После ухода из России зарубежных систем мобильных платежей практически единственным способом оплачивать покупки бесконтактно стал QR-код. Как функционирует такой способ бесконтактной оплаты, рассказываем в статье.QR-платежи функционируют в Системе быстрых платежей (СБП), через которую россияне в прошлом году провели более 3 млрд операций на сумму почти 14,5 трлн рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2021 году.В 2022 году россияне стали активно пользоваться QR-кодами для оплаты покупок в интернет- и офлайн-магазинах.Жители страны совершили таким способом около 360 млн покупок, что в 27 раз превышает показатель 2021 года, отмечается в отчете Банка России. В три раза выросло количество торговых точек, принимающих оплату в СБП.Тенденция оплачивать покупки по QR-коду будет набирать обороты.Эта технология удобна: покупателю не требуется для оплаты пластиковая карта или система NFC на мобильном устройстве. Клиент просто открывает на смартфоне мобильное приложение своего банка, сканирует QR-код на кассе и оплачивает покупку.Это максимально безопасно: кассир создает каждый код единожды. Именно благодаря уникальности QR-кода его нельзя подделать. Кроме того, в момент покупки можно проверить все данные: банковские реквизиты, сумму и назначение платежа.Для магазинов принимать оплату в СБП по QR-коду выгодно: они могут обходиться без платежных терминалов. Сотрудник формирует одноразовый QR-код на смартфоне, покупатель его считывает своим мобильным устройством.Соответственно, продавец не платит за установку и техническое обслуживание терминала, а также экономит на эквайринговой комиссии. Благодаря этому даже небольшие торгово-сервисные предприятия могут принимать платежи по безналу.Отсутствие необходимости устанавливать платежные терминалы дает торговым точкам, кроме прочего, независимость от зарубежных компаний, которые занимаются техобслуживанием данного оборудования.Например, недавно французский поставщик POS-терминалов Ingenico объявил об уходе с российского рынка.Поэтому для торговых сетей сервисы СБП и прием платежей по QR-коду – лучший выход.Мировая практикаВнедряя в торговый оборот оплаты по QR-кодам, наша страна следует за международной практикой.В мире эта технология применяется с начала 90 годов. Правда, первые QR-коды использовались не для оплаты, а для сканирования информации об автомобильных запчастях при транспортировке из автоконцерна Toyota. Именно Япония стала родоначальником QR-системы.Как платежный инструмент QR-коды впервые стали использоваться в Китае в минувшее десятилетие. Жители страны оплачивают таким способом все товары и услуги.Чтобы понять масштаб, достаточно посмотреть на цифры: по QR-кодам китайцы проводят около 80% всех платежей. Количество таких трансакций достигает почти 2 млрд раз в день.Изначально инструментом для QR-платежей стала социальная сеть и мессенджер WeChat. Позже к этой системе присоединилось платежное приложение Alipay.В Таиланде QR-платежи очень популярны не только среди коренных жителей страны, но и среди мигрантов и туристов. Это самый удобный и дешевыйспособ безналичной оплаты покупок и онлайн-переводов.Ведь при оплате картой с покупателя взималась эквайринговая комиссия (там она не заложена изначально в стоимость товара, как в России) и процент за конвертацию валют.При оплате по QR-коду все эти неудобства исключены: в 2020 году в Таиландепоявилось приложение SCB Easy, разработанное Сиамским коммерческим банком (SCB) и компанией Ripple.В приложении пользователи проводят онлайн-переводы без комиссии и рассчитываются в магазинах по QR-коду без процента за эквайринг и конвертацию валют.В Саудовской Аравии в 2019 году запустили сервис для оплаты по NFC-технологии и QR-коду. Это дало импульс развития безналичных платежей.Развитие QR-системы помогло торгово-сервисным предприятиям, которые до недавнего времени могли принимать только наличные, сразу перейти на бесконтактный способ оплаты. Им даже не пришлось устанавливать POS-терминалы для приема пластиковых карт.Индиястала страной расцвета бесконтактных платежей во время эпидемии COVID-19. И если в 2020 году такие расчеты были вынужденной мерой, то сейчас это уже привычный и по праву оцененный индийцами способ платежей.Оплаты по QR-коду стали развиваться в Индии благодаря внедренному семь лет назад платежному сервису платежному интерфейсу UPI. За это время сервис обработал 99 млрд транзакций и вошел в пятерку самых крупных платежных сетей мира.Дальнейшему распространению платежей по QR-кодам будет способствовать внедрение цифровой рупии на платежном рынке Индии.В Южной Кореедействуетмобильное приложение Kakao Pay. Пять лет назад в нем появилась опция платежей по QR-коду, которую быстро оценили пользователи.Только за один год сервис Kakao QR Pay обработал3 триллиона вон в транзакциях.Позже правительство Южной Кореи разработало другое платежное решение Zero Pay. Это помогло избавить небольшие торговые точки эквайринговой комиссии.В США платежи на основе QR-кода очень популярны.Их предлагает не только самая крупная платежная система PayPal, но и ритейлеры. Последнее, кстати, выделяет Америку на фоне других стран.Ритейлеры встраивают QR-оплаты в свои мобильные приложения. Пионером в этом направлении стала сеть кофеен Starbucks. В 2011 году она запустила в своем приложении электронные платежи.Вслед за Starbucks торговые сети запустили свои мобильные кошельки и стали лидерами платежного рынка страны. В приложениях крупных ритейлеров американцы оплачивают до 40% покупок.Кроме этого, несколько игроков розничной торговли США разработали CurrentC – единый сервис оплаты по QR-кодам.В странах Европы QR-сервисы активно используются не только в крупнейших международных системах, но и в локальных платежных приложениях, которые действуют в отдельных странах Евросоюза.Например, жители Швейцарии пользуются приложением TWINT, которое встроено в систему быстрых платежей – оплачивают товары по QR-коду, осуществляют онлайн-переводы по номеру телефона.Для населения Германии действует платежный сервис Giropay, который охватывает более 1,5 тысяч банков. Семнадцать миллионов пользователей оплачивают товары мгновенным онлайн-переводом со своего банковского счета продавцу.В Бельгии люди пользуются сервисом для онлайн-платежей – Bancontact, где действует несколько методов приема оплаты, включая QR-код.В мире стоимость транзакций с применением QR-кода ежегодно увеличивается. В ближайшие три года эксперты ожидают 25% роста, до $3 трлн.
в каких-то странах есть сервисы оплаты по QR-коду
Вывод — люди по всему миру именно так и предпочитают оплачивать покупки. Л — логика.
И дальше число пользователей будет расти, просто пока не все принимают такую оплату
Куар сейчас очень оптимален.