия за заказ;
- биржа заказов презентаций;
- автоматическое конвертирование презентации в видео-ролик с задержками между слайдами и накладыванием аудио-дорожки.

Я думаю, что ценность редактора - это ваше мнение, мнение пользователей - максимально быстро получить красивую презентацию.

Может быть вы проводили какие-то опросы своих пользователей и можете поделиться результатами?

9

Отвечаю на первый вопрос. Как пришли к самой идее презентаций? На рынке же уже есть достаточно конкурентов, с большими и бюджетами и командами. На что вы делали ставку запуская продукт?

В 2019 году я думал так. Вспоминал Winamp, LightAllow для проигрывания музыки и фильмов, от которых ничего не осталось кроме теплых воспоминаний и которых задушили облачные технологии, скоростной интернет и классные UI Youtube, Spotify, CloudSound и остальные. Так же, происходило и происходит с Photoshop, CoreDraw и другими редакторами, которых вытеснили Sketch, Figma и остальные. Я тогда подумал, почему тоже самое не может произойти с PowerPoint, KeyNote? Людям сейчас трудно и лень регистрацию на сайте пройти, а тут еще нужно искать в сторе дистрибутивы, устанавливать их, настраивать, ведь это можно сделать один раз онлайн и пользоваться с любого устройства и из любой точки мира. Потом мы взяли общее количество сервисов для создания презентаций во всем мире, которые смогли найти. Их оказалось около 25. Мы не видели новых запусков редакторов презентаций на ProductHunt и других ресурсах. В отличии от CRM, количество которых зашкаливает на данный момент и каждый месяц появляются новые, они все равно находят своих пользователей. А если верить данным, что в день делается около 30 миллионов презентаций. Нам показалось, что мы можем занять свою нишу рынка. Запуская продукт делали ставку на UI, современный дизайн и интеграцию с другими сервисами и API, типа Giphy, IconFinder, Unsplash которые позволяют получать медиа. необходимые, для презентации прямо в редакторе.

5

Дополню свой комментарий скриншотом и парой ссылок автору к размышлению.

1. https://wordstat.yandex.ru/#!/?words=заказать%20презентацию
2. https://wordstat.yandex.ru/#!/?words=купить%20презентацию

Изучил ваш сайт с точки зрения SEO - к сожалению, печально. Из рекомендаций - не распыляйтесь на несколько языков поддержки, выберите русский / английский или любой другой и сделайте так, чтобы одна презентация четко подпадала под какой-то запрос. Ещё нужны либо фильтры, либо категории - однозначно может помочь получить приток пользователей, которые ищут презентации в определенной области.

Вместо кнопки "Load more" (в каталоге/базе презентаций) сделайте lazy loading по скроллу - это, как мне кажется, уже must have для повышения вовлеченности и конверсии в целевое действие.

Ключевая рекомендация (надеюсь, что коллеги, занимающиеся SEO профессионально поправят): займитесь переработкой базы презентации именно под целевые запросы и быстрее вводите покупку/продажу презентаций (быстрее всего - Робокасса и подобные сервисы). Во-первых, трафик постепенно будет расти - вам именно это надо, потому что только тогда будет смысл развивать редактор. Во-вторых, начните монетизацию - немедленно, любым способом - комиссия за заказ, подписка для команд или школ/классов. Не бойтесь спросить у сообщества про варианты монетизации - вам помогут и подкинут идей.

Успехов вам и удачи в развитии проекта!

3

Отвечаю на второй вопрос. Как планировали монетизировать проект? Предлагали платные опции пользователям?

Платные опции пользователям не предлагали. Изначально, планировали модель Freemium. Базовый набор бесплатных опций, платная подписка за полный доступ. Например, за платную подписку, пользователь получает выгрузку в формат PPTX, а не только в PDF. Инструмент - убрать фон с изображения. Неограниченное кол-во создаваемых презентаций. Доступ к расширенному набору шаблонов.

В голове еще держали идею делать продукт бесплатным для физ. лиц и продавать корпоративные подписки для компаний, так как все данные мы храним в облаке, то мы легко можем интегрировать корпоративные аккаунты на сервера компании, чтобы все данные лежали у них.

2

Отвечаю на пятый вопрос. Почему выбрали именно такую аудиторию - школьников, студентов и учителей? Наименее платежеспособную.

Как я уже написал в статье, после первого запуска рекламной кампании, мы просмотрели все презентации, которые делали пользователи. Около 80% презентаций это были презентации по учебе и компьютерным играм для стримов, сделанные молодыми людьми. Возможно, им понравилась темная тема и не перегруженный интерфейс, что можно сделать презентацию быстро и поделиться ей. Может потому, что это бесплатно. Возможно людям нравится, что можно использовать gif анимацию и видео в нашем редакторе. Как я написал в другом коментарии: Запуская продукт делали ставку на UI, современный дизайн и интеграцию с другими сервисами и API, типа Giphy, IconFinder, Unsplash которые позволяют получать медиа. необходимые, для презентации прямо в редакторе. Эта концепция ложится на аудиторию, которую мы выбрали - школьники, студенты и учителя. Решили расширить функционал шаблонами и банком готовых презентаций.

2

Большое спасибо за идеи и вопросы. Буду отвечать на каждый вопрос отдельным комментарием, чтобы было удобней. Тут еще задам свой вопрос. Вы указали "Автоматическое конвертирование презентации в видео-ролик с задержками между слайдами и накладыванием аудио-дорожки" - где это может быть нужно и полезно пользователю?

1

присоединяюсь ко второму вопросу

1