Разобрали до последнего шурупа и собрали заново. Как мы запускали стартап по реставрации раритетных роялей

Статный красавец с безупречным силуэтом в блестящем черном корпусе стоит в луче света и манит своим величественным видом. Вы наверняка представили себе дорогой автомобиль… Но речь о рояле, раритетном рояле, который обрел новую жизнь в мастерской Grand Piano Lab.

Мы расскажем о мастерской, где два мастера восстанавливают и модернизируют раритетные рояли, а художник-иллюстратор превращает их в уникальные арт-объекты, настоящие произведения искусства.

Старинные рояли, как эксклюзивные автомобили, ими хочется любоваться и владеть.

Blüthner, 1894 год
Blüthner, 1894 год

Что такое Grand Piano Lab

Grand Piano Lab - это мастерская по реставрации и модернизации старинных роялей. Наши мастера не только возвращают к жизни старинные инструменты, но и раскрывают их потенциал. Отреставрированный у нас рояль по техническим характеристикам не уступает тому инструменту, который был создан десятки лет назад.

Blüthner, 1967 год
Blüthner, 1967 год

В Grand Piano Lab придерживаются традиционных методов ремонта. Мы используем высококачественные инструменты и материалы, которые в основном приобретаем в Германии.

Механика рояля Steinweg, 1907 год
Механика рояля Steinweg, 1907 год

Важно понимать, что кастомные рояли Grand Piano Lab - это не просто красивые памятники ушедшим столетиям, но и прекрасно работающие музыкальные инструменты. Отреставрированные рояли буквально позволяют услышать историю - настоящая магия. Наши мастера разбирают рояли до последнего шурупа, чтобы обнаружить и устранить все дефекты, вызванные временем. После чего восстанавливают инструмент, максимально сохраняя оригинальные детали и модернизируя устаревшие части. В этом заключается философия мастерской.

Разобрали до последнего шурупа и собрали заново. Как мы запускали стартап по реставрации раритетных роялей

Но это еще не все. В Grand Piano Lab рояли становятся кастомными, у них появляется эксклюзивный облик, ведь инструменты превращаются в холст художника.

Коллекция роялей

В коллекции мастерской Grand Piano Lab более десятка старинных роялей XIX-XX века от известных производителей - Blüthner, Steinweg, August Forster, Bechstein и др.

Разобрали до последнего шурупа и собрали заново. Как мы запускали стартап по реставрации раритетных роялей

Самому “взрослому” экземпляру в коллекции 129 лет - это Blüthner 1894 года выпуска. Он полностью восстановлен и прекрасно звучит.

Перерождение рояля. Blüthner 1894

Есть среди ожидающих реставрации и фортепиано - невероятно атмосферный и изящный инструмент фирмы Ed. Seiler 1913 года выпуска.

Пианино Ed. Seiler, 1913 год
Пианино Ed. Seiler, 1913 год
Пианино Ed. Seiler, 1913 год
Пианино Ed. Seiler, 1913 год

Наши рояли мы покупаем у частных лиц. Подходящие инструменты ищем на досках объявлений на специализированных площадках или даже у перекупщиков. Большой выбор требующих реставрации роялей представлен в крупных городах, покупка и оценка инструмента происходит удаленно. Осмотреть выбранный рояль на месте нашим реставраторам помогает доверенный мастер по настройке фортепиано. Кроме того, квалификация наших мастеров позволяет самостоятельно определить состояние инструмента - по фото и видео.

Интересный факт: специалисты по перевозке роялей также способны подсказать, есть ли какие-то критические изъяны в инструменте, у них большой опыт.

Транспортировка роялей
Транспортировка роялей

Для перевозки инструмент накрывают транспортировочными чехлами, упаковывают в различные виды пленки, снимают ножки рояля и закрепляют его на специальную деревянную подставку. Наши рояли перевозят в специально оборудованных автомобилях с подогревом кузова, удерживающими ремнями и другим специфическим инвентарем.

Иногда наиболее удобный путь для транспортировки рояля - окно.

Погрузка рояля с помощью крана
Погрузка рояля с помощью крана

При выборе рояля мы ориентируемся не только на состояние инструмента, но и на именитость и традиции фабрики, ведь у каждого производителя есть свои особенности, определенные технологии и патенты. Тем интереснее становится процесс кастомизации рояля. Если старинный рояль наполнить качественными запчастями, хорошо его отрегулировать, то он становится инструментом высочайшего уровня и способен выдержать конкуренцию с современными представителями отрасли.

Blüthner, 1967 год
Blüthner, 1967 год

В старинных роялях большую ценность представляют материалы, из которых их изготовили на фабрике. Конечно, новый рояль, сделанный из высококачественных материалов, будет лучше, чем он же спустя 100 лет. Но раньше рояли делали из более качественной древесины, чем сейчас. Запасы, например, альпийской ели это позволяли, а сейчас ощущается большой дефицит таких материалов. Добротный натуральный материал, из которого сделан инструмент, становится еще одним пунктом в списке достоинств отреставрированных роялей.

August Forster, 1979 год
August Forster, 1979 год

Следует отметить также и то, что старинные инструменты имели особенное, теплое звучание. Мы стараемся не просто сохранить, но и раскрыть это звучание. Есть ценители, которые ищут именно это. Сегодня философия фортепианостроения изменилась, даже премиальные бренды стремятся к концертному яркому звучанию рояля. А еще пару веков назад все было иначе: огромных концертных залов не было, общество собиралось в салонах, поэтому и инструменты создавали под этот запрос. Самый большой рояль назывался “салонный”, сейчас же - “концертный”.

Разобрали до последнего шурупа и собрали заново. Как мы запускали стартап по реставрации раритетных роялей

Конечно, при выборе и покупке наших “героев” мы стараемся обращать внимание и на историю их жизни: чем она насыщеннее, богаче или даже сложнее, тем интереснее для нас и будущих владельцев. Однако этот аспект является одним из самых сложных при покупке. Зачастую самые потенциально интересные варианты оказываются “чистой книгой” для их же владельцев. Кому-то они случайно достались в наследство, у кого-то десятилетиями антиквариат простаивал в квартире, а какие-то экземпляры и вовсе покрыты семейными тайнами.

Простой пример: вне сомнений, у рояля Blüthner 1894 года выпуска жизнь не могла быть скучной. По слухам, он много лет был на службе в консерватории. Когда мы попытались узнать историю рояля, продавец нам сообщила, что это известно только ее матери, для которой инструмент значил очень много… К тому моменту инструмент жил в этой семье не один десяток лет. Но мать продавца, в свою очередь, напрочь отказалась делиться историей инструмента с кем-либо.

Пианисты-столяры и художник-иллюстратор: команда Grand Piano Lab

В команде Grand Piano Lab - мастера-реставраторы, специалисты по покраске, художественной ковке, художник.

Реставраторы за работой
Реставраторы за работой

Основные работы по возвращению старинного рояля к жизни проводят два мастера-реставратора, которые имеют высшее музыкальное образование, обладают техническими знаниями и большим опытом в столярном деле. Специфика работы предполагает, чтобы реставратор знал свой инструмент как инженер и в то же время понимал и чувствовал его как исполнитель.

Покрасочные работы
Покрасочные работы
Шлифовка корпуса рояля
Шлифовка корпуса рояля

Наши специалисты продолжают совершенствоваться в деле реставрации, посещая различные тематические конференции и мастер-классы, а также на консультациях с представителями отрасли из других стран.

Разобрали до последнего шурупа и собрали заново. Как мы запускали стартап по реставрации раритетных роялей

“Нет таких мастеров, которые бы сказали, что уже все умеют. Чем дальше двигаешься по пути, тем больше интересных моментов открываешь для себя в этом процессе. Нашу профессию можно постигать бесконечно”, - говорит мастер-реставратор Сергей Стецко.

Разобрали до последнего шурупа и собрали заново. Как мы запускали стартап по реставрации раритетных роялей

Фишка реставрации инструментов в Grand Piano Lab - авторская роспись. Занимается этим талантливый художник Анна Редько. Ее работы находятся в частных коллекциях в России, Польше, Германии, Великобритании, ЮАР и др. Анна превращает рояли в произведения искусства.

Роспись крышки рояля, деки - наше ноу-хау. Выглядит это потрясающе. Художник расписывает рояль акриловыми красками, а на крышку добавляет еще и люминесцентную. Созданный рисунок будет светиться, если направить на него луч ультрафиолета.

Роспись деки
Роспись деки

“Мы выбираем образ музыканта, который близок характеру инструмента. Каждый рисунок - это мой взгляд на образ талантливых исполнителей. Я соединяю музыку, их идеи и мысли в целостный рисунок. Работа с крышкой рояля в качестве художественного холста - захватывающий опыт и большая ответственность”, - рассказывает художник-иллюстратор Анна Редько.

Blüthner, 1907 год
Blüthner, 1907 год

В мастерской мы создаем серию кастомных роялей, посвященную известным пианистам и композиторам. Посмотрите, как шикарно смотрятся их портреты и цитаты на роялях.

Blüthner, 1894 год. На крышке рояля изображен канадский пианист, органист, композитор Гленн Гульд (1932-1982). Люминесцентная краска светится в лучах ультрафиолета.
Blüthner, 1894 год. На крышке рояля изображен канадский пианист, органист, композитор Гленн Гульд (1932-1982). Люминесцентная краска светится в лучах ультрафиолета.

После хорошей реставрации и при дальнейшем грамотном обслуживании обновленный рояль может прослужить 50 и более лет.

Blüthner, 1894 год
Blüthner, 1894 год

Отреставрированный рояль имеет эстетическую ценность. Это рояль в возрасте, наполненный свежим содержанием. Аналога такому инструменту нет. Рояли Grand Piano Lab - эксклюзив, которым хочется владеть. Старинные рояли созданы под запросы времени и с учетом развития технологий, они свидетели ушедших дней. Сохраняя и преображая такие инструменты, мы переносим часть истории в наши дни.

Какая часть реставрационных работ интересна вам больше всего? Пишите об этом в комментариях. В следующих материалах мы детально расскажем о самых интересных этапах нашей работы.

1717
11 комментариев

разобрать и собрать заново? но ведь в итоге всегда остается лишняя деталь

Ответить

Тётя Сара, не смешите мои тапки! Если останется лишняя деталь, рояль играть таки не будет, поимейте это в виду!
А вместо сомневаться лучше тисните ребятам падабаечку.
Перевожу: поставьте лайк.)))))

2
Ответить

Наши мастера уделяют максимум внимания инструментам, каждая деталь занимает свое место )))

1
Ответить

Это очень круто, интересно и мотивирует! Спасибо, что делитесь деталями своей проделанной работы! Развития и творческих успехов Вам ❤️🔥🌞

1
Ответить

Благодарим! Мы продолжим делиться подробностями нашей работы ☺️

Ответить

Пост - эстетический кайф!

1
Ответить

Спасибо!

Ответить