От странички в ЖЖ до многомиллионного бизнеса. История компании LiveDune

От странички в ЖЖ до многомиллионного бизнеса. История компании LiveDune

Основатель LiveDune — сервиса аналитики и управления соцсетями — Игорь Красюк о создании своей компании даже не задумывался, все получилось само собой. Простой поиск друзей в новом городе через ЖЖ (LiveJournal, далее — ЖЖ) привел к целому бизнесу с выручкой в 100 млн рублей в год.

Однако, история компании LiveDune не о легких деньгах и быстром успехе, скорее об упорном развитии и удивительном невезении, когда победа Дональда Трампа на американских выборах едва не разорила российскую компанию. В этом материале – история владельца о многолетней вере принципам, стремлении расти и меняться, а также о планах в это нестабильное время.

Скучно в Краснодаре

В 2012 году мои родители переехали в Краснодар, а я последовал за ними из Ангарска. По прибытии купил велик на привезённые деньги, чтобы кататься, интересно же: новый город, места. Параллельно я вбивал в поисковиках что-то связанное с вело и Кубанью. Google активно слал меня в ЖЖ читать местных блогеров.

К тому времени сеть уже хоронили, но я к ней присмотрелся, потому что видел, как эти блогеры постоянно бесплатно тусуются. При моей зарплате в 20 тысяч рублей мне, естественно, тоже захотелось стать халявщиком.

К теме, как трудно найти ЖЖ-шных блогеров, я возвращался несколько раз. Внутренний поиск данной платформы, честно говоря, – гиблое дело. Кое-как отыскал краснодарский рейтинг, создатель которого под публикацией жаловался, что это очень трудозатратная работа.

«Да это не вопрос, — подумал я. Сейчас соберу парсер, я же программист».

Мой рейтинг блогеров в Живом журнале

На написание парсера и составление рейтинга для ЖЖ у меня ушел один день. Под постом было много благодарных комментариев и репостов, вот я и задумался собрать сайт, спрос-то был. Презентация небольшого сервиса, с 20 тысячами пользователей из внутреннего рейтинга ЖЖ с разбивкой по странам СНГ и регионам, вызвала ажиотаж.

<i>                                                Так выглядела главная страница LD в 2014 году</i>
                                                Так выглядела главная страница LD в 2014 году

Поначалу на сайте не было большого количество посещений, но все изменилось, когда директор по маркетингу ЖЖ Олег Бармин рассказал обо мне в своем блоге, это дало 2 тысячи уникальных пользователей за 2 дня.

Затем был еще один рост посещаемости, когда внутренний рейтинг ЖЖ я оформил в виде пузырей. Спустя неделю обо мне снова заговорили из-за графика с плотностью населения блогеров в РФ по регионам. Однако самый большой пик произошел, когда в очередной подборке новостей была краткая заметка «Топ блогеров Санкт-Петербурга».

Удивительно, сколько трафика можно получить от одного упоминания у крупного блогера или сообщества! Этот опыт дал твёрдое понимание, что развитие платформы крепко связано с его популярностью среди пользователей. Тот же механизм наблюдаем и в современном PR-продвижении компании.

Единственное упоминание о нашей нейросети Ольги Станиславовне стало отправной точкой для лавины пиар-активности в СМИ. Про нас написали 125 онлайн-изданий! Важную роль сыграл нейминг – у технологии появилось имя и история, она вписалась в актуальный контекст.

Зашуршали парсеры

В 2015 году я сел за разработку бизнес-интерфейса, который в будущем стал LiveDune Pro. Доступ к нему давал бесплатно и по запросу, ведь нужны были отзывы. Парсеры шуршали, собирали статистику. Со временем появился личный кабинет.

Вплоть до осени 2015 года LiveDune развивался медленно. Тогда я относился к нему несерьёзно, как к развлечению после работы. Было просто интересно: ты что-то делаешь, люди этим пользуются, классно. Прекрасно было бы еще и заработать.

В 2015 году в Уфе состоялся «Нефорум», после которого я решил развиваться в Instagram* и сел за его статистику: сделал простой парсер, который через API собирал последние фото по геоточкам, и эти фото отображал в рейтинге городов ЖЖ. Спустя пару месяцев в базе было несколько миллионов постов из Instagram* и около миллиона аккаунтов.

Тем временем в денежных потоках LiveDune был ежемесячный рост в 50% в течение года.

В то время LiveDune пытались купить многие, но я не продавал сервис, несмотря на его финансовую нестабильность. Мне было любопытно самому развивать платформу и решать проблемы пользователей. Сейчас я безумно рад, что остался преданным себе, своим целям и не изменил своему решению.

Принимать сложные решения мне помогают полярные вещи – чутье и цифры, много цифр. Реальная объёмная картинка строится из множества данных, которые нужно упорядочивать. Это большая работа, но она того стоит.

Принимая решения в бизнесе, обычно я следую алгоритму: разработка гипотезы, проверка «кабинетным исследованием» – гуглим и собираем информацию. Если гипотеза подтверждается, то в случае с продуктом – делаем пробную версию, а с рынком – взаимодействуем. Если гипотеза не проходит, то откладываем и возвращаемся позже, когда будет более подходящее время или появится потребность.

Команда = семья

LiveDune – это не про быстрый успех, сервис набирал обороты годами. На работу я ездил на велике: полчаса туда и обратно, несмотря на непогоду. Уволился, когда получал 70 тысяч, хотя надо было раньше. Тогда родители отнеслись к этому скептически: «Сначала начни там зарабатывать. Что ты там играешься? Иди помогай нам».

Во многом, успехом LiveDune обязан команде. Я к тому времени обзавелся ИП, а Олег Бармин стал моим сооснователем. Затем в компанию на должность саппорта и помощника пришла Марго, мы поженились в 2020 году :) А с 2017 года к команде присоединился разработчик Илья.

<i>             Игорь Красюк и Олег Бармин. Фото из первого большого материала про нас на РБК</i>
             Игорь Красюк и Олег Бармин. Фото из первого большого материала про нас на РБК

Параллельно я ходил на местные мероприятия ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) и в сентябре поехал с командой в Москву на акселерацию. Жить тогда остановились у Олега в двушке: 3,5 месяца спали втроем мужиками в одной комнате, Марго – в другой.

Спустя время команда пополнилась Настей, которая писала мини-тексты о каждом блогере из топов, а затем перебралась в саппорт. Понемногу команда разрасталась. Сейчас у нас 7 отделов и 40 сотрудников. Неизменно одно – отсутствие офиса.

<i>                                                           Новогодний корпоратив 2022 года</i>
                                                           Новогодний корпоратив 2022 года

Наша главная ценность – это семья, мы хотим больше времени проводить с близкими, поэтому работаем из дома. Трижды в год выбираемся на корпоративы: пикники на берегу Черного моря, новогодние вечеринки и практически семейные ужины. Сотрудники съезжаются в Краснодарский край из разных уголков России и соседних стран.

Что дал акселератор

Во ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) мы не были звёздами. Первые недели я вообще не понимал, что от меня хотят и почему критикуют. Оказалось, все просто — нужно было кастдевить клиентов, больше общаться с ними, а не просто пилить фичи в сервис. Тем временем LiveDune научился определять накрутки аккаунтов, и мы помогали рекламодателям разоблачать блогеров, сформировав свою бизнес-концепцию. Моя конечная цель, как участника ФРИИ, – достичь прибыли в 3 миллиона рублей в ноябре. Помогла в этом «Черная пятница», где мы вмиг заработали миллион. Суммарно за весь месяц было выручено 3,5 млн рублей.

<i>                                                                             Мерч LiveDune</i>
                                                                             Мерч LiveDune

LiveDune рос органически и без пиара. PR-команда появилась у нас только в 2022 году. В декабре я ушел с ФРИИ, чтобы расширяться дальше. Надо отдать должное фонду, ведь он помог с кастдевом, трекингом, целеполаганием, иначе бы так и шли наощупь.

В сложный момент мы нашли точку опоры и направление с помощью профессиональных кураторов-трекеров. Проще всего найти своего наставника на образовательных программах.

С одним из моих трекеров – Дмитрием Торшиным мы познакомились в акселераторе и работаем вместе уже несколько лет. У нас регулярно проходят созвоны с командой – раз в 1-2 недели. Торшин – серийный предприниматель, консультирует СЕО и помогает во всех вопросах: трезвым взглядом со стороны с помощью насмотренности на тысячи других кейсов. Это позволяет стряхнуть зашоренность – отойти от продукта и взглянуть со стороны.

Трекинг помогает оторваться от операционки и мыслить стратегически. Большинство компаний находятся «в колесе» – работают, чтобы заработать. Нужно всегда развиться в нечто большее, чем ты есть сейчас.

Скандал после победы Трампа нас чуть не разорил

Рост компании наблюдался до апреля 2018 года, пока Трамп не выиграл выборы, и не случился скандал с Cambridge Analytics. В один из дней Instagram* порадовал письмом об отключении нас от API. По-моему, в тот момент из всех российских сервисов отключили только нас. Наступило какое-то разочарование: сначала ты зарабатываешь, а теперь не у дел.

Писали всем, кто хоть как-то мог знать контакты с Instagram*. Я похудел на 2-3 кг. Но спустя пару дней стресса было решено идти дальше, тем более у нас был еще один API. В этот момент адаптации, от API отключили всех российских разработчиков. Конечно, мы упали.

Май принес около 2,5 миллионов рублей, а к прежним цифрам мы вернулись где-то к октябрю: расширили статистику и весь функционал, плюс расширялось само API.

Планы на будущее резко поменялись

Конечно, никто из нас не был готов к событиям конца февраля, и последствия влияют на компанию до сих пор. Санкции задели и выручку: маржинальность LiveDune еще до начала февральского кризиса была больше 70%, а сейчас — около 20%. Тем не менее это даёт нам возможность не работать в минус, гарантировать сотрудникам заработную плату и даже расширять штат.

В июне ситуация слегка стабилизировалась, и начался рост. Рынок в России понемногу восстанавливался, а число клиентов из других стран – приросло. Но потом случились сентябрьские события. Одно можно сказать определённо – сейчас нет на 100% верной стратегии. Каждая компания принимает решения исходя из сотни вводных.

2022-ый – непростой год, но это не первый кризис нашей команды. Наши конкуренты закрываются, а мы хоть и сильно упали в выручке и увеличили расходы, но растем. В кризис приходится бежать ещё быстрее, чтобы не отстать.

Сейчас пробуем себя на международных рынках, в частности, в Казахстане, Азербайджане, присматриваемся к Европе, странам Латинской Америки. Также выходим на другие соцсети – запустили TikTok и Telegram, всего у нас в обойме 8 соцсетей.

Нам есть куда расти, поэтому я набрал большое количество разработчиков: сегодня в команде всего около 40 человек, половина из них пришла только в 2022-2023 году. В этом году готовим еще несколько мощных релизов, например подключим Pinterest и LinkedIn.

Немного цифр: выручка за 2021 год составила 151 миллионов рублей, а чистая прибыль – 99 миллионов. За 2022 год – выручка составила 105 млн, а прибыль – 56 млн. Да, мы неслабо упали, но собираемся наверстать – у нас большие планы на 2023 год по международному рынку. Долларовая выручка уже пошла вверх.

<i>                                                         Неполная часть команды LiveDune</i>
                                                         Неполная часть команды LiveDune

2022 год встряхнул и дал многое: мы нашли выход и точки роста LiveDune. Другие страны и зарубежные партнеры проявляют интерес к нашему продукту, а за качество они могут не волноваться.

Советы для тех, кто ищет свою нишу:

  • Идеи для бизнеса порой валяются буквально под ногами, нужно заставлять себя смещать фокус и не тонуть в быту;
  • Иногда интуиция сильнее разума, важно следовать за внутренними стремлениями, чувствовать свое нутро;
  • Не бойтесь обращаться к профессионалам в сложные моменты;
  • Неудача помогает взглянуть глубже на ситуацию, возвыситься над ней, и это неминуемо приводит к росту;
  • Мечтатели порой строят не только воздушные замки, но и прочный прибыльный бизнес. Но для этого нужно крепко дружить с цифрами.

*Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признаны экстремистскими организациями в России.

77
6 комментариев

Несколько лет мониторил сервис, так как мне лично презентовали его на старте ввода платных услуг, но так и не смог увидеть удобного и полезного функционала.
Очень надеюсь, что сегодня он доработан.

Ответить

Илья, очень жаль, что у вас остались такие впечатления! Значит самое время вам потыкать наш триал на неделю и изменить их) https://pro.livedune.com

Ответить

где еда в тарелках на корпоративе,почему там телефон😀

Ответить

Мы питаемся технологиями :)

Ответить