Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло

Мы российский AI стартап. С середины прошлого года к нам поступали разные предложения о сотрудничестве и инвестициях. Расскажем о некоторых из них, и объясним почему ничего не получилось.

Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло
Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло

Gerwin AI — это сервис генерации текстов и изображений посредством нейросетей. Мы запустились еще до старта ChatGPT, в середине июня прошлого года. У нас уже накопилось много историй, которые могут быть полезны для других стартапов — и мы решили делиться ими.

Сегодня поговорим о нашей практике с потенциальными партнерами и инвесторами:

Мегафон

Да, наша инвестиционная история начинается с него.
Все закрутилось когда мы получили письмо с их корпоративной почты. «Мы хотим инвестировать в ваш проект!» — сообщалось внутри. Почему-то поверить было трудно, но почта оказалась официальной, и осознав масштаб оффера, мы немного прибалдели.

Оператор-гигант предлагал нам сотрудничество по их инициативе: история многообещающая. Мы дали ответ, и согласовали дату встречи.

Тщательная подготовка к созвону: проверить интернет, настроить камеру, причесаться.

— Сегодня исторический день для Gerwin!

Эту мысль мы думали первые десять минут разговора, пока менеджер Мегафона не начал разъяснять условия сотрудничества:

Вы бесплатно соберете нам промо-лендинг с презентацией вашего функционала по нашему брендбуку, предоставите все доступы и аналитику, а мы в ответ нагоним вам тестовый трафик.

Инвестор Мегафона

Разъясняем: предлагалось за наш счет сделать отдельный лендинг с описанием нашего сервиса, кучей элементов бренда оператора (логотипы, бело-зелено-фиолетовые цвета, и все в этом духе): короче внешне это должно выглядеть как коллаборация. Мегафон в свою очередь пригоняет туда свой трафик, замеряет метрики, и решает что делать с нами дальше.

Несмотря на довольно серьезный заход в письме от Мегафона, с нами говорил менеджер нижнего звена. Ощущение было сугубо субъективным, и вполне возможно ошибочным.

Однако были неприятные моменты вроде резкого перехода на «ты» с его стороны, и манера общения в целом походила на приятельскую, нежели деловую.

В некоторой степени их предложение было интересным, но было одно но.

Никакой конкретики, от слова совсем

Количество и продолжительность предоставляемого трафика, содержание лендинга, сроки, маломальское ТЗ — не важно, делайте сайт, давайте доступы а там разберемся.

Такой подход нам не понравился, и мы хотели отказать, но случая не представилось. Потому что после созвона никакой дальнейшей обратной связи от Мегафона мы так и не получили.

Наш вариант нового слогана для Мегафон
Наш вариант нового слогана для Мегафон

Гигант IT-сферы

По собственным соображениям не будем указывать конкретных названий, но в мире IT данная компания на слуху практически у каждого. Скажем одно: на сегодняшний день там работает порядка 6000 сотрудников.

Инициатива о сотрудничестве также была с их стороны: состоялось несколько длительных встреч в Zoom.

С нами даже лично беседовал генеральный директор (да, самый-самый главный). Это были очень приятные и грамотные люди, вести диалог с которыми — одно удовольствие.
Но снова одно но:

Опять никакой конкретики

Несколько созвонов мы говорили совершенно ни о чем, и не услышали никакого предложения.

Давайте сотрудничать!
— Давайте! Что будем делать?
Мы крупная компания. И хотим сотрудничать с перспективными проектами. Наша история началась в далеком...

И так снова и снова.

Из разговоров мы поняли только одно: нас тщательно анализировали. Задавалось очень много точных технических вопросы вроде архитектуры построения нейросетей, данных по серверам и оборудованию и т.д.

Для чего это делалось известно лишь одному Богу, при условии, что никакого конкретного предложения так и не поступило.

Возможно, они ждали, что мы что-нибудь предложим.
Но все это казалось странным, и неопределенным, а любые попытки прийти к конкретике как будто перематывали весь диалог в самое начало.

Инвесторы Дубая

Мальдив, Кипра, Сингапура и черт его знает чего ещё.
Это не компания, но отдельная группа молодых и успешных людей, которых стоит отметить.

Они действуют по примерно одинаковой схеме: пишут в Telegram (который обязательно Premium), представляются «профессиональными инвесторами», обязательно указывают место жительства, часто прикладывая свою фотографию на фоне широко известных достопримечательностей, и делают фантастически выгодное предложение: получить долю в компании в обмен на какие-то ништяки.

Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло

Под ништяками предполагается невероятная инвестиция в виде билета в мир передовых бизнесменов/инвесторов/шейхов, заоблачных сумм от их друзей, и вообще вы поймали шанс, тот самый, единственный за всю жизнь.

Приведем два конкретных случая:

Скамный
По описанной схеме паренек предложил инвестировать в наш проект, в обмен на скромную долю в Gerwin. В качестве инвестиции он предложил внести приличную сумму, но был один ньюанс.

Парень предлагал оплату в крипте, а именно в малоизвестном шиткоине, которого мы ни нашли ни в одном чарте.

Колаборативный
Другой молодой человек (на минуточку житель Бали, но скорее всего Тайланда) также предлагал взять его в равноправные партнеры. Денег не предлагал, но обещал дать нам доступ в мир его бесчисленных знакомств и связей.

— Если вы возьмете меня в команду, я каждый день буду приводить вам новых людей, находить инвесторов, и познакомлю с членами основанного мной бизнес-клуба. Каждый из них владеет компаниями, с совокупным оборотом в миллионы долларов в день...

На этом моменте мы положили трубку, чтобы ноутбук не перегрелся от температуры его предложения.

К слову, подобные инвесторы пишут нам примерно каждый месяц.

Сколково

Самая неожиданная инвестиционная история.
В прошлом году в Сколково проходила осенняя инвестиционная сессия. И к нам от Димы Беговатова попал контакт человека, который как раз решал какие проекты заслуживают инвестиций.

Мы связались, и договорились о созвоне.
Нас сразу же ждал первый сюрприз: созвон оказался полноценным собеседованием. Тоесть сразу, без прелюдий, по делу.

Мы представили себя с лучшей стороны: рассказали о том, что занимаем перспективную нишу, что за AI будущее, что у нас есть текущая операционная прибыль (чем молодые проекты редко могут похвастаться). В общем мы инвестиционно привлекательны как Натали Портман в молодые годы.

Разговор длился 15 минут, а человек со Сколково оставил о себе хорошее впечатление.
Но вы уже догадываетесь, что было дальше — конечно же новое но.

Второй сюрприз был несправедливо простым: нам отказали в проходе на следующие этапы из-за отсутствия конкретного «инвестиционного запроса»

Нужно было просто назвать точную сумму

Посмотрите на питчи IT-стартапов: у 90% даже нет элементарного MVP, но разрисованы красивые слайды. При этом они активно ищут средства, и некоторым даже удается их получить. Так и произошло в нашем случае: ребята прошедшие далее, сумму указали, и стали кандидатами.

Не будем утверждать, что в Сколково выдают деньги всем, лишь бы попросили, но ситуация оказалась забавной.

Рубрика вредных советов:

Первое
При общении с крупняками, и потенциальными инвесторами, возникает страх, что твою идею скопируют, и сотворят непобедимого конкурента за счет огромных ресурсов компании. Это не совсем так: у гигантов есть большая беда — неповоротливость и скорость принятия решений. Пока вы будете сосредоточены на разработке вашего продукта, компании только-только начнут собирать совещания и тонуть в собственной бюрократии.

Второе
Не спешите раскрывать свои карты тем, кто вами интересуется. Сначала выслушайте их предложение, и если не слышите конкретики — задавайте прямые вопросы, просите встречную информацию.

Третье
Рынок насыщен крутыми проектами, но на бумаге. Они пестрят слайдами, но не имеют под собой практически никаких разработок. Действительно хорошим стартапам стоит поучиться у них наглости. Пускай у вас самый старт, свежее MVP — делайте как они, и вы порвете любых конкурентов, что бы они не говорили, потому что ваше преимущество в действии.

Четвертое
Надейтесь на себя.
Маленькие команды, при активном участии основателей всегда могут дать бой почти на любом рынке. Если стартап успешный, не спешите продаваться, покажите всё на что способны, и вскоре вам станут неинтересны многие предложения. Найти силы и ресурсы на независимое развитие в течении какого-то периода вполне реально.

Помните, что ваша независимая работа — это ваша свобода

Возможно, у вас был подобный опыт, и есть иное мнение по этой теме: мы открыты к дискуссии.

С вами был сервис генеративного контента Gerwin,
До скорого!

109109
174 комментария

Однако были неприятные моменты вроде резкого перехода на «ты» с его стороны, и манера общения в целом походила на приятельскую, нежели деловую.

они все поголовно так общаются. стремно, согласен

17
Ответить

О боги, люди ещё в 2023 боятся обращения на ты. И более того, хотят на Вы, чтобы быть деловыми.

Если у вас есть время на такие вещи, то можно и не продолжать.

9
Ответить

Всю статью можно урезать до четырех пунктов.
1. "Золотые времена" helicopter money прошли. Теперь придется потрудиться.
2. Если вы не способны зарабатывать сами, то вы нах никому не нужны.
3. Если у вас уже нет чего-то интересного, что вы уже запилили до того, как приходить просить денег, вы нах никому не нужны.
4. Если у вас нет протестированного на рынке кейса, то вы нах не нужны крупняку.

PS Про Сколково:
1. Вы же не прошли в следующий раунд отбора, поэтому не знаете на каких условиях там деньги выдают :)
2. Инвестиции от Сколково (и вообще от российского крупняка) — это full stop любому международному развитию. Не то, чтобы это был автоматически неправильный выбор, но Вы должны сразу принять решение — развиваться в РФ или иметь шанс в "Большом мире". Если выберете РФ, то потом "переобуться" уже не получится.

10
Ответить

тлетворное влияние запада

Ответить

Не будем утверждать, что в Сколково выдают деньги всем, лишь бы попросили, но ситуация оказалась забавной.

У них, скорее всего, как и у всего государственного есть план по распределению бюджета на проекты. Поэтому берут тех, кто подходит под этот бюджет и с кем его можно распилить, сами проекты нафиг не нужны, лишь бы на бумаге всё выглядело красиво, чтобы было чем отчитаться перед начальством - красивые картинки, графики и циферок побольше. Сколково = показуха и распил бюджета.

12
Ответить

Есть хоть какие-то пруфы? Или обычный наброс?

8
Ответить

"отказали в проходе на следующие этапы из-за отсутствия «инвестиционного запроса»" - ну естественно, если вы не знаете, для чего конкретно вам инвестиции (да у вас уже своя прибыль! может вам не надо вообще) и сколько вам на это нужно, ну и как с вами работать?

9
Ответить