Говоря о “Гранатовом браслете”

В этом произведении А.И.Куприн высказывает множество точек зрения по поводу "что такое любовь?", но они позиционируются второстепенными и как способ разнообразить персонажей. Основной же акцент автор делает на "любви", которую испытывает Желтков по отношению к Вере. Прежде чем перейти к анализу "любви" Желткова к Вере и в целом произведению “Гранатовый браслет”, для начала разберемся в отличиях между чувством и эмоцией.

Чувство-это обобщённое отношение к человеку исходя из информации о нём. Эмоция-это мгновенная реакция на внешние раздражители. Из чувства возникают эмоции и этот процесс полностью контролируем и имеет волю, поскольку зависит от информации о человеке и от свободы восприятия этой информации. Но также может происходить и обратное, когда эмоция вызывает чувство. Единственное, что включает в себя эмоция-это инстинктивная реакция на внешние факторы/образы и мозг начинает их рационализировать, выстраивая взаимосвязь между возникшей эмоцией и отношением к человеку исходя из эмоции, тем самым формируя ложные чувства, которые строятся только на "первом впечатлении", а не на информации о самом человеке. В этом случае отношение к человеку нестабильно и не имеет воли, т.к. оно формируются инстинктивно, не основываясь на восприятии информации о человеке. В этом случае человек при объяснении своих чувств к субъекту оперирует абстрактными понятиями без конкретики(т.к. конкретики неоткуда взяться): “Я её люблю, потому что она хорошая, заботливая, ласковая, добрая, начитанная, весёлая и т.д.”. В первом случае же имеется конкретика, потому что человек оперирует именно информацией о субъекте, давая своё оценочное восприятие к этой самой информации и эмоциональный отклик: “я её люблю, потому что это единственный человек, с кем я могу без каких-либо проблем общаться непредметно, нам достаточно просто сказать "привет" и монолит слов, который выплёскивается наружу бесконечен, даже, когда казалось бы вообще нет тем; это единственный человек, который способен видеть меня и понимать не теоретически, а эмпирически из-за схожести нашего опыта и взглядов, которые сформировались из давления этого опыта. Мы оба сломлены и нуждаемся друг в друге, чтобы как минимум понять себя через понимание друг друга”.

Прошу учесть, что все эти процессы в построения отношения к человеку являются рекурсией. В данном случае я дал описание тех аспектов, которые нужны для понимания того, что происходят в произведении; я вырезал и объяснил отдельную часть рекурсии из рекурсии. И чувства, и эмоции не существуют ни отдельно, ни вместе, будучи обособленными от той части процессов, откуда я их вырезал. Прошу не забывать это допущение.

Разбирая отношение Желткова к Вере и в целом как описывается чувство любви в данном произведении нельзя сказать, что хоть кто-то имеет чувства друг к другу. Никто не говорит о человеке как о человеке, все оперируют либо сильными упрощениями, либо описанием сугубо внешних факторов. Желтков ни разу не говорил с Верой и единственное, что он может знать о Вере-это её внешность, голос, результаты/продукты/формы деятельности, например, рестораны, куда она ходит, хобби, которыми увлекается, мероприятия, на которых бывает, но даже это не говорит Желткову о Вере ничего, поскольку нельзя судить о человеке, ориентируясь на его деятельность из-за огромного количества углов для рассмотрения деятельности, например, есть художник, который всю жизнь рисовал цветочки и животных и вот в один прекрасный день, он рисует расчленёнку. На это можно посмотреть как то, что художник всё это время скрывал свои истинные чувства по отношению к человечеству и наконец захотел выразить их на холсте или на то, что художник решил испытать свои навыки в чём-то настолько чуждом для него стиле, когда как правда заключалась в том, что ему могли заказать эту картину или иной другой контекст. Желтков не владеет всей информацией, он видит лишь деятельность без какого-либо контекста, выдумывая уже “свою Веру”.

Если рассматривать самого Желткова, то это человек, который потерял себя. Он ничем не увлекается и ни что не вызывает эмоций кроме Веры. Как мы уже выяснили, Желтков именно что испытывает лишь инстинктивные эмоции к Вере. На её месте могла быть абсолютно любая женщина, которая бы ему понравилась только по “первому впечатлению” и вызвала бы эмоции. Его жизнь пуста и безынтересна для него же самого из-за этого те эмоции, которые вызвала Вера были самым лучшим мгновением в его жизни и после утраты которых, он перестал видеть смысл в своём существовании.

Проблема представления таких людей как Желтков в этом произведении-это прямая романтизация. Виден результат к которому привела “любовь” Желткова к Вере, но акценты в произведении выстроены так, что при декодировании его смысла читателю преподносится не то, что это не здорóво, а скорее то, что мир бывает несправедлив и именно то, что испытывал Желтков и есть настоящая любовь. Этот смысл деструктивен для любой личности, которая не имеет своего опыта в этом вопросе и не имеет представления, как эти процессы происходят.

Обобщая всё сказанное выше, любви в данном произведении нет. Посыл, который оно так яро продаёт деструктивен.

11
реклама
разместить
1 комментарий

Моя любимая книга из школьной программы) Одно удовольствие было читать

1